Блок. Царица смотрела заставки... Прочтение

11. «Царица смотрела заставки…» 


                Царица смотрела заставки —
                Буквы из красной позолоты.
                Зажигала красные лампадки,
                Молилась богородице кроткой.

                Протекали над книгой Глубинной
                Синие ночи царицы.
                А к Царевне с вышки голубиной
                Прилетали белые птицы.

                Рассыпала Царевна зерна,
                И плескались белые перья.
                Голуби ворковали покорно
                В терему — под узорчатой дверью

                Царевна румяней царицы —
                Царицы, ищущей смысла.
                В книге на каждой странице
                Золотые да красные числа.

                Отворилось облако высоко,
                И упала Голубиная книга.
                А к Царевне из лазурного ока
                Прилетела воркующая птица.

                Царевне так томно и сладко, —
                Царевна-Невеста — что лампадка
                У царицы синие загадки —
                Золотые да красные заставки.

                Поклонись, царица. Царевне,
                Царевне золотокудрой:
                От твоей глубинности древней —
                Голубиной кротости мудрой.

                Ты сильна, царица, глубинностью,
                В твоей книге раззолочены страницы.
                А Невеста одной невинностью
                Твои числа замолит, царица.
                14 декабря 1902





      Напомню, что данное стихотворение, входит в книгу «Распутья». Из словарей: "РАСПУТЬЕ 1. Перекрёсток двух или нескольких дорог". Распутья – это когда “перекрёстки” следуют один за другим, когда они путают, отвлекают от цели, сбивают с истинного пути.

      Данное стихотворение – это как раз такое отвлечение, другая дорога, чужой путь. Потому что стихотворение – это реплика или, выражаясь языком начала  XXI века - фанфик  Блока на «1 Симфонию, Героическую» Андрея Белого.
      Царица, невинная царевна, птицы… Сравните:

               «В тот час родилась королевна. Пала красная мантия на мрамор перил. Король, весь в белом шелку, весь в утренних, алмазных искрах, молился над ребенком своим.
               И навстречу молитве сияла голубая бесконечность, голубая чистота восходящей жизни.
               Король пел над ребенком своим. Он с каждым аккордом срывал со струн розу.
               И день проходил. Стая лебедей потянула на далекий север. Звезды – гвозди золотые – вонзались в сапфировую синь…

               …Надвигалось ненастье. Мать сиживала у окна в изразцовой комнате. Не смела выйти на осенний холод -- вся седая, вся строгая, вся покорная судьбе.
               Отец поговорит о минувшем горе. Голову склонит. Стоит опечаленный.
               Тогда прилетал лебедь темный и садился на перила террасы.
Королевна боялась лебедя темного. Звали лебедя лебедем печали.

               …старая королева, залитая атласной ночью, обратила взор свой к дочке. Она прощалась, собираясь в путь.
               Ветерок шевелил белыми, как снег, кудрями. И кудри струились. Ветерок принес из далеких чащ запоздалый привет короля.
               Старуха указывала рукой на далекие лесные чащи, и обе плакали. Потом старая королева говорила дочке своей: "Я знаю, что ты скрыла от меня".
И обе плакали.
               Потом старая королева говорила дочке своей: "Я уже давно приготовилась к этому: по ночам принимала тайные вести.
               "А теперь, когда это случилось в лесных чащах, мне больше нечего медлить. Но ты не плачь ни о мне, ни о короле...
               "Я поручаю тебя Вечности...
               "Уже не раз Она стояла меж нами в час печали. Отныне Она заменит тебе и отца и мать".
               Старуха дрожала. Из глаз струились слезы, а вокруг головы – кудри... Она вся заструилась и растаяла облачком.
               Над плачущей сиротой склонилась Ночь в виде бледной, строгой женщины в черном.
               Бледная женщина в черном целовала и звала на служение себе…»
   

     Не правда ли, сидя "у окна в изразцовой комнате" так уютно разглядывать "синие загадки — золотые да красные заставки"...

   


Рецензии