Ч. 20 Якоря не бросать!

Предыдущая страница http://www.proza.ru/2019/05/27/780

В советское время исполнилась мечта Николая Николаевича Муравьёва-Амурского о телеграфной связи Камчатки с остальной частью России.

Правда, в данном случае речь идёт об особенном кабеле, проложенном под водой, который соединяет штаб Тихоокеанского флота с базой подводных лодок в Петропавловске-Камчатском. Этот кабель весьма интересовал американцев.

В апреле 2002 года в возрасте 81 года в доме для престарелых от сердечного приступа  скончался Джеймс Фрэнсис Брэдли-младший, бывший начальник отдела подводной войны в управлении военно-морской разведки США, которое располагалось на пятом этаже в Пентагоне.

Он был ветераном Второй мировой и вьетнамской войн.

Только не путайте, пожалуйста, дом для престарелых в России с домом для престарелых людей, в котором находился Брэдли. Что собой представляет это учреждение, можете посмотреть сами по ссылке:  http://www.vinsonhall.org/assisted-living-in-arleigh-burke.

В 1974 году Брэдли-младший вышел в отставку в звании кэптена (капитана 1 ранга).

Этот офицер в своё время доставил массу неприятностей командованию Военно-Морского флота СССР, потому что именно он предложил заняться прослушкой подводных кабелей связи и разработал метод поиска советских военно-морских подводных кабелей, которым американцы успешно пользовались до конца холодной войны.
 
Разведывательная война ведётся, не прекращаясь, с незапамятных времён. Авторы книги «Блеф слепого» Шерри Сонтаг и Кристофер Дрю утверждают, что кэптен Брэдли придумал систему прослушки подводных кабелей в 3 часа ночи, сидя в своём служебном кабинете.
 
По его предложению военно-морское командование США приняло решение переоборудовать атомную подводную лодку «Halibut» в разведывательную. «Halibut» была построена как ракетная.

Затем её переоборудовали в торпедную подводную лодку и, наконец, решили использовать для выполнения шпионской  миссии.

Операции присвоили кодовое наименование «Ivy Bells». Она и сегодня рассекречена только частично. Стали готовить специальную группу пловцов, способных работать на большой глубине.

Соответствующие фирмы получили тактико-техническое задание на разработку аппаратуры прослушивания с подводного кабеля. Найти кабель в Охотском море, поверхность которого занимает 611 200 квадратных миль, задача не из лёгких. Искать иголку в стогу сена проще.

Брэдли уже имел похожий опыт, когда в 1968 году разработал план и непосредственно возглавил работу по поиску советской подводной лодки К-129, которая погибла в результате внутреннего взрыва во время обычного патрулирования в океане.

Корабли советского Военно-Морского флота несколько месяцев искали пропавшую подводную лодку, но безуспешно. У американцев, которые для поисков использовали всю ту же подводную лодку «Halibut», имелась техника, которой не обладал Советский Союз.

По заказу военно-морской разведки США компания «Westinghouse Electric» изготовила две плавающие двухтонные подводные камеры стоимостью пять миллионов долларов каждая, которые крепились к подводной лодке.

Хотя тайная миссия по поиску и подъёму советской подводной лодки К-129, получившая кодовое название  «Azorian», оказалась успешной частично, тем не менее опыт показал, что камера даёт чёткое изображение даже в тёмной воде океана. Подводники назвали её «Рыбой».

Следующее задание для «Halibut» и «Рыбы» оказалось гораздо более сложным, а для людей более опасным. Брэдли начал работу с сужения района поиска кабеля.

Вам возможно знакома, дорогой читатель, песня Юрия Визбора, начинающаяся так:

"Якоря не бросать" - мы давно знаем старую заповедь:
Не бросать их у стенок, где эти сигналы горят.
Якоря не бросать... Не читайте нам длинную проповедь:
Мы немножечко в курсе, где ставить теперь якоря.

Не уверен, что кэптен Брэдли напевал эту песню, но знак "Якоря не бросать", которым предупреждали яхтсменов из-за коммуникаций на дне реки, он знал прекрасно ещё по своему детству на Миссисипи.

Брэдли сообразил, что такие же знаки должны быть и вдоль советских берегов, где проходят кабели. Значит, там их и нужно искать.

Кэптен предположил, что телефонные переговоры по кабелю могут даже не шифроваться. Американцы знали, что советские криптографы были перегружены, необходимо было ждать очередь, а  морскому командованию требовалась быстрая связь штаба флота, получавшего указания из Москвы, с базой подводных лодок.
 
Исходя из этого соображения, Брэдли сделал вывод, что подводный кабель размещён на большой глубине, но близко к береговой черте, чтобы никто не мог получить к нему доступ. Этим обеспечивалась его безопасность.

Продолжение http://proza.ru/2019/05/30/926

На фотографии: подводная лодка «Halibut».


Рецензии
Для меня всегда было некой мистикой пребывание якоря под водой. Думаю, вы меня понимаете)

Что-то ссылка не работает на дом престарелых. Копировал-вставил... ошибка.

С уважением...

Вадим Вегнер   26.12.2021 22:58     Заявить о нарушении
Успехов Вам, дорогой Вадим!
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   27.12.2021 14:27   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.