Дачная жизнь

Госдума отменила  понятие  дача. Путин  изменил жизнь дачников, упразднил дачные  товарищества,   а до этого были  ДСК. Дача станет настоящим  архаизмом и пройдут годы, когда они растворятся в  больших домах. Были  садоводческие
и  огороднические  товарищества. С 1января 2018года останутся две формы  товарищества:  садоводческие и огороднические  для  собственных  нужд.

Дачники- это особый  тип  людей. На дворе стоит  глубокая осень,  а они  продолжают
 работать  на  земле,  до первого  снега. Ранней  весной, только сошёл на участке   снег,  а они  везут первые саженцы  на свою любимую дачу.
Конечно дача предназначена больше для  отдыха.  Полное безделье,  удовольствие  лежать в  гамаке,  читая  книгу  или сидеть  в  шезлонге  и смотреть, как по небу  плывут  красивые пушистые облака.   На даче  должно расти много цветов,  терпеть не могу  грядки,  самое удачное - теплица.  Люблю  выращивать баклажаны, в теплице.
Будущие  баклажаны красиво цветут  и у них  пряный  запах.
Всё моё детство прошло на даче.  На даче жила моя бабушка  и её  две сестры. Я  эти годы  вспоминаю  с большой  теплотой. 
В 1936году  бабушка с дедушкой  купили  дачу  в ДСК "Швейник," вступив  в  дачный строительный кооператив. На даче были три комнаты  и большая   терраса,  вход со стороны  террасы,  был парадным.  С другой  стороны  дачи-  ещё один вход.  Двери комнат нараспашку были  открыты  и я с  большим  удовольствием  каталась  по комнатам  на велосипеде. Потом комнаты перекрыли,  сделали  изолированными  и мне пришлось  кататься  на террасе  вокруг  стола. 
Терраса    это особая   дачная  зона.  Она занимала  большую площадь,  квадратная  с  большим  круглым столом,  над столом  висел большой красивый абажур.
Вся  летняя  жизнь  была сосредоточена  на  ней.  В дождливую  погоду   целый  день  находились  на террасе.  Я любила, когда   каждый день  устраивали  полдники.
К бабушке  приходили  её  приятельницы-  дачницы,  на чаепитие .  Я очень любила  эти посиделки,  слушать их разговоры.  Они  говорили о  литературе ,  о новых  спектаклях, всё что касалось  культурной  жизни  Москвы.
У них была красивая  речь,  мне нравилось,  как они  выглядят   и жизнь  у них  удалась...
У меня  был строгий  режим   дня,  бабушка любила  дисциплину,  но  тем  не менее  меня  очень  баловали.  Я  обязательно  должна  была  быть при  деле  и от меня  требовали  послушания.  К моему  счастью,  я относилась  к этому  легко.  Когда на дачу  приезжали  родители,  я никогда  на бабушку  не жаловалась. 
Я  ненавидела  делать зарядку  и ходить  босиком  по траве.  У меня  были большие проблемы  с едой.  Я  ела в основном  шоколад,  мороженое, каши  терпеть не  могла, а мясо и рыбу  есть брезговала. Еврейскую  кухню не  признавала, любила только  Тейглах  (сладкое блюдо).    Бабушка готовила  мне на завтрак  манную  кашу  с клубникой,  клубнику я  конечно съедала, а каша  оставалась,  она опять клала  мне ягоду, я  и её съедала.  Но  каша  остывала  и есть её  было невозможно.  Бабушка говорила:  "Вредная   девчонка"  и  отдавала  кашу  кошке.
Я любила  с бабушкой  гулять по дачному  посёлку,  она  мне показывала  дачи известных  писателей  и  артистов. Мы  ходили  в поле  и смотрели,  как  лёгкие  самолёты  взлетают  в небо, а потом  из них  прыгают  парашютисты.  Это  очень красивое  зрелище.
На  участке  не  было  грядок.  Зато была  плантация  клубники,  кусты смородины,  малины  и фруктовые деревья. Мой дедушка  сажал  вишнёвые  и сливовые деревья  до войны.  Я эти  деревья  сохранила.  Удивительно,  но  ягоды на них  иногда появляются.  На участке  росло  много сосен,  часть из них  погибла.  Одна сосна  росла  около  крыльца  террасы,  ее  спилили ещё до моего рождения.  От неё остался  огромный  пень.  Я любила  играть  в куклы  на этом  пне. По мере  моего взросления  менялось  использование  пня.  Потом  сидя на нём читала  книги.  Мне  было 10лет  я  натаскала  земли  на этот пень,  получилась  красивая  круглая  клумба.  Бабушка меня  похвалила  и помогла  мне посадить  цветы.   Своим  приятельницам  рассказывала  и хвалилась,  какая  у неё  внучка.
У бабушки  был  недостаток, она постоянно меня нахваливала, меня это смущало. Я была  покладистым  ребёнком, всех любила и всем была  довольна.   
В дачном посёлке был клуб,  а при нём  библиотека.  Бабушка  была активная  читательница.
Она и  меня  записала, в библиотеку,  занималась моим  чтением.  Я вела  запись  прочитанных  книг.
Бабушка мне посоветовала  прочитать  книгу  Бруштейн "Дорога уходит  вдаль."
Мне очень понравилась  героиня -девочка  Сашенька.  Я решила, что у меня  тоже  интересное  детство  и написала  детские  впечатления,  а также описала свои  шалости. 
Меня всегда  удивляли бабушкины  сборы   на дачу.  Это был серьёзный  переезд  на всё лето.
Масса  коробок,  все  подписаны
Всю почту  бабушка переводила на  дачу, а потом  с  дачи  обратно  в Москву, обязательно  временно  прописывалась.  Я никогда  не прописывалась  на даче и считала  это  глупостью.
Бабушка  вызывала  такси -"Победа"  и  мы быстро  приезжали на дачу,  в 50- е годы  машин  на дорогах было  мало.
Бабушка была очень активная  и всё  у  неё  было под  контролем.  Около  калитки нас  ждал  местный житель,  Виктор Иванович  и помогал  носить  вещи,  он снимал  огромные  щиты  с окон  и дверей  террасы  и относил  их в сарай.  В  комнатах  окна были  закрыты  ставнями,   я любила  открывать и  закрывать  ставни,  наводить  порядок  в комнатах.
По  всему  участку  стояли  небольшие  столики  и  скамейки,  я на них стелила  дачные  скатерти. Виктор Иванович  вешал  гамаки  и мои  качели. Устанавливал настольный  теннис. На обустройство дачной жизни уходило несколько дней.
Затем мы праздновали  открытие  дачного сезона.
Под  окном  террасы  стоял  огромный  круглый  стол.  В хорошую  погоду  мы трапезничали  за этим столом.  Через окно  бабушка подавала  мне  посуду  и  столовые  приборы. Я  расставляла  их ,  а потом  сидела  и охраняла  посуду  от всяких  мошек.
После еды  бабушка мыла посуду,  а  я  вытирала  полотенцем  тарелки.  Я всячески пыталась  убежать  от  тихого  часа, но бабушка  укладывала  меня  в  гамак  и читала мне книгу.
Ближе к вечеру  я поливала  цветы,  у меня была  маленькая  лейка. Я  любила  это занятие.
В  21час  я  отходила  ко сну, бабушка  приносила мне  в постель  чашку козьего  молока  и  шоколадку.  Конечно молоко  я  не любила,  но чтобы не расстраивать  бабушку, закрыв глаза, выпивала  залпом  и  тут же  закусывала  шоколадом. 
Бабушка  читала мне книгу,  в этот  момент  я её  обожала. Она читала  с выражением, поясняя  мне определённые  места  и  неизвестные  для меня  слова. Бабушка закончила МГУ  математ. ф-т. К сожалению  её  математические  способности  ко мне  не перешли.
Я просыпалась очень рано,  солнечные  лучики пробивались  сквозь  ставни. Очень приятно  в полной тишине,  гулять по саду. Сделав обход сада   и  полив  цветы, я накрывала стол к  завтраку. Это было одно из любимых моих занятий.  После  завтрака  мы шли  к портнихе, потом  к местной женщине,  покупали  у неё  зелень. Люди, которые меня окружали  вели праздную и интересную жизнь, мне  это  нравилось. Мы постоянно  ходили  в гости  на другие  дачи,  мне  было  любопытно, как  у знакомых  моей бабушки,   налажен  быт.
  В гостях  у  знакомой,  я ей  объявила:"У  Вас  всё очень  культурно".  От  моих слов  она  долго  приходила в себя.
На некоторых  дачах  висели  металлические  объявления:"  Дача отличного  содержания".
Они до сих пор  висят.  Мы с бабушкой  ходили в  кино,  в парк  на карусели.
Бабушка и её  сёстры  три раза в день  переодевались.  Я любила  одевать  бабушкину шляпку  и перчатки, брала её сумочку и японский  зонт от солнца  и  ходила  по саду  воображая,  что  я живу  в  19-м веке.       

Я хорошо усвоила,  что дачная  жизнь- это  праздник.
Когда я стала школьницей, каникулы, школьные  проводила  у бабушки  в  Москве.  Мой папа  был  военнослужащим, мы жили  в закрытом  военном  городке.  Бабушка готовилась к моему  приезду.  Покупала билеты в  театр, я часто посещала  Большой  театр. Бабушка меня  водила по музеям  и картинным  галереям.  От таких посещений  я получала  огромное   удовольствие  и радость. Обязательно посещали  всех родственников, со стороны  дедушки. Когда  мне было четырнадцать  лет, бабушка сообщила, что выходит  замуж.
Для меня это было потрясением, я считала, что бабушка  предаёт дедушку. Дедушку я  не  знала, он погиб в 1941году под  Ельней. Мне о нём  много рассказывали, он был образованный  и  удивительный  человек.  У меня  пропало желание  с ней  общаться.  Около года мы с ней  не  виделись.  Позвонил  её муж  и пригласил меня  приехать на каникулы. Состоялся разговор с  родителями, они пытались мне  объяснить, но это было  бесполезно, пока я сама  не осознала, что не права. Мы  познакомились, он был  настоящий  барин, вальяжный, с большой ухоженной  бородой,  врач  стоматолог- протезист.  Его знала  почти вся Москва. Обедали  и ужинали мы  в ресторане, ездили  только на такси.  Мы с ним шли  в магазин,  прямо к директору.  Его ждали  два огромных пакета  с деликатесами  и  большой  торт.  В праздничные дни, он вызывал такси  и показывал мне  праздничную  Москву. Родители  переживали, что меня  они избалуют,  но я  знала, что меня  избаловать не  возможно. Я рано  научилась  серьёзно  относиться к  жизни. Надо читать русскую  и зарубежную  классику, там всё написано.    


  Повзрослев  я  действительно  смогла  устроить,  так свою  жизнь.  Ко мне любили приезжать мои  подруги. 
Когда я вышла замуж,  муж был удивлён,  что  дачей  мы пользуемся  только три  месяца.
Около калитки  лежала  газовая  труба  и  зимний  водопровод. Муж  хотел  из террасы  сделать гостиную,  а рядом  построить  другую  террасу  и надстроить  второй этаж.  В те годы  этого нельзя  было  делать. Существовали  драконовские законы. 
Папа  решил на меня  оформить дачу,  но  председатель дачного кооператива,  был категорически  против.
Папа  написал заявление  и отдал  председателю.  Тогда с меня  потребовали  характеристику с  места работы  и  справку  о моей  зарплате.  Могу ли я  на свою зарплату  содержать  дачу? 
Конечно,  работая  зав. библиотекой,  я не могла  содержать дачу.  Я сказала  мужу,  чтобы он взял  тоже  справку о зарплате.  Он работал начальником  отдела  в  управление.
Потом было собрание  членов  кооператива  и меня  приняли  в своё мерзкое  сообщество.
Соседи мне  объявили  настоящую  войну...  Это была чистая  зависть,  я жила на большой даче, с большим участком земли,  только  со своей  семьёй,  а они  жили  по несколько семей  и постоянно  ругались.
Бегали ко мне  по очереди  и  жаловались друг  на друга.
Муж построил  в конце участка  летнюю  кухню,  провёл  воду.  Создал мне  все условия.
 Установил теплицу  24кв. м.  Разделил  её  пополам,  на одной половине  посадил огурцы,  на другой  половине  помидоры.
Я в этом  не принимала участие , муж приобщил  к выращиванию овощей,  нашу дочь.
Мне это не нравилось,  но дочь  полюбила  огород.  И  мне пришлось  смириться.
Однажды мне муж сообщил,  что скоро  он будет строить дом. Теплицу он  перенёс на вторую часть участка,  а на это место  сложил блоки, потом привёз кирпич. Показал мне  два разных проекта  дома,  я выбрала один из проектов,  он со мной  согласился. По  проекту  дом был  двухэтажный,  но я предложила,  чтобы  дом  был  трёхэтажный, так сказать, законченный вариант. У меня большая  библиотека,  я её отправлю  на третий этаж,  молитвенная  комната,  с окном  на восток и спортивные тренажёры.  Муж со мной  согласился.  Я предложила  лифт  в доме,  но муж мне  в этом  отказал. 
В 1994году  муж  начал строить  дом.  Это был кошмар,  настоящая  строительная  площадка. Дачу мы решили  сохранить,  там  жили строители. Когда стали  возводить  второй  этаж дома,  дача сгорела.  Рабочие  едва успели  выскочить,  всё  имущество и их документы  сгорели.  Мне об этом  сообщила  моя приятельница.  Мы  сели в  машину  и выехали на дачу.  Стоял ноябрь.  Когда мы приехали  огонь  потушили  и с нами  беседовали  следователь  и  пожарный.
Дом продолжали строить, я переживала  о потере  своей  любимой  дачи.
Мужу сказала, что в доме  жить  не будем, достаточно приезжать на  выходные  дни,  посидеть около камина и  обратно  в  московскую квартиру. Построив дом,  муж объявил:  "Мы  оставляем  Москву, будем  жить  в доме".  Я тяжело привыкала  к новой  жизни,  муж рано  уезжал на работу  и поздно  приезжал.  Постепенно  вошла  в ритм  загородной  жизни.  Зимой  на  нашей улице  мы были  одни.  Наш трёхэтажный  дом  был виден  издалека, со  всех сторон. Дачники   кооператива  меня  невзлюбили,  мне нагло  заявляли: "Зачем  надо было строить  такой  дом?"   Председатель  кооператива  просто издевалась  надо мною,  во всём  обвиняя  моего мужа. Я платила  взносы  в кооператив  по привычке, но мы не нуждались  в стороже, электрике  и других  служб.      
Время  шло, а я  сидела в доме,  как в  тюрьме,  за калитку,  мне муж , запретил выходить.
Продукты  он привозил  сам,  в выходной  день  мы выезжали  на машине  на  Пушкинский  рынок  и  по магазинам.  Достаточно часто  я стала выезжать в  театр, муж присылал за  мной служебную машину, водителя  он отпускал, после  спектакля, садился  за руль машины и мы возвращались  в загородный  дом. Постепенно  я вошла в эту струю  и мне  понравился, такой  образ жизни.
На дачу любили приезжать  друзья  мужа,  мы прекрасно проводили  время.  Я любила принимать  гостей, чем больше  людей, тем  лучше.  Шведский  стол, все себя сами  обслуживают,  общаются, гуляют по  участку... Мы устраивали  творческие  вечера:  классической  музыки  или  ретро.  Читали  стихи русских поэтов  или  отрывки из  классических  произведений.  У нас был в субботу, день  рыбы-  Кефаль, очень вкусная рыба, я её готовила  по разной  рецептуре.  Весело проводили время,  тем более я  не работала.  Муж  снял  меня  с работы.   
 
Целый день я  занималась  домом  и готовилась  к встрече мужа. Перед приездом  мужа,  бегая  по дому, включала  свет,  чтобы  дом  был освещён, в камине потрескивали дрова  и звучала  музыка  его любимого  Россини.

Постепенно  председатель дачного кооператива  от меня отстала, на собрания  муж  ходил  со мной.  Как правило очередное собрание, была расправа  над  бедным дачником. Муж  всегда  заступался  за несчастного  или  уводил  собрание  в мирное русло.  За это  председатель  ДСК  возненавидела  его.
В 53 года - мужа не стало (сахарный  диабет).    Меня спасали  дети...  Прошло  семнадцать  лет, а я,  так  и не успокоилась.
Мне муж часто  говорил,  что он умрёт  первым, устроится  там  и примет  меня  на всё  готовое. Но  он  там женился и я  во сне  была  у них в гостях. Там  он тоже на руководящей  работе. Свой сон  я описала  в  стихотворении "Ты ушёл навсегда".

В 2009году  мне почтальон  вручила  увесистый  конверт.  Послание  было  из  Пушкинского  суда.  Исковое  заявление  соседей, о сносе  моего дома.
Председатель  кооператива, решила  руками соседей  снести мой  дом.  На это  мероприятие  она отправила  своего  зама.  Я никогда не думала, что люди  могут быть  такими  подлыми,  а главное  -это  сплошное  враньё.  Дочь  мне сказала, что  они должны  доказывать  всё,  что  написали.  Оказывается,  мой дом  закрыл им  солнце  и у них на участке  тень  дома,  ничего не растёт, а они любят  заниматься  сельским хозяйством. 
Я пребывала  в шоке  и не могла  понять, что это значит?     На первое  заседание  суда,  со мной  пошёл  сын. Я взяла  все разрешительные документы  на дом,  даже чеки  на покупку  строительного  материала.
Только технический  эксперт, мог сказать,  действительно  ли  мой дом  закрыл  солнце.
Они заявили, чтобы  эксперт  был их  друг.  Мы  отказались  от такого  эксперта. Сын  обратился  к судье, что мы доверяем суду  и   чтобы только суд назначил  судебного  эксперта,  по своему  усмотрению.
40  минут  мы ждали решения  судьи.  Наконец  судья  объявила,  что  эксперт  будет,  сотрудник  суда.  Сын мне сказал, что мы  выиграли  первый  раунд.
Техническая экспертиза  показала,  что  мой дом  им не мешает- это физически не  возможно.      
Чтобы успокоить себя,  я  стала менять  окна в доме. Показав им, что я  знаю- мой дом не снесут. 
Суд отказал  им в иске  по сносу моего дома, тогда они  подали  на меня  в Московский  областной  суд.  Они мой  дом превратили  в 4-х этажный, из - за  подвального помещения.
Мы не имели право строить такой  дом, поэтому  должны его снести. Требовали, чтобы  дело вернули  в Пушкинский  суд,  другой судье.  Я сказала  сыну, что если  снесут  дом, я буду жить  в  подвале.
Московский  областной суд, также  отказал  им  в иске,  по сносу моего  дома.

Но  соседи  не  успокоились.  Они написали  заявление  в милицию, чтобы против меня  возбудили  уголовное  дело. Оказывается,  я с  их  дачи  оборвала  электрические  провода,  перекинула  их на свой   участок   и у них нет  света. Это был полный  бред, мне казалось, что  они хотят,  свести  меня с  ума.  Такую глупость  написали  в прокуратуру,  но там  на  их  писанину, не обратили  никакого  внимания. И опять  подали  на меня  в  Пушкинский  суд.  Требуя  от меня  60.000т.р., за их  страдания,  без света.
Нервы  мои были  на пределе, у каждого человека есть порог терпения  и я  пошла  в "атаку", на них.
На моём  участке,  стоял столб  с  1936года  и на нём  висели провода, которые  были частично над моим участком, шли к их дому.  Я поехала  в  Электросеть  и написала  заявление, что столб  опасен  и может  рухнуть  вместе  с проводами  на моём  участке. Ко мне приехала  комиссия,  они  удостоверились, что действительно  столб  опасен...  Она бегала  вдоль забора  и кричала, как  ненормальная,  оскорбляя  меня. Начальник мне сказал: "  Не  переживайте,  мы её  не  слушаем".   Затем они отправились  к ней.  После  визита  к ней,  мне позвонил  руководитель  и сообщил  радостную  новость,  что  столб  поставят  на её  участке,  а у  меня  уберут. 
Через несколько дней  состоялся  суд,  я пошла  одна.  Сын написал  мне,  что нужно говорить.  Я очень  волновалась,  они  обрадовались, что я  пришла  одна. И  началось...
Когда они  высказались,  судья  дала мне  слово.  Удивительно, но я  чётко  и  обоснованно  всё  объяснила  судье. 
Судья вынесла  вердикт,  в иске  им  было отказано  и 60.000т.р. - отказать.
Однажды  на дорожке  к моему  дому, я встретилась  с председателем  кооператива, она мне заявила- Ну что Людмила, Михаил Васильевич  там, показывая мне на небо, а ты  по судам  бегаешь.  Я её  оттолкнула от себя и быстро  направилась  к  своей  калитке.
Вслед  она  мне  кричала:  "Дрянь,   я тебя  посажу".


В молодости  с этой соседкой мы  дружили.  Наши сыновья  одногодки.  Она приходила  с ним  ко  мне  и целыми  днями  мы общались . У них на  даче жили  11-ть  человек. Морально -это  тяжело.
Сейчас мы  здороваемся  и даже разговариваем.  Недавно  у неё  умер  муж,  я  нашла  для  неё  нужные  слова,  утешения.
В душе я их простила, вероятно  я должна  была это пережить.

2018год.





 

 
 



 

    


 


 
 

      


Рецензии
Прочитала с интересом. БЛАГОДАРЮ!!

Понравился слог АВТОРА, очень чистый, без зазубрин и острых поворотов.

Мягко и доступно всё изложено.

Темп текста замедлён..... видимо, АВТОР, желала " показать" , что ВРЕМЯ событий протекает не торопливо, а вот ЖИЗНЬ ....?

Повторюсь: прочитала с интересом.

СПАСИБО .
Искренне желаю АВТОРУ только УДАЧИ.

С удовольствием буду захаживать к ВАМ в ГОСТИииии)) с улыбкой.

До новых встреч!!

Наталья Рахматуллаева   03.01.2021 04:48     Заявить о нарушении
Наталья! Большое спасибо за рецензию, Ваше мнение очень для меня дорого и важно. Моя современная жизнь наполнена -только одними приятными воспоминаниями.
Чем ближе к глубокой старости, тем воспоминания просто накрывают волной.

Желаю Вам крепкого здоровья, бойтесь простуды, прекрасного настроения и душевного спокойствия.
Обнимаю Вас! Людмила.

Мила14   03.01.2021 11:12   Заявить о нарушении
ВЗАИМНО!!

БЛАГОДАРЮ от всего сердца!!

Наталья Рахматуллаева   03.01.2021 11:35   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.