О созвездии актеров фильма Ликвидация

Сегодня мне хочется поделиться своими впечатлениями о многосерийном фильме «Ликвидация», который я считаю одним из немногих лучших произведений отечественного «постсоветского» кинематографа. Фильм вышел на экраны еще в 2007 году, но за десятилетие «с хвостиком» своего существования он, по моему мнению, совершенно не устарел, и всякий раз пересматривается, будто впервые!
Когда-то, когда фильм только вышел, я после его просмотра «накропал» о нем небольшую статейку – не критическую, не разбор достоинств и недостатков ленты, а свое мнение об актерском ансамбле, сделавшем просмотр этого фильма настоящим праздником впечатлений. А сейчас, разбирая свои старые записи, перечитал ту статью, удивившись, что за прошедшее десятилетие с лишним для меня лично ничего не изменилось, и мои ощущения от очередного (уже в который раз!) пересмотра этой картины остались практически теми же, что и тогда. Поэтому я захотел поделиться той старой статьей, которую (за ненадобностью!) даже по истечении времени практически почти не правил, с теми, кто помнит и любит до сих пор фильм «Ликвидация».

Да-а-а, не оскудевает русская земля талантами! Эта мысль приходит мне в голову каждый раз, когда я пересматриваю фильм «Ликвидация» (сериалом его называть мне не хочется потому, как это слово у нас уже давно стало почти ругательным).
По поводу данного фильма сломано достаточно много перьев: одни ругают картину, другие хвалят. Я после появления «Ликвидации» поначалу - мимоходом, случайно на пару минут попав на середину какой-то из серий - грешным делом, отнесся к фильму негативно. Он мне показался ремиксом на тему «Место встречи изменить нельзя». Уж больно в том эпизоде харизма Машкова походила на харизму Высоцкого. Но потом все-таки решил разобраться: нельзя судить о большом многосерийном фильме по одному двухминутному эпизоду. Купил в магазине диск «Ликвидации», поставил фильм с самого начала, и… что говорится, «влип». В первую очередь – из-за неповторимого одесского фольклора, специфического говорка, переливающегося юмором, наивностью и хитростью. Во-вторых – из-за целого созвездия замечательных актеров, как знаменитых, так и не очень, но все равно ярких, запоминающихся. Этим-то «Ликвидация» и походит на «Место встречи». Любая, даже самая маленькая, эпизодическая роль исполнена блестяще; подбор актера на нее – неизменно «в десятку»!
В основном «разборки» по этому фильму крутятся вокруг темы отстрела бандитов на ночных улицах: было это, или не было? Честно говоря, эта тема фильма (в плане исследования и критики) меня меньше всего интересует. Скорее всего – было. Крутые времена требуют крутых мер. Люди, только что вернувшиеся с войны, еще «не остывшие», вряд ли церемонились с бандитами. А то, что документального подтверждения тому отстрелу нет, так – наши архивы до сих пор малодоступны, да и «прятать концы» в России всегда умели…
Но я сейчас не об этом. Я – о ярких человеческих характерах, созданных в этом фильме. О внезапных открытиях незнакомых мне талантливых актеров, о встрече с хорошо знакомыми артистами моей молодости, которые сильно изменились внешне, но стали еще талантливее, чем были на заре своей карьеры. Перечислять можно бесконечно. Меня очень порадовал немолодой уже актер Виктор Смирнов; его начальник Одесского УГРО Андрей Остапович Омельянчук так трогателен в своей старательно напускаемой грозности, из которой вовсю просвечивает очень добрый и мягкий человек! Располневшая до неузнаваемости Светлана Крючкова по-прежнему брызжет юной энергией и обаянием, и заставляет тебя верить, что она родилась и всю жизнь прожила в Одессе. Великолепен Владимир Меньшов в роли маршала Жукова, роли, которая раньше была прерогативой одного только Михаила Ульянова. Особенно сильный эпизод у Меньшова: взгляд на портрет Сталина после «победы» над преступностью – там, в молчании, столько всего намешано… Я лично особо ценю актеров, умеющих играть одними глазами (это не каждому дано) – они заставляют размышлять, думать, а не просто следить за тем, куда герой пошел и что сделал…
Очень хорош Фёдор Добронравов. Хотя его оперуполномоченный Лёха Якименко в чем-то перекликается с типажами Добронравова из «Шести кадров», за недалекостью вчерашнего фронтовика, брошенного на борьбу с преступностью, за его лихорадочной жизнерадостностью чувствуется, чувствуется тяжелая военная судьба, заставляющая его торопиться жить. К тому же Лёха очень по-народному обаятелен, а иногда и трогательно комичен (как в эпизоде пьяной обиды и потери Нагана в клозете). Очень артистичен Александр Сёмчев в роли «маминкого сынка», 40-летного недотёпы Эммика, у которого всё, абсолютно всё валится из рук. Просто потряс меня Алексей Кирющенко, которого до этого я видел только в одной из серий про «Прекрасную няню» в роли «усатого няня», изображающего из себя гея. После той комедийно-гротесковой роли его талантливо сыгранный контуженый Марк, натужно пытающийся вспомнить самого себя, так берет за горло, что – слезы на глаза… Большим открытием для меня стал и Константин Лавроненко, сыгравший бандита Чекана. Впечатляет он взглядом, наполненным внутренней силой, умением многозначительно молчать, «говорить одним лицом». Про физподготовку актера я уж и не говорю. В «Ликвидации» я видел этого артиста впервые, но сразу появилось ощущение, словно знаю его давно. Симпатичен он мне как человек даже в роли врага; уже тогда в нем чувствовался большой актерский ресурс, не раз проявленный Лавроненко в последующих киноролях. Виктора Супруна (водитель Гоцмана Васька Соболь) я видел до этого в фильме «Штрафбат». Роль у него там небольшая, но запоминающаяся. А в «Ликвидации», на мой взгляд, Виктор вообще показал «класс». Роль совсем эпизодическая, почти из массовки, а как сделана! Чего стоит только нелепая - чтобы заглушить страх - песенка про «бабушку и налетчиков» под пулями во время погони за бандитами! А его кружение в вальсе в обнимку с патефоном накануне гибели… Высший уровень, берет за сердце!
Еще поразила меня своей неузнаваемостью катастрофически постаревшая, но по-прежнему обаятельно-женственная певица Наталья Рожкова, еще в первой половине 90-х годов исчезнувшая с нашей эстрады, и вдруг появившаяся в фильме в маленькой роли провинциальной певички. Много, очень много хороших актеров играли в этом фильме. Понравились мне и вдумчивый Юрий Лахин (полковник контрразведки Чусов), и таинственный Сергей Угрюмов (разведчик Виктор Платов), и очень естественный, органичный мальчишка Коля Спиридонов (приемный сын Гоцмана Мишка Карась). Про Сергея Маковецкого уж не говорю: гении говорят за себя сами! Однако в связи с Маковецким хочу вспомнить еще одного любимого мною актера, так же сыгравшего эту роль. Сыгравшего всего в одном эпизоде – спиной. Я говорю об Андрее Краско, артисте, первоначально утвержденном на роль бывшего карманника Фимы, но успевшим сняться только в одном эпизоде – смерти своего героя. Именно тогда Андрею стало плохо, и вскоре он скончался. Группа была потрясена потерей, но работа есть работа: съемки нужно было продолжать. Так в «Ликвидации» появился Маковецкий; однако в память об Андрее в фильме оставили эпизод, отснятый с Краско: в сцене, где Гоцман стоит над телом Фимы, лежит спиной верх не Маковецкий, а Краско.
Вы, наверное, заметили, что перечисляя замечательных актеров и их роли, я усердно обхожу вниманием нескольких главных героев. Просто о них разговор особый. Их талант и актерское мастерство не подлежат сомнению, иного от них и ждать не приходилось. Я сейчас хочу через этих актеров о главной (лично для меня) теме фильма поговорить. Именно о той теме, из-за которой я фильм время от времени и пересматриваю. Мне в «Ликвидации» больше всего интересна тема не борьбы с бандитизмом (этого сейчас во всех фильмах полно), а тема любви. Вернее, несколько тем. Потому что в фильме показаны как минимум три разные истории любви – каждая из них своеобразна, каждая трогательна и каждая трагична.
Так, трагична и безысходна любовь бандита Чекана и наводчицы Иды (Ксения Раппопорт). Ну не было у них будущего, даже в «загранке», куда они так стремились. Закономерен их конец. Но так их жалко, бестолковых. А потому жалко, что и Лавроненко, и Раппопорт сыграли не бандитов, а людей. Людей, в сущности своей способных любить «по-лебединому». Но – жизнь у них так сложилась, стали бандитами. И пошли к своему концу… В этой истории очень впечатлила меня Ксения Раппопорт. И как красивая женщина, и как мощная актриса. Я даже заинтересовался ее творчеством, просмотрел список ее киноролей. Ксения, оказывается, снимается с 1991 года, на ее счету до выхода «Ликвидации» было уже 23 фильма. Большинство фильмов я не видел (особенность нашего кинематографа 90-х гг. – все снятое «уходило в песок»), в других – у нее маленькие роли, там и сами-то фильмы трудно запомнить. И вдруг – такая удача! Роль Иды сделана тонко, психологически выверено, это – одна из самых лучших ролей в фильме!
Не менее трогательна и не менее трагична история любви Давида Гоцмана (Владимир Машков) и Норы (Лика Нифонтова). Там, казалось бы, все должно сложиться удачно: не бандиты, порядочные советские люди… Ан нет! Нора, оказывается, вдова репрессированного, и не хочет втаскивать «государева человека» Гоцмана в круг скрывающихся от «пролетарского правосудия». Вот и «кобенится» (словами Мишки Карася). В разыгрывании этой истории оба партнера великолепны. Нифонтова очень естественна в достоинстве и стойкости настоящей русской женщины, может быть и гнущейся, но не ломающейся под напором политических и жизненных стихий, остающейся верной, надежной, непродажной. Это - женщина из прошлого, вроде моей покойной мамы; сегодня таких не встретишь, вывели их у нас напрочь «перестройка» и десятилетия «борьбы за построение счастливого капитализма». А у Машкова благодаря Нифонтовой появляется море возможностей для «куража», для «амурной» охоты, для завоевания сердца «непокорной». Эти неумелые, нелепые ухаживания занятого «по гланды» подполковника УГРО одновременно трогательны, трагичны и смешны. Здесь Владимир перемешал все грани своего таланта – от трагедийных до комедийных, он то яростен и напорист, то совершенно смущен и беспомощен. То приходит на свидание к Норе с коньяком, который из расстройства пьет стаканами, то цветы бросает своей избраннице в руки, словно веник – дворничихе… И смешно, и грустно. И совсем не похоже на уверенного в себе Жеглова из «Места встречи..». Эпизоды ухаживания Гоцмана за Норой – самые любимые мною в этом фильме.
Еще одна любовь – пожалуй, самая трагичная. Любовь немецкого шпиона и диверсанта Виталия Кречетова (Михаил Пореченков) к советской певице Антонине Царько (Полина Агуреева). Этой истории в фильме уделено меньше места, чем предыдущим двум, но от этого она не становится менее захватывающей. Оба актера в своих эпизодах выше всяких похвал; они буквально живут своей любовью, показывая ее во всех ипостасях: от зарождения чувства, через страсть и счастье быть вместе, до внезапной и нелепой (хотя и очень закономерной) гибели.
Именно когда я смотрю на Пореченкова и Агурееву у меня в голове чаще всего и мелькает мысль о том, что не оскудевает Россия талантами. Полина стала для меня одним из самых ярких открытий в этом фильме. Она не только очень хорошая актриса (про красоту ее я уж и не говорю, сами видели), которая ярко сыграла стервозную, но изумительно обаятельную звезду эстрады. Она еще и великолепная певица. Причем – какой разный диапазон: от озорной песенки про итальянскую проститутку, которую ей позволили спеть со сцены только после того, как Кречетов объявил ее песней про итальянскую партизанку, до великолепного и трагичного романса «Белая ночь» в старорусском стиле.
Михаил Пореченков в роли глубоко внедрившегося врага, умного и веселого друга Гоцмана, просто бесподобен (мне кажется, это одна из самых лучших его актерских работ в кино). Особенно он мне нравится в сцене с песней «Белая ночь»: в фильме не рассказывается, как этот явно талантливый русский человек стал вражеским агентом. А в этот момент он страдающими глазами рассказал все о том, чего нет в сценарии. Поневоле мерещится картина юного дворянина-юнкера, судьба которого была разрушена революцией, который на сговор с врагом пошел, чтобы вернуть ушедшую прежнюю жизнь и, наверное, погибшую любовь… И теперь вот она, новая любовь перед ним, а уже ничего не исправишь и не спасешь, потому что эта любовь принадлежит к тому миру, который он ненавидит, а он борется с этим миром беспощадно, насмерть. По крайней мере, именно это представляется мне при просмотре эпизода с песней «Белая ночь»…

Время все расставляет по местам. Есть фильмы, которые при просмотре кажутся яркими и значительными, но проходит год, а то всего пара месяцев, и ты уже этот кинофильм не вспоминаешь, и при повторном его показе по телевидению не пересматриваешь. «Ликвидация» к таким «однодневкам» не относится. Как и в чем-то перекликающийся с ней фильм «Место встречи изменить нельзя», «Ликвидация» и через 12 лет после выхода пересматривается с удовольствием и восхищением талантами тех, кто сделал это выдающееся кино. Несмотря на то, что в фильме целых 14 серий, он и в десятый раз смотрится «на одном дыхании». И, поставив на просмотр первую серию, уже очень трудно, почти невозможно остановить просмотр до самого конца…


«КОЗЫРНЫЕ» ВЫРАЖЕНИЯ НЕКОТОРЫХ ГЕРОЕВ ФИЛЬМА «ЛИКВИДАЦИЯ»

Давид Маркович Гоцман:
- Так, всем три шага назад и дышать носом!
- Картина маслом!
- Не расчёсывай мне нервы!
- Фима, закрой свой рот с той стороны: дай доктору сделать свое мнение…
- Мне доктор сказал ходить, вот я и ходю… Для здоровья полезно!
- Будешь учить уголовный кодекс от заглавной буквы «У» до тиража и типографии…

Фима Полу-жид:
- Шо ты мне истерику мастыришь? Ты посмотри вокруг и трезво содрогнись!
- Ты же не окно в женской бане. Зачем в тебе дырка?
- Сём. Верни награбленное в мозолистые руки. Тебе ж с них еще кушать!
- Не, мне нравится это «Поздравляю»… Может, ему гранату в окно бросить?..
- Не строй мне Клару Целкин…

Андрей Остапович Омельянчук:
- Нет, операцию по Сеньке Шалому ты затеял казисто. И коняшник подставной – цекавая идея. Но зачем ты сам залез туда? Для покататься с ветерком?
- А у нас шо, тихая поляна с лебедями?

Лёха Якименко:
- Фима погрозил ему пачкой махорки, так он вспомнил за какой-то грузовик…
- У меня ж людей - грудь четвёртого не видать!
- О-о, яка цыпа!..

Тётя Песя:
- Я вас умоляю, Вы же знаете за Эммика: он если не сломает, то уронит и как раз таки не помимо пальца, а на самые ноги!
- Вот уважаю Вас, но пфу Вам под ноги за Ваше каменное сердце!

Эммик:
- Шо Ви кричите, мама?! Я понимаю слов!
(Про рыбу, которую ему поручили почистить) - Мама, она проснулась и не хочет!..


Рецензии
Спасибо! Здоровски!

Соня Ляцкая   24.05.2019 23:38     Заявить о нарушении
Вы только поправьте название - видимо у них ограничено количество букв, потому так странно отформатировалось...

Соня Ляцкая   25.05.2019 00:35   Заявить о нарушении
Спасибо, не заметил. Уже исправил.

Петро Власов   25.05.2019 05:21   Заявить о нарушении