Семейно-родовая культура в русской и православной

     Доклад на конференции «Православная русская школа: традиции, опыт, возможности, перспективы». 10 – 14 мая 2019. Православная классическая Гимназия-пансион Свято-Алексиевской Пустыни памяти протоиерея Василия Лесняка (Ярославская область, Переславский район, село Новоалексеевка, ул. Алексиевская Пустынь, д. 7).

1. Патриотизм и Леонид Михайлович Савёлов.
Разговор о семейно-родовой культуре нужно начинать с вопроса о патриотизме и первом исследователе этого явления в среде дворян, участвовавших в Отечественной войне 1812 года, Леониде Михайловиче Савёлове. Именно он увидел традицию воспитания патриотизма у героев, наследованную их потомками в семье.
В 1913 году после празднования 100-летнего юбилея победы в 1812 году он обратился к императору Николаю II с просьбой о создании Общества потомков участников Отечественной войны 1812 года, что и было успешно реализовано Указом Императора в феврале 1913 года. К сожалению, 1913 – 1914 годах многое сделать не удалось из-за разразившейся Первой Мировой войны и последовавшей революции. В1918 году Леонид Михайлович был вынужден эмигрировать в Грецию, где создавал русские общества, издавал генеалогический журнал. Неоднократно бывал в Сербии. Но затем выехал к дочери в США (Детройт), где её муж работал на автомобильном заводе Форда, проживал на семейной даче и публиковал свои труды о родословиях и воспоминания  о деятельности различных родов в России.
Пережив Вторую Мировую войну, в 1947 году (19 октября) он ушёл в иной мир, оставив кладезь идей о семейно-родовой культуре и направлений её исследования. Суть их заключалась в том, что внутри института семьи в русской культуре присутствуют некоторые незаурядные механизмы, как генетические и физиологические, так и духовные, которые формируют в каждом индивидууме патриотизм как защитный механизм семьи, отчего дома и отечества в целом. И эти механизмы необходимо глубоко изучать.

2. Исследования в Центре семейно-родовой культуры.
      В 1997 году трудами потомков участников Отечественной войны 1812 года Общество потомков было возрождено. Более того, с 2004 году в нём был образован Историко-просветительский Центр семейно-родовой культуры им. Леонида Михайловича Савёлова, который занимался исследованием института семьи и преемственностью поколений, популяризацией результатов исследований в обществе, разработками методических пособий для средних и высших учебных заведений.
С помощью исследований Центра было установлено, что патриотизм как качество развивающейся личности формируется с момента рождения, с раннего возраста в семье путём целенаправленного воспитательного процесса родителей. Более того, он становится направляющим стержнем целеполагания воспитательного процесса и во многом облегчает усилия родителей, задействуя потребности самовоспитания и самообразования в самом человеке. В дальнейшем патриотизм становится в определённом смысле лечебным фактором, определяющим и исключающим вредоносные воздействия типа наркомании и лудомании, компьютерной зависимости или аутентичности (аутистистичности) на развивающегося молодого человека.
Исследования с Центре показали, что семейно-родовая традиция существует в обществе наших предков достаточно давно (с момента его возникновения), совершенствуется и видоизменяется из столетия в столетие как отдельное направление культуры, свойственное различным сословиям общества и обладающее одинаковыми механизмами воздействия, несмотря на имущественные и правовые отличия индивидов.
При этом сам институт семьи стал представляться более широко, поскольку именно он обеспечивал приток и непрерывную смену поколений. Именно он обеспечивал передачу не только и не столько генетических родовых признаков, сколько непрерывную передачу социального опыта (как-то: навыков обеспечения гигиены и создания быта, в том числе, строительства жилищ, трудовых навыков и развития соответствующих способностей, навыков медицинских и т.д. и т.п.). Именно он обеспечивал передачу и закрепление духовного опыта, который включал этические отношения между ближними и дальними, бескорыстие и ответственность материнства, самоотверженность и ответственность отцовства, любовь к предкам, безграничную Веру в Господа и Божественную Истину. 
В результате долгих 10-летних трудов сотрудники Центра пришли к общему выводу о необходимости соответствующего образования будущих родителей, начиная со школьной скамьи. В результате их направленной деятельности в конкретной школе, систематических занятий с учениками были разработаны методические пособия по новому предмету: «Семейно-родовая культура». Данные пособия после обкатки и доработки были направлены в 2009 году в Минобразнауки РФ (министр Фурсенко), откуда пришло одобрительное заключение с пожеланиями самостоятельного (?) внедрения данной проблематики в школы через директоров.

3. Православие и семья.
    Безусловно, нужно обратить внимание, прежде всего, на тот непреложный факт, что институт семьи был заложен в содержание жизни на земле задолго до формирования групп общества, современных религий и, конечно, государственности. Очевидно, веками шло его совершенствование. Все эти процессы формирования института семьи нужно дотошно изучать, чтобы понимать и действовать разумно. Естественно, этот багаж знаний, как данность Божественной Истины, во многом подвигнет человечество к лучшему из времён.
     Если говорить, об эпохе язычества, то следует замечать, что в силу языческих отношений к богам жрецов и шаманов тем не менее ими отмечалось и прославлялось бескорыстие матери и её ответственность перед детьми и семьёй, отцовская ответственность перед семьёй как фактор защиты её от различного родов посягательств, защита жилища семьи и ареала проживания. Как духовные ценности они были приоритетны.
      По этой причине и в православии отмечается особое отношение к  Богу-Отцу как защитнику страждущих и Богородице как матери богочеловека Сына Божия – Иисуса Христа, всеобщей любви к Ней и уповании на Неё!
     Принятие Русью православия обеспечивало сохранение и развитие семейно-родовой культуры народа и было принято с благоговением и радостью. Заметим, что все этапы появления и развития семьи сопровождаются православной церковью. Учитывая непрерывность смены поколений, можно это достаточно просто показать на обрядах и церковных службах. От сватовства молодых людей до свадьбы, от зачатия и вынашивания нового поколения до его рождения, от рождения до крещения и младенческого выхаживания и воспитания, от формирования трудовых навыков до образования и воспитания молодых людей их сопровождал пригляд и надзор церкви. Процесс формирования будущих родителей был естественным в православном обществе. Его непрерывность и постоянная  преемственность обеспечивалась сожительством нескольких поколений (2-3), влиянием приходской общины и постоянным церковным служением со периодическим снятием грехов и Причастием перед Господом. По истечении срока земной жизни церковью проводились обряды соборования и успения каждого крещённого и воцерковлённого. Все эти обряды проводились с участием священнослужителей, церковного прихода и общины, в которой жил, трудился и умирал каждый человек.

4. Семья и современные формы развития общества.
    Учитывая изложенные выше обстоятельства формирования и развития, как отдельного человека, так и семьи в целом, следует признать нынешнюю беззащитность семьи, можно сказать, её беспризорность. Поколеблено и унижено православие, сократились приходы и уничтожены общины.
    Не будем обсуждать причины, по которым это произошло, только отметим, что ещё 100 лет назад крестьянское население составляло 98% всего населения России. Несмотря на его экономическое и политическое бесправие, заявляемое политтехнологами прошлого и современными, оно быстро росло.    
    По прогнозам Д.И.Менделеева к 1950 году население России должно было составить около 500 млн. человек.
     Почему же этого не произошло? Почему мир ополчился против России? Подвергнув её многочисленным испытаниям! Не позволив ей развиваться! Сократив население на треть против прошлого! 
     Поняв происходившие процессы и их исходные причины, мы способны будем разобраться в прошлом и составить прогноз на будущее, на направления необходимого развития. Будем ли мы на это способны – другое дело! Но идти с открытыми глазами – уже, на мой взгляд, немало!
    Для этого нужно убрать из рассуждений всякую политичность мнений и взглядов. У нас привелось рассматривать историю, то с позиций империализма, то с позиций большевизма, то с позиций либеральных. Во всех этих случаях рассмотрения исторических процессов присутствовала потребность угодничества власти. Скрытая или явная, может быть неосознанная – неважно. Но она была. Однобоко использовались исторические факты, ущербно работали архивы и музеи, сеилось безбожие, уничижалась народная культура и множилась пропаганда.
    Если мы выставим в качестве принципа – сохранение и развитие населения, то взгляд на историю пополнится здравомыслием жизненного опыта и принципом социальной необходимости обеспечения достойной жизни любого человека.
     В этом случае, мы не будем взывать к социальной справедливости, на которую так любили ссылаться большевики, пожертвовавшие миллионами человек населения для достижения своих целей мирового влияния, на научный и технологический прогресс, которые любили и любят учёные и инженеры, освободившие тяжёлый труд и тем самым выкинувшие на обочину жизни «голодных и рабов», на экономические теории Смита и Мальтуса, которыми насыщены современные псевдоэкономические и псевдоэкологические теории, ставящие своей целью дальнейшее и непрерывное сокращение населения Земли из-за, якобы, ограниченности ресурсов, пекущихся о золотом миллиарде достойных. Уже в этой последовательности видна угрожающая жестокость и жёсткость грядущих времён.

5. Однако давайте вернёмся к середине XIX века, когда в России работала тенденция роста, когда был наглядный прирост населения, который и сейчас доступен историкам через архивы и мемуары свидетелей тех времён.
     Вспоминается министр просвещения и духовных дел Сергей Семёнович Уваров с его известным лозунгом: «Православие. Самодержавие, Народность». Когда его спросили посетившие Россию революционеры из Франции, кичащиеся своей республиканской формой правления, какова форма правления в самодержавной России, он ответил: «У нас форма правления ОТЕЧЕСКАЯ. Государь – отец всему народу. Руководитель департамента – отец всем в департаменте. И так далее по всей России» (цитируется по памяти – автор). Безусловно, со стороны Уварова это было большим преувеличением, поскольку далеко не все относились к подчинённым по-отечески. В том числе, и помещики. Но как принцип правления был вполне логичен. К тому же у него были большие перспективы в реализации и развитии. Сегодня к нему склоняются современные сторонники монархической формы правления. Иные - из здравомыслия, другие - из политических интересов не слабеющей конъюнктуры.
      К сожалению, Россия в середине XIX века неуклонно склонялась к европейской идеологии государственности и европейским ценностям. Чтобы понять их истоки, нужно вспомнить о, так называемой, Великой Французской революции 1789 года, когда БОГОБОРЧЕСТВО становилось объективной потребностью нарождающейся и развивающейся БУРЖУАЗИИ.
    А если посмотреть в исторические дали, то мы найдём в них интересы МАСОНОВ, которые, исторически владея древними знаниями, пытались установить с их помощью своё господство над миром. Отсюда «растут ноги» английской и французской революций, которые образовав соответствующие государственные структуры и отстранив церковь от государства, добивались своих тайных целей. «Омасоненные» Англия и Франция «умудрились» в начале XIX  века даже вступить в войну между собой за мировое господство.   
    Естественно, что их приоритеты интересов были направлены на Россию. Тут и экономические ресурсы, и живая рабочая сила, и миллиарды грядущих доходов. Освобождённая богоборчеством от нравственных ограничений масонская масса двинулась на Россию. В 1801 году ими было инициировано  убийство российского императора-реформатора Павла I, позволившего себе встать поперёк дороги Англии вступлением в союз с Францией.
      В последующем, занявший российский престол император Александр I рядом своих решений и государственных реформ остановил процесс революционного разложения сложившейся культуры русского общества, а в 1812 году объединил его против агрессивных противников – французских масонов и их союзников. Взяв Париж и принудив  Францию к капитуляции, он на несколько десятилетий отодвинул растущее влияние масонства на Россию. Однако, последнее проникло в России под прикрытием идей научного просветительства и техногенного развития и  образовало в среде элиты ложи по типу европейских. Тайные формы объединения элиты в ложах  использовались доморощенными масонами для конъюнктурного занятия профессорских должностей в университетах и руководителей департаментов в государственных структурах. Это проявление масонской коррупционности было замечено русскими патриотами. Известным деятелем и защитником национальной культуры, президентом академии наук Александром Семёновичем Шишковым была создана православно-патриотическая партия, обращено внимание Государя и приняты некоторые меры. Александр I пытался остановить данный процесс, разрушающий основы национальной культуры, Указом о запрете тайных масонских лож 1/14 августа 1822 года, но сделать это в необходимой мере не удалось!
     В результате 100-летнего влияния и разрушения национальной культуры Россия была доведена до революции 1905-го года, а затем и до революций 1917 года. Последующий советский период отличался ярым богоборчеством.

6. Сегодня в результате предыдущих процессов и либеральных реформ мы имеем странное, якобы, выборное правительство, беспризорную семью, разрушенную семейно-родовую культуру и подавленное православие, отделённое от государства и тем самым лишённое рычагов воздействия на властные структуры. За каждое решение в пользу семьи приходится платить непомерную цену общественной активности, на которой пытаются тоже спекулировать. Это касается происков, так называемой, западной Ювенальной Юстиции, имеющей масонские корни и интересы бизнеса в России, которой, якобы, противостоят нарочито созданные юридические структуры, всякого рода Родительские комитеты. И те и другие имеют немалые доходы от своей деятельности.
 Не менее явным результатом западного безнравственного влияния является активное продвижение в России технологий искусственного оплодотворения и суррогатного материнства. Всё это продвигается в Госдуме РФ и Правительстве под прикрытием забот о семье и прав частной жизни.
Большой проблемой является внедрение в цивилизационные права человечества права однополой любви, которая разрушает духовную силу всего общества, девальвируя понятия традиционной семьи, чистоты и  любви, при этом являясь болезненным проявлением человеческих отклонений.
Между тем, вопрос  об образовании и воспитании будущих родителей в современной школе даже не ставится. Заметим, что вопросы внедрения в программы образования 2-х иностранных языков решаются активно и положительно, в то время как вопросы внедрения в программу среднего образования предмета «Семейно-родовая культура» так и не решены.
 А ведь внедрение этой тематики могло бы объединить многоконфессиональное верующее и неверующее население России вокруг здоровья семьи, традиционных ценностей, ориентации всей молодёжи на счастливое будущее не на словах, а на деле.
В качестве предложения предлагаем включить в Решение конференции следующее: «Одобрить внедрение тематики «Семейно-родовая культура» повсеместно в средних учебных заведениях страны, включая суворовские училища и кадетские корпуса и кадетские классы в  школах и направить его в Минобразнауки Российской Федерации».
Спасибо за внимание.


Рецензии