О Ночи Бессонной

О Ночи Бессонной, литературных штампах и выжимании слезы из читателя

Нет постоянства в мире собственных фантазий. Они - как сон: смотришь - кажется гениальным, проснёшься - полная чушь. Даже рассказывать нечего. Когда-то я написала рассказ под названием "Ночь Бессонная". Начинался он со слов:

"С вечера воют собаки. Воют не переставая, как по покойнику..."

Вся конструкция предложения - один большущий литературный штамп. Пишешь именно так потому, что "надо об этом так писать". В 18 лет, нахватавшись обрывков чужой прозы и поэзии, хочется как из конструктора сложить нечто своё, индивидуальное. Если в голову приходит оригинальный образ, только на него можно накрутить целый рассказ, не особо заботясь о содержании.

В моём рассказе действовали маленький мальчик и лошадь по кличке Бессонная. Бессонной она была, "потому что "фонарь" светил ей в оба глаза". Кто не в теме: когда белая отметина на лошадиной морде занимает всё пространство от глаза до глаза - это называется "фонарь".

Что-то случилось ночью, кто-то заболел и мальчик решил поехать на лошади за доктором. В конюшне у отца было две лошади: "Одна уже стара, вторая - молодая и Бессонная". Всю ночь мальчик путешествует на Бессонной, под конец делает то, чего не должен был делать - спускается с лошади. Опять-таки, для тех, кто не знает: неопытному всаднику не следует сходить с горячей, плохо объезженной лошади, потому что животное воспринимает человека на земле совсем не так, как человека на своей спине. Она может испугаться, вырваться и удрать. Если вы оказались в незнакомой местности, далеко от дома - будете долго и нудно топать пешком. А лошадь, если она выросла в конюшне и там её кормят - обязательно вернётся домой. Усидите на ней - вывезет, в темноте, в тумане, в буре. Меня лошадь безошибочно вывозила, куда мне нужно, даже при нулевой видимости.

Не возвращаются только те лошади, которые выросли в табуне. Они не знают конюшни, им хорошо там, где есть трава. Такая лошадка просто остановится, где ей понравилось, и начнёт кушать.

Вернёмся к рассказу. Мальчик поступил опрометчиво, сошёл с Бессонной. Буря повлекла Бессонную за собой, повод лопнул "с оглушительным треском" - и сколько ни звал он Бессонную, она исчезла.

А потом пришло утро и мальчик проснулся в своей кровати. Когда он пришёл в этот день на конюшню, то увидел отца и незнакомого человека. Они стояли над старой, седой лошадью с белым "фонарём" на морде. А из соседнего стоила выглядывал молодой меринок.

Бессонная покосилась на мальчика своим сорочьим глазом... Нет, не буду объяснять, что значит "сорочий глаз". Это уже не рассказ получается, а лекция по коневодству. В общем, покосилась она на мальчика, словно хотела сказать: "А славная выдалась ночка!"

Собственное произведение казалось мне ужасно трогательным. Но почему я его написала? Что хотела сказать? Хоть что-то в нём было, кроме трогательности? Не знаю. Вряд ли.

Проходит много лет, приходит много опыта, прежде чем начинаешь понимать: на одной фантазии пополам с трогательностью, приправленной литературными штампами, стоящего произведения не создашь. Нужно нечто больше. Наверное, найти идею. Как вы считаете?


P.S. Картинка автора, нарисована примерно в то же время, когда был написан рассказ, чёрной шариковой ручкой


Рецензии
"Как вы считаете?" - спрашивает Маргарита.
Плохо, - отвечаю я. Всегда были проблемы с математикой.
А также с тактом, потому что решил без спроса по заданной теме поразмышлять )) Ну, ничего. Надоем - лишайте слова.
Чтобы создать стоящее произведение, не идеи недостаточно. Хотя, естественно, куда ж без неё! Поди, попробуй безыдейно описать какой-нибудь дуб на пяти страницах кряду! Вот. Равнение на классиков.

Лично я считаю, что тут важны три базовые установки:

1). Размер не имеет значения.
Есть мощные многотомные произведения, от которых невозможно оторваться, и есть так называемые "миниатюры", которые лучше бы не попадались на глаза. При этом! Каждый знает примеры опусов безразмерных, вобравших в себя немерено идей и годы труда, однако напрочь лишённых читательской привлекательности. И наоборот...
Не поручусь за буквальное воспроизведение цитируемого. Вроде бы лет сто назад был объявлен лит. конкурс на самое таинственное, но одновременно и самое короткое произведение. Кажется, так. И вроде бы победил автор следующего:
"- Чудес не бывает! - сказал Иванов Петрову.
- Вы так думаете? - спросил тот. И исчез."
Соглашусь - для того, чтобы в полной мере соответствовать понятию "прозаическое произведение", а не какому-нибудь "обрывку из отрывков" или отдельной мысли, всего две строчки - уж слишком. Но спрашивается: отчего этот лит. микроб покорил тогда всех? А оттого, говорят умные дяди и тёти, что в этом микробе поместился весь мир.

2). "Jedem das seine".
(Увы, на немецком эта фраза несёт исторический негатив. Но, как по мне, на родной латыни ею язык сломаешь.)
Однажды был проведён опрос об общеизвестных лит. произведениях относительно отношения к ним читающей публики разных возрастов. Среди прочих фигурировал роман Булгакова "Мастер и Маргарита". Результат по-своему шокировал. Книга, давным-давно причисленная к нетленной классике и традиционно вызывающая повсеместный восторг, набрала неприязненных оценок едва ли не больше, нежели панегириков, причём гендерный состав рецензентов был практически равен. Речь не о шоке. Он легко объясняется тем, что ода, как правило, громче порицания - шипящие в конкурсы по раздаче лавр не играют. Речь о сути, которая звучит так: "каждому своё", любить не заставишь даже под влиянием общественного мнения.
Вкусы у людей разные. Иногда они лишь временно задают общий тренд, когда других голосов не слышно.
У каждого автора есть свои поклонники, свои равнодушные и свои антипаты. Больше, меньше. У каждого произведения ровно то же.
Так что твори шедевр - не твори...

3). Принцип здорового пофигизма.
Здорового - то есть не создающего лишних забот.
Была у меня знакомая, "барАнесса" в кубе, знак овна отдыхает. Сколько помню, творила, что хотела, ходила порой по краю - никто ей не был в указ. От нарядов до... всего остального, в общем. И что характерно - у неё всегда всё получалось! Беседовали не однажды, мол, общество любит правила. Ответ один: "мне фиолетово, у меня свои". И действительно, посмотришь, вот уже общество делает исключение из правил и любит её саму. Чудеса!
Ну, это экстремум, а вот вариант помягче.
Одна из наших великих русских поэтесс как-то прзналась (примерно):
"Что говорите? Хорей? Дактиль? Анапест? Ей Богу, не знаю. Писала, как слышу!" Мол, отвали. Не нравится - не ешь. И весь сказ.
Это к тому, что "не стоит прогибаться под изменчивый мир", подстраиваться под публику и угадывать её желания, чтобы что-нибудь "стоящее" написать. Твори себе в удовольствие по своим правилам - глядишь, публика сама на уху к твоему костру и подтянется, хоть рядом будет шикарный бар и многолюдный отель.

Дай Бог, чтобы имелся талант (или хотя бы доля его), да и только.

Маргарита, Вы пишете: "на одной фантазии пополам с трогательностью, приправленной лит. штампами, стоящего произведения не создашь". Ничего не скажу по поводу лит. штампов - тут Вы правы. Но исходя из собственной персоной тут всяко разно изложенного, хочу возразить. Создашь! И не исходя - тоже создашь, если с этой самой стоимостью не прогадаешь ))
А если без шуток, "Ночь Бессонная" даже в таком вот конспективном виде у Вас хороша. И не говорите, что для созерцания приятной картины - и в буквах и в графике - в первую очередь необходима какая-то там идея.

Игорь Мордовцев   04.06.2019 06:15     Заявить о нарушении
Вы совершенно правы, Игорь! Особенно в плане здорового пофигизма. Самое первое и главное - чтобы автору нравилось. Другие люди всё равно буду оценивать своими расценками, которые в большинстве случаев не совпадают с видением автора. Если их всех брать в расчёт, лучше тогда вообще не писать.
Для меня лично, создать приятную картину - не главное. Главное, чтобы мне самой нравилось. А для этого именно мне нужна идея. Иначе я ничего не создам.
А когда нравится себе - обязательно понравится ещё кому-то, хоть одному человеку))
Примерно так. По иному я бы творчество не стала оценивать.
А насчёт "Мастера и Маргариты" - я бы была в числе тех, кому произведение очень не понравилось. Правда, дело не в личной неприязни, а в идеологическом несогласии (опять-таки, идея для меня не приемлема).
Рада вас видеть!
С уважением,
Маргарита.

Маргарита Гуминенко   04.06.2019 10:06   Заявить о нарушении
По поводу идеи согласен. Для создания произведения она вполне может выступать заводным ключом, побудительной силой, а то и хребтом всей конструкции. Просто хотел сказать, что под этим словом могут подразумеваться самые разные вещи. Вопрос дефиниции, как говорится. Результаты творчества литературного, изобразительного, музыкального, ремесленного и т.д. - как правило, не плановый продукт, а плоды авторского инсайта, когда, что называется, "вступило". Трудно представить, например, что поэтесса слагает стихи о падающих листьях, потому что именно за тем по аллее с падающими листьями она и отправилась гулять. Идея в стихах, наверное, будет, но она явно вторична. Или, скажем, художник рисует натюрморт. Тут с идеей вообще как-то смутно. Разве что наслаждение созерцанием шкурки банана идеей назвать... То есть у кого как. С нами, братией, хулиганящей с прозой, проще, так как работаем мы со словами, которые нагружают смыслом уже сами по себе. Но опять же. Кто-то пишет, как картины рисует или куклы наряжает, в которых замысел, концепцию будешь искать в последнюю очередь. А кому-то (таким, как мы с Вами, к примеру) без той самой, как мы её понимаем, идеи никак ))
Тоже Вам рад, Маргарита!

Игорь Мордовцев   05.06.2019 03:03   Заявить о нарушении
Вы абсолютно правы, под идеей может подразумеваться широкий круг понятий. Наверное, правильнее было бы сказать, что идея - это то, что автор хочет сказать или выразить. Я много раз сталкивалась с людьми пишущими, которые сами не знали, что именно хочется сказать, а писали просто "потому, что накатило, а что - фиг его знает!"
Один знаменитый художник (к сожалению, не помню, кто именно) сказал: "Если мальчик рисует жёлтый лимон на синей скатерти и думает о том, как передать игру света, создать действительно лимон... натюрморт наверняка получится. А если мальчик рисует лимон на синей скатерти и надеется. занять первое место на выставке в дворце пионеров - натюрморт не получится". Не дословно, но суть в этом. Нужно иметь, что сказать, пусть даже собственные впечатления, порывы души. Наверное, это и есть - идея.
Когда я начинала писать, я гналась за словом, не задумываясь о смысле. Просто "чтобы было красиво". Наверное, получалось, рассказы хвалили. Но мне самой сейчас в них уже не хватает смысла. Вот рассказ "Порт" я написала примерно в то же время. Я и сейчас могу понять, что хотела сказать и почему.

Маргарита Гуминенко   05.06.2019 13:48   Заявить о нарушении
Прочёл "Порт". Точнее, перечитал, теперь с направленной целью.
Мне он представляется не произведением в каноническом понимании, а некой зарисовкой.
Зачем мы иногда пишем такое? А потому что душа умеет болеть. Мозги морозятся или кипятятся, но со временем возвращаются в нормальный температурный режим. Иначе...
С душой сложнее.

Игорь Мордовцев   07.06.2019 16:12   Заявить о нарушении
Возможно, так оно и есть. мы все тогда ждали перемен и страшились их. Вот и рассказ появился.
А последняя часть цикла "Звено цепи" вас не заинтересовала? )) Я про "Выбор Сокольского".

Маргарита Гуминенко   07.06.2019 16:57   Заявить о нарушении
Написал сначала «Как? Разве после прочтения я не поделился впечатлением? Не может такого быть!», но потом стёр. Вспомнил, что это было полгода назад, когда случилось надолго отвлечься. В общем, признаю свой промах. Маргарита, в том, что «Выбор Сокольского» оказался мне интересен (как и вся книга в целом) у Вас не должно быть никаких сомнений. Им нет места по определению. Если хотите знать, я даже отметил это открытым текстом в нынешнем лит. проекте. А отклик… Дайте время, исправлюсь ))

Игорь Мордовцев   08.06.2019 00:30   Заявить о нарушении
Игорь! Спасибо, вы уже меня поддержали. Отдельных отзывов и не нужно. Вы всегда меня поддерживаете.

Маргарита Гуминенко   08.06.2019 10:50   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.