Блок. Все кричали у круглых столов Прочтение
Все кричали у круглых столов,
Беспокойно меняя место.
Было тускло от винных паров.
Вдруг кто-то вошел — и сквозь гул голосов
Сказал: «Вот моя невеста».
Никто не слыхал ничего.
Все визжали неистово, как звери.
А один, сам не зная отчего, —
Качался и хохотал, указывая на него
И на девушку, вошедшую в двери.
Она уронила платок,
И все они, в злобном усилье,
Как будто поняв зловещий намек,
Разорвали с визгом каждый клочок
И окрасили кровью и пылью.
Когда все опять подошли к столу,
Притихли и сели на место,
Он указал им на девушку в углу,
И звонко сказал, пронизывая мглу
«Господа! Вот моя невеста».
И вдруг тот, кто качался и хохотал,
Бессмысленно протягивая руки,
Прижался к столу, задрожал, —
И те, кто прежде безумно кричал,
Услышали плачущие звуки.
25 декабря 1902
Напомню, что прошло полтора месяца со дня (7 ноября 1902 года) объяснения Александра Блока с Любовью Дмитриевной, на котором она приняла его любовь и стала невестой.
Влюбился он в неё летом 1898 года, то есть прошло 4,5 года. Четыре с половиной года влюблённости, мечтаний, беспрестанных мыслей о ней, когда «она продолжает медленно принимать неземные черты»(Из дневников 18-ого года) и тоски, тоски, тоски.
Напомню, что перед с этим объяснением он написал предсмертную записку, а на свидание пошел с револьвером.
И вот полтора уже месяца он – счастливый жених. А стихи… Как летом – описание ещё одного кошмара; как летом, его опять кинуло в очередную тёмную реальность. К безликим. Которые – как свора. Псов? Нечисти? Готовых кинуться, на кого угодно, на что угодно, до крови передравшихся только из-за платка:
И все они, в злобном усилье,
Как будто поняв зловещий намек,
Разорвали с визгом каждый клочок
И окрасили кровью и пылью.
Кинуло в реальность, где герой запутался меж «невестами» – одна из которых пришла с ним («девушка, вошедшая в двери»), а другая – ждала его здесь («девушка в углу»), где не может придти в себя от хохота и плача Пьеро. Сравните:
...И вдруг тот, кто качался и хохотал,
Бессмысленно протягивая руки,
Прижался к столу, задрожал...
и:
«А там — в углу — под образами.
В толпе, мятущейся пестро,
Вращая детскими глазами,
Дрожит обманутый Пьеро.
7 октября 1902»
Ну, и конечно здесь отчетливая аллюзия на сон Татьяны из «Евгения Онегина».
Сравните, вот кошмар Блока:
"...Все визжали неистово, как звери.
А один, сам не зная отчего, —
Качался и хохотал, указывая на него
И на девушку, вошедшую в двери.
Она уронила платок,
И все они, в злобном усилье,
Как будто поняв зловещий намек,
Разорвали с визгом каждый клочок
И окрасили кровью и пылью…
…«Господа! Вот моя невеста».
А вот – Татьяны:
«…дверь толкнул Евгений,
И взорам адских привидений
Явилась дева; ярый смех
Раздался дико; очи всех,
Копыта, хоботы кривые,
Хвосты хохлатые, клыки,
Усы, кровавы языки,
Рога и пальцы костяные,
Всё указует на нее,
И все кричат: мое! мое!
Мое! – сказал Евгений грозно…»
Сон Татьяны предрекал дуэль Ленского с Онегиным… И тут сразу вспоминаются два будущих вызова на дуэль меж Александром Блоком и Андреем Белым…
*
Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
«
В день создания стихотворения Блок сообщал Л.Д. Менделеевой: "Написал хорошие стихи, но теперь не пошлю их Тебе. Они совсем другого типа- из Достоевского, и такие христианские, какие я только мог написать под Твоим влиянием. Часто я хочу теперь всех простить" (ЛН. Т. 89. С. 91). К содержанию стихотворения Блок возвращается в письме от 27 декабря, посылая его Л.Д. Менделеевой: «Что ты скажешь про это? Это - не декадентство? ( ... ) Это просто и бывает в жизни, на тех ее окраинах, когда Ставрогины кусают генералов за ухо. Но это "скорпионисто" и надо будет отдать Брюсову. Здесь не понравится. А, мож(ет) б(ыть), это чепуха? Напиши об этом»
(Ставрогин - персонаж из романа Достоевского "Бесы"). "Скорпионисто" - т.е. в духе произведений, выходивших в руководимом В.Я. Брюсовым издательстве "Скорпион".
"Дух" издательства Блоком сближался с декадентством. "Здесь" - в редакции петербургского журнала "Новый путь", руководящую роль в котором играли Д. Мережковский и З. Гиппиус.
Эпизоды стихотворения пропущены сквозь призму романтической антитезы "избранники - безумная толпа" и сопровождаются евангельскими аллюзиями (Жених и Невеста в земном окружении), а также связаны с ситуациями романов Достоевского "Идиот" (князь Мышкин предлагает руку Настасье Филипповне) и "Бесы" (встреча Ставрогина в доме матери с Марией Тимофеевной Лебядкиной).
Для понимания текста существенно также, что он создан в первый день Рождества. Как почти все произведения раннего Блока, которые создавались в конце декабря, оно связано со святочной символикой, в данном случае - через "сон Татьяны" в гл. 5 "Евгения Онегина", где "дева" является "взорам адских привидений" (строфа XIX, ст. 3-4).
Условны,е образы "сна" трансформированы в цухе "фантастического реализма" Достоевского. В стихотворении отразились и сложные мысли Блока о соотношении "беспокойного" мира "петербургских мистиков" и интимного мира его и Л.Д. Менделеевой.
Продолжение намеченной коллизии ведет к драме "Балаганчик" (1906): Пьеро и Коломбина в собрании мистиков.
- «А один, сам не зная, отчего ...» и след. - "Хохочущий" (а затем- "плачущий") - "двойник" основного персонажа стихотворения. Создающийся сюжетный "треугольник" будет развернут в драме "Балаганчик".
»
Свидетельство о публикации №219052800621
Светлана Шакула 28.05.2019 11:51 Заявить о нарушении
и в 1902 году "невежественные низы" еще НЕ " уничтожали тех, кто был с ними несогласен..."
Виталий Литвин 28.05.2019 12:12 Заявить о нарушении
Светлана Шакула 28.05.2019 12:56 Заявить о нарушении
С Д.Андреевым я немного не согласен. Да, он первым увидел это и показал (и мне тоже - именно он), что Блок - человек метаистории. Но я считаю, что он был не просто "вестником", а актором, тем кто действует. Кто должен был действовать! Блок сам себя ставил на равных с Моисеем. Но Моисей, услышав голос из купины, сумел отринуть своих "отроковиц-Мидианок", а он свою - нет.
Блок. Из дневника 18-ого года:
«МАЙ 1901:
…Сквозь эту броню пробиваются, однако, жаркие струи, в которых есть как бы оттенки соблазна (“женственная нежность” образа, легкое пение, “призрачный красный месяц, отражающийся в Неве, образ отроковицы-мидианки” (Вл. Соловьев), пред которым я медлю, вместо того чтобы “нести свою духовную лепту в далекие святыни”).
Так, неготовым, раздвоенным я кончаю первый период своей “мировой” жизни — петербургский. [Здесь нет еще ни одного большого Т.]».
Виталий Литвин 28.05.2019 16:19 Заявить о нарушении
Светлана Шакула 28.05.2019 16:44 Заявить о нарушении
Светлана Шакула 28.05.2019 19:42 Заявить о нарушении