Картинки детства

               
               
            Листаю наш семейный альбом, вглядываюсь в старые, пожелтевшие фотографии. Вижу своих родителей молодыми, моложе, чем я сейчас. И так тепло становится на душе – я прикоснулась к самому сокровенному. События детства и переживаемые эмоции стремительно нахлынули и окутали душу такой неизбывной тоской, что уже невозможно прервать эту цепь воспоминаний. Мысли уносят меня далеко-далеко в прошлое, туда, где мы были бесконечно счастливы в кругу своих близких родных, рядом с мамой и папой.

           *** ГОДЯ
          Мне и брату 2 года. Мы только научились говорить. Отчетливо помню, как мы гуляем в скверике рядом с домом вместе с мамой. Я что-то рассказываю брату на своем еще непонятном никому из взрослых языке. Брат молчит и не выражает никаких эмоций – то ли слушает меня, то ли нет? Тогда я спрашиваю его: «Годя, да?». Его имя Сергей, а я почему-то зову его Годя – он молчит. Я снова повторяю: «Годя, да?» – он снова молчит. Тогда я останавливаюсь и, дергая его за руку, спрашиваю: «Годя, да что ли?». Он таким и вырос – молчаливым и спокойным.

           *** СТАРШИЕ
          У меня два старших брата. Мама всегда поручала им гулять с нами – малышами, нам было 2-3 года. Они сажали меня и брата в одну коляску друг против друга, и носились по двору на большой скорости, что дух захватывало, с наших голов слетали панамки. Это веселило не только их, но и нас. Коляску изготовил мой дедушка своими руками, она была деревянная и очень крепкая, колеса тоже деревянные – поэтому грохот во дворе стоял жуткий. Потом, когда мы подросли, в этой коляске всем двором катали других малышей.

           *** ТАНЦПЛОЩАДКА
          Рядом с нашим домом был парк, а в нем – танцевальная площадка, огороженная штакетником. Вход свободный для взрослых, детей не пускали, чтобы не крутились под ногами. И тем не менее, как только начинал играть духовой оркестр, мы со всех ног бежали занимать свои места наблюдения за танцующими. Звуки живой музыки никому не давали усидеть на месте. Репертуар был знаком каждому – старинные вальсы, танго, песни военных лет. Пожилые люди с удовольствием слушали, как играет оркестр, и тихо подпевали знакомые песни. Танцевали в основном молодые. В 50-е годы это было самым популярным местом отдыха. Позднее танцевальную площадку закрыли, и на этом месте построили школу со спортивной беговой дорожкой.

           *** ЗИМОЙ
          По субботам мама водила нас в баню, которая располагалась недалеко от нашего дома на углу ул. Ростовской. Это было очень давно, до того, как нам провели газ и установили газовые колонки для нагревания воды с регулятором – появилась возможность мыться дома. Особенно запомнился поход в баню зимой. Мне до сих пор кажется, что в те годы зимы были настоящими – вьюжными и снежными, с сильными морозами. На окнах мороз рисовал замысловатые узоры. Я и мой брат с интересом разглядывали их, придумывая всевозможные сказочные сюжеты. Затем своим дыханием мы оттаивали круглое пятнышко на стекле, через которое наблюдали, как падает снег во дворе дома.
 И вот я иду с мамой рядом, держась за ее руку, боюсь потеряться. Снег идет стеной. Завывает ветер. Видимость минимальная – буквально в двух шагах ничего не видно. Спрашиваю: «Мама, а ты видишь дорогу? Мы не заблудимся?» – «Конечно, вижу», – успокаивает мама. В детстве эта дорога казалась долгой, длинной и пугающе незнакомой.

          *** ДВОР
         В годы детства у нас было мало игрушек. Играли в основном в общие подвижные игры. Никто не сидел дома, сделав уроки, выходили во двор. Не забывали помогать родителям по дому, прежде всего выполняли их поручения. В послеобеденное время двор оживал – начинались общие игры. Зимой была любимая игра – Царь Горы; строили проходы в снежных сугробах. Летом игр придумывали великое множество – играли в лапту, в городки, в «разбойников», вращали скакалки, бросали мяч в игре «вышибалы», чертили на асфальте «классики». Общались дружно и весело. Если кто-то из детей не выходил играть, спрашивали у взрослых:
        – А Таня (или Света, или Саша…) выйдет?
        – Выйдет, выйдет, – отвечали взрослые.
     Летом играли с утра до вечера, домой не хотелось уходить. Часто попить воды просили у соседей, боялись, что «загонят» домой и игра прервется. А по вечерам из окон дома разносились призывы родителей:
        – Сережа, домой! Анечка, идите домой!
        – Мам, а можно еще пять минут? – не сразу отзывались мы.
        – Поздно уже!!!
     И мы понуро, опустив голову, шли домой, как будто и не гуляли вовсе.

           *** ТВ
          Телевизор появился в 60-е годы не во всех семьях. Нам разрешали смотреть только мультики и иногда «Голубой огонек» по субботам. На просмотр собиралась толпа детей, шли к кому-нибудь из соседей – вместе смотреть было веселее. Вся эта толпа размещалась перед телевизором на полу комнаты – получался зрительный зал. Трудно сказать – нравилось такое посещение взрослым или нет? – тогда мы на это не обращали внимания. Однажды оказались в семье, где хозяин – очень грузный мужчина средних лет, во время просмотра ел яблоко и так громко смаковал (проще говоря чавкал), что не было слышно голосов героев мультика. После такого «просмотра» к ним больше не ходили.

           *** ПРАЗДНИКИ
          Послевоенные годы для страны были самыми тяжелыми – постепенно восстанавливалось народное хозяйство. Наш дом по улице Автозаводской построили и заселили в 1952 году. В основном все были молодыми с маленькими детьми. За долгие годы соседи стали близкими людьми. Вместе росли дети. Для нас, малышей, устраивали дни рождения и новогодние праздники с приглашением соседей. Кто-то из взрослых (чаще всего мой старший брат) становился Дедом Морозом. Мы водили хоровод вокруг нарядной елки, читали стихи и получали новогодние подарки. Совместные праздники становились традицией в нашем доме и еще больше сближали соседей и нас, детей. Для взрослых самыми важными были 7 ноября – празднование дня Октябрьской революции и Первомай. Отмечали праздники весело, собираясь то в одной семье, то в другой по очереди. Готовились к ним заранее - жили бедно, но дружно.

          *** ПРОГУЛКИ
         Еще в школе мой старший брат, занимаясь в фотокружке, научился фотографировать. У него был фотоаппарат «Смена». Благодаря этому в альбоме очень много карточек моего раннего детства. Они напоминают многие события нашей жизни. Глядя на них, я вижу, как мама укутывала на прогулку меня и брата, когда нам было 3-4 года. Уже тогда мы начинали гулять самостоятельно, правда, под присмотром старших. Домой мы приходили с улицы все в снегу, мама быстро стряхивала снег веником с одежды и валенок, раздевала нас и сажала на широкий подоконник греть ноги на батарее отопления. Прогрев был долгим и существенным. Она рассказывала про свое детство, что также приходила зимой вся в снегу, на валенках была такая наледь, что невозможно было устоять. Чтобы не заболеть, их сажали на печку, и они грелись там. В детстве мы практически не болели.

          *** ПЕРВОМАЙ
         Мой брат был старше меня на 11 лет. В родне его все любили. И я не была исключением. Добрый и заботливый, во всем помогал маме, никогда не перечил отцу. В послевоенные годы самыми радостными были первомайские праздники. В это время года в средней полосе России становилось тепло, расцветали сады. К праздникам готовились особо – ребята выпиливали из фанеры голубей, красили их в белый цвет, девочки изготавливали из кальки белые цветочки и прикрепляли их к веткам с молодыми зелеными листочками. Получалось что-то вроде яблоневой веточки.  Однажды в такой весенний день брат сказал мне: «Готовься, я возьму тебя с собой на демонстрацию». Мне было тогда 6 лет. До праздников оставалась неделя. О! Как медленно шло время!!! Вот уже все готово: и голуби, и веточки. Мой брат купил разноцветных шаров столько, что можно было взлететь с ними в небо.
 И вот долгожданное время наступило. Накануне, поднимаясь в парадной к своей квартире, я вдруг услышала жалобный писк, подняла голову – на пожарной лестнице, ведущей на чердак дома, сидел маленький котенок и жалобно пищал. Сначала я позвала его: «Кис-кис!», надеясь, что он сможет спуститься. Но он был такой маленький, так боялся и дрожал от страха, что мне стало жаль его. И тогда я, не думая о последствиях, стала взбираться на эту лестницу, чтобы снять с высоты малыша. Я и предположить не могла, что может случиться – котенок прыгнул мне на лицо, исцарапав весь лоб до крови, затем благополучно приземлившись, убежал вниз по лестнице. А я с плачем пошла домой. Плакала я не из-за того, что мне было больно – я переживала о том, как же я пойду с братом на демонстрацию с таким лицом. А вдруг он скажет: «Сиди дома!»
И все же мои опасения не подтвердились. На следующий день я гордо шла рядом с братом, держа его за руку, а в другой руке – веточки, голубей и много-много разноцветных шаров.  Навстречу нам шли знакомые и незнакомые радостные люди, и все они удивлялись: как это ветер не унес меня вместе с шарами.
 
           *** ПОЛЕТ Ю.А.ГАГАРИНА
          Помню, как по радио сообщили о запуске первого спутника Земли. Вечерами, когда можно было наблюдать на небе звезды, мы детской толпой старательно выискивали на темном небосклоне яркую звездочку – движущийся спутник. Нашими космическими «героями» были Белка и Стрелка. Все ждали полета человека в космос, давно говорили об этом и взрослые, и мы – дети. И вот долгожданный день наступил. 12 апреля 1961 года был теплый солнечный день. Когда Левитан сообщил по радио эту новость, мы были в школе. Такое началось ликование, что все уроки отменили, и нас (второклассников) отпустили. Мы прибежали домой и с порога прокричали: «Человека запустили в космос! Нашего!» Дома все уже были в курсе, тогда мы побежали на улицу, и всем говорили эту новость. А по радио в течение всего полета Ю. А. Гагарина (40 минут) звучала песня «Родина слышит, Родина знает», и голос Левитана напоминал: «Полет проходит нормально».

          *** ЩИ
         Я никогда не любила пустое времяпровождение – так нас воспитывал отец. Каждый в семье должен быть занят делом. Потому и я всегда была занята учебой или чтением книг. Посещала музыкальную школу, учила уроки, помогала маме по дому, старалась успеть всегда и во всем. У меня даже песенка была любимая: «Встану рано поутру- поутру, все я в доме приберу-приберу, я полы подмету, вымою посуду, и воды принести я не позабуду…» Изо всех сил старалась помочь маме, и в 10 лет я уже могла приготовить обед для всей семьи, замесить и поставить тесто. Помню, как я впервые для всей семьи сварила к обеду щи в большой кастрюле. Решила переставить ее с плиты на стол. Ручки у меня были не такие сильные, как у мамы. Кастрюля покачнулась и из нее вылилась треть щей. Мама подбежала помочь: «Зачем ты это сделала?» – испуганно воскликнула она. – «Могла обжечь себя». К счастью все обошлось благополучно, и каждый во время обеда нахваливал меня за вкусные щи.

          *** Я – МАМИНА
         В пятидесятые послевоенные годы приходилось сутками стоять в очередях за самым необходимым – за сахарным песком, мукой, крупами. Кто-то из соседей узнавал, когда что-то будут продавать, и сообщал другим по цепочке – благо продовольственный магазин был в нашем доме. Мама занимала очередь рано утром, ей на руке писали номер химическим карандашом, и она уходила домой, а вместо себя оставляла старших детей. Когда начиналась торговля, мы собирались все вместе и уже не отходили. Помню, как меня подозревали, что я не ее дочь из-за цвета глаз. У всех моих братьев и сестры глаза были серо-голубые, как у мамы, а у меня – черненькие, как угольки – в папу. «Так это не ваша дочка, хватит вам собирать всех детей», – возмущались женщины в очереди. Мне тогда стало очень обидно, я прижалась к маме и заплакала, приговаривая: «Я мамина!»

          *** ОТЕЦ
         Я очень любила своего отца, тем более, что и я была у него любимая дочка.  Для меня он был непререкаемым авторитетом. Знала, что его уважают все соседи и родные, обращаясь к нему по имени и отчеству. Помню, как шли мы с ним по двору, он держал меня за руку, а меня переполняло чувство гордости: «Вот, смотрите все! Я иду с моим отцом!» Я покрутила головой вокруг, чтобы убедиться – все ли видят, что это я и мой отец! В это время какая-то девчонка с соседней парадной подразнила меня, показав мне язык. Мне это жутко не понравилось, и я в отместку ей произнесла: «Дура!»
        –Ты зачем так сказала? – возмутился отец, – как тебе не стыдно? Не говори так больше! Это нехорошо!
        Этих слов было достаточно, чтобы запомнить на всю жизнь – нельзя обижать или принижать достоинство других людей, как бы они сами ни вели себя в жизненных ситуациях.

          *** АЛЬБОМ
         Листая старый мамин альбом, я погрузилась в трогательные воспоминания детства, от которых невозможно оторваться. Вот мы идем в Поливну (лес в северной части города) за желудями. Это было до 1957 года, значит мне еще нет шести лет. Вот снимок, на котором брат забрался на высокое дерево, а папа машет рукой, чтобы тот слезал, ведь можно упасть. На другом снимке вижу, как отец ловит рыбу, и вот она, маленькая рыбка, уже в наших руках.
Невероятно трогательно, со щемящей болью в сердце, перелистываю страницы альбома. Милые сердцу фотокарточки хранят ушедший мир моего детства и бесконечно любимых, близких мне людей.

         *** ЭПИЛОГ
        Недавно я побывала в родном доме по улице Автозаводской. Здесь прошло мое детство и юность, здесь мы дружили, играли, учились. Неожиданно у дверей парадной встретила молодую статную женщину, она остановилась возле и, долго всматриваясь в мое лицо, спросила: «Ты Анечка?» 
       – Да, а Вы кто? – прошло более 30 лет, мне трудно было узнать ее, так как давно не жила в родном городе. А это имя «Анечка» остро кольнуло сердце – меня давно так не называли, оно из «прекрасного далеко»!
       – Я – соседка, Наташа, и очень рада тебя видеть, – воскликнула она.
       Мы обнялись, как родные. Наше детство было общим в нашем старом доме.


      
 


Рецензии
Добрый день, уважаемая Анна.
Спасибо за тёплые и прекрасные воспоминания.
У Вас было счастливое детство, в отличие от тех, кто родился позднее.
В девяностых детей не выпускали не только во двор, но и водили за руку.
Сейчас тоже самое.
Редко увидишь одного ребенка без сопровождения взрослого.
Такие вот парадоксы больших городов и нашей жизни.
Тогда и время было другое - советское, а сейчас не пойми какое.
С искренним уважением,

Варвара Сотникова   16.01.2023 16:46     Заявить о нарушении
Спасибо Вам огромное за душевный отзыв. Так оно и есть, как Вы пишете, к сожалению. Согласна с вами на все 100. С добрыми пожеланиями, Анна.

Анна Логинова Трушкова   17.01.2023 17:39   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.