Дети капитана Гранта на Канавах

Личные мемуары о красной эре (72)
Смотреть с иллюстрациями в блоге автора
https://blukach.by/post/1435


 Моё поколение играло в детстве во всё, как и везде: в войну, в прятки, в магазин, в семью, пикаря, городки, футбол, испорченный телефон, каталось с горки на санках, прыгали с трамплина на лыжах…

 Но, уверен, лишь в 30-дворной Гадивле ещё играли и в детей капитана Гранта. И больше нигде в мире. А всё потому, что я был предводителем деревенской детворы своего возраста и младше. Старшие как-то к моей команде не примыкали.

 Так вот. Ещё в начальной школе я перечитал практически весь русский перевод французского классика Жюля Верна и испанского Сервантеса. Вернее, Сервантеса не всего, а лишь «Дона Кихота», ибо иных произведений испанца в Свядской избе-читальне не было. Вот и начал просвещать остальных сверстников тому, что почерпнул сам в приключенческих романах.
 
 Начал с того, что за Гадивлей, в урочище Канавы, организовал Необитаемый остров. Чтобы начать его обустраивать для игры, надо было всем её участникам присвоить имена героев моих любимых произведений. И каждый их получил. Самые трудяги, занимающиеся заготовкой берёзовых ветвей на шалаши, Лёнька Мозго и Толик Демко, стали матросами Вильсоном и Мюльреди. Мой брат Васька Шушкевич превратился в Роберта, сына капитана Гранта. Его дочкой Мэри нарёк свою сестру Аньку Шушкевич. Девочкам присвоил титулы и имена жены владельца яхты «Дункан» Элен Гленарван, её горничной миссис Олбинет и т.д. В общем, никто из играющих не оказался не перекрещённым.

 Присваивая игровое имя, я вкратце давал характеристику его носителя. Новые кликухи воспринимались с воодушевлением. С трудом довелось навесить на кого-то имя рассеянного географа Жака Паганеля и, соответственно, его жены мисс Арабеллы. И уж никто не хотел становиться мятежным боцманом Томом Айртоном. Пришлось им быть временно по очереди, и немного исправить первоначальный сценарий игры: искать не только самого капитана Гранта, но и пирата Айртона для последующей изоляции.

 На Канавы вело узкое глиняное поле, называемое Глинищем и обычно засеваемое льном. Со стороны Авласового Хутора к нему вплотную подступал густой ольховник. Со стороны же Гадивли на Глинище наезжал светлый березняк с редкой лесной травой. В нём и обосновали Необитаемый остров.

 В первую очередь соорудили, как и на всех стройках, отхожее место. Для того выкопали длинную и узкую яму. Поперёк положили доску. Для вступления в игру необходимо было обязательно «обновить» первый объект: сходить по большому в новый туалет. Кто этого не сделает, будет отчислен с Необитаемого острова. Никто того не хотел, потому всячески старались даже через силу. У Вильсона никак не получался необходимый позыв, а играть хотелось. Поэтому тужился так, что результат получился кровавым. Все смеялись, но чистосердечно поздравляли бедолагу с включением в игру.

 Первое пользование отхожим местом происходило при коллективном обзоре. Лишь девочки занимались чем-либо в ином месте. Когда пришёл их черёд, тактично отошли мальчики.

 Я не сказал, кем был я. Исправляюсь: персонажем иного произведения иного автора. Взял я себе кликуху Дон Кихот, считая рыцаря печального образа наиболее романтической ролью. Соответственно мне нужен был верный оруженосец Санчо Панса. Им с радостью согласился стать хулиганистый Иван Мозго.
 
 Такие замысловатые имена дети слышали впервые. И когда я приказал Элен Гленарван составить список обитателей Необитаемого острова, она под номером «1» вместо «Дон Кіхот» написала «Донкі Хот».

 Конечно, дети до того не читали «Детей капитана Гранта» и им было интересно всё, что выдумывал я. Строили будки, шалаши, землянки, лабазы. Лето было длинное, и дни напролёт мы не могли лишь искать капитана Гранта да гоняться за пиратом Айртоном. Играли в обычную войну, прятки, догонялки, спускались с берёз, в общем, резвились. А ещё читали. Я обязал всех играющих прочитать приключенческий роман Жюля Верна «Дети капитана Гранта». Он в Свядской избе-читальне был один, поэтому читали по очереди. Но в избу-читальню раз в неделю я водил всю ораву. Заставлял брать «Пятнадцатилетнего капитана», «Двадцать тысяч лье под водой», «Таинственного острова» Жюля Верна; «Остров сокровищ» Льюиса Стивенсона; «Белого Клыка», «Смока Белью» и другие рассказы Джека Лондона; путевые записки «В дебрях Уссурийского края», «Дерсу Узала» Владимира Арсеньева.
 
 Лишь «Доном Кихотом» не загружал детские умы. Понимал, что для учеников начальной школы это непостижимая головоломка. Естественно, избачка Анна Мильчанина меня боготворила – столько читателей ей организовал всего лишь за интерес. Содержимое же шкафа с книгами Гадивлянской начальной школы было неинтересным.

 После обеденного поедания скромных крестьянских «ссобоек» наступала «чытальная гадзіна». На час Необитаемый остров замирал. Все его обитатели читали.

 Некоторые мои недоброжелатели-неучи за ревностное  лидерство в среде гадивлянской детворы приклеили мне обидную кликуху – Комбаб. Но она была несправедлива. В моей команде было больше мальчиков, чем девочек.

 И когда пару лет назад проходил съезд уроженцев Гадивли, Аня Крицкая (Круглик и Мисс Арабелла) из литовского Висагинаса предложила тост за меня как просветителя гадивлянской детворы.
 
 Мне было приятно узнать, что юные гадивлянцы меня понимали. К тому же тем тостом Мисс Арабелла напомнила, что ещё я во время четырёхкилометрового марша в Свядскую избу-читальню и такого же обратно экзаменовал обитателей Необитаемого острова: требовал пересказывать содержание прочитанных за неделю книг, дабы не сфинтили, что читали.

 Необитаемый остров на Канавах существовал в средине 60-х годов прошлого века.


Автор ностальгировал по далёкому детству в 2019 году.


Рецензии