Беды нашего времени - стыд и вина

Вопрос о причинах бед в нашем мире имеет бесконечное множество ответов. Их источником могут быть причины экономические, социальные, природные и так далее.

Однако, если исключить природные катаклизмы, то, в конечном итоге, социальные - связанные с характером деятельности человека - источники окажутся неразрывно связанны с культурой людей, их ценностями, представлениями о добре и зле.
 
При всей широте проблемы представляется возможным и наиболее продуктивным выделить ключевую проблему, связанную с индивидуальными свойствами человека – его СОВЕСТЬЮ, формами её проявления. То есть тем, что регулирует принятие любых решений на индивидуальном уровне, лежащем в основе всех остальных форм коллективной деятельности.

Прежде, чем обращаться к картинам реальной жизни, попробуем определиться с понятиями, раскрывающими суть проблемы – ЧЕМ и КАК определяется понятие «совесть». Для начала дадим совести самое простое и доступное определение – «состояние переживания морального/нравственного дискомфорта».
 
Что из него следует? Во-первых, необходимость различения морали и нравственности.
Мораль – это та система ценностей и соответствующих им требований, которые предъявляет индивиду общество. То есть это один из важнейших элементов саморегуляции любого общества, а также инструмент государства или доминирующих элит.
 
Нравственность – это система внутренних убеждений и ценностей человека, определяющих его личностное, индивидуальное отношение к себе и миру. Она формируется в ходе воспитания индивида, освоения им общественных, в том числе религиозных норм и ценностей при их взаимодействии с индивидуальными природными психологическими наклонностями человека.

Может ли совпадать или не совпадать мораль и нравственность. Безусловно, может, например, в условиях тирании, тоталитарных и иных социально несправедливых обществах, когда требования общественной, а точнее государственной морали могут приходить в противоречие с нравственными ценностями, принципами конкретного человека.

Теоретически возможно и диаметрально противоположная ситуация. Самый простой пример – нарушение правил дорожного движения лихачами, ставящими себя и свои интересы выше всех других участников движения, паразитируя на том, что все стальные ведут себя по правилам и морально.

Тут мы подходим к необходимости рассмотрения другой принципиально важной пары понятий, форм через которые проявляет себя СОВЕСТЬ – «ВИНЫ» и «СТЫДА». Этой теме посвящено множество работ философов и культурологов, создана целая теория, обозначенная как «культура вины и стыда».

Кратко её суть сводится к тому, что стыд характерен для обществ, в которых общие интересы и понятия доминируют над индивидуальными. С оговорками, к этому типу культуры относятся общества условного Востока.

Важно отметить, что угрызения совести в форме СТЫДА человек может испытывать только перед «СВОИМИ». Это переживания о «потере лица», чести и т.д. в связи с нарушением норм и правил, принятых между членами конкретной группы людей – семейной, этнической, профессиональной и др. По сути, в основе своей, стыд неразрывно связан с МОРАЛЬЮ.

Угрызения совести в форме ВИНЫ человек может испытывать безотносительно общества и общественной морали - ПЕРЕД СОБОЙ. К культуре «ВИНЫ» относят общества условного Запада. Она неразрывно связано с НРАВСТВЕННОСТЬЮ.

Зафиксировав эти сущностные отличия, мы получаем возможность увидеть, а главное понять, ЧТО лежит в основе негативных форм отношений людей между собой на уровне личностном, групповом, национальном и даже государственном.

Без этого, например, трудно понять как приезжающие в крупные города застенчивые и воспитанные провинциалы, особенно из мест с доминированием традиционных этнических или религиозных норм поведения, превращаются в моральных «беспредельщиков», нарушающих общественные нормы, правила, а иногда и законы.

Эти же отличия позволяют понять ту шокирующую жестокость, которая проявлялась и проявляется в ходе войн, революций или межнациональных конфликтов. Разделение на «своих и чужих» зачастую выводит «чужих» за рамки понятия «люди», что влечёт за собой соответствующее отношение к ним и формы поведение.

Характерно, что примеры шокирующей жестокости можно найти сегодня как на условном Востоке, так и на Западе на всех континентах.
 С чем это связано?

(продолжение - "Проблемы на границах убеждений" http://www.proza.ru/2019/05/27/1037)

Иллюстрация - Александр Кабанель "Падший ангел"


Рецензии