Почему Дарвин не употреблял термин эволюция?

Cлово «эволюция» происходит от лат. evolutio — развёртывание, раскрытие; от evolvere — разворачивать, раскатывать, выкатывать. Первоначально оно обозначало даже развертывание свитка в процессе чтения написанного в нем текста(!). Но развертывание (как таковое) предполагает последовательную реализацию чего-то наперед заданного: свернутого, преформированного, запрограммированного и т.д.

Между тем, эволюция (как реальный процесс) никогда и нигде не развертывается. Напротив, она неустанно конструируется во времени (здесь и сейчас). Причем (и это очень важно подчеркнуть!) не имея перед собой цели и заранее определенного плана. И потому, на самом деле, происходит не развертывание (то есть, эволюция в первоначальном, коренном значении этого слова), а некое непредсказуемое и неуловимое творчество природы — ее универсальный системогенез. Иными словами, «свиток» эволюции, не развертывается, а пишется.

То же по существу следовало бы сказать и о русском смысловом аналоге эволюции, каковым является слово «развитие». Поскольку на самом деле имеет место не РАЗвитие (расплетение), а ЗАвитие (заплетение).

Как видим, в семантическом отношении термин «эволюция» сам проделал существенную эволюцию от очень узкого до очень широкого. Он прочно вошел в научное употребление, беспредельно расширив при этом границы своего применения. Справедливости ради надо признать, что само по себе слово «эволюция» — красивое, благозвучное, очень удобное для всякого рода вторичного (производного) словообразования. Но, увы, — некорректное в том смысле, в котором его ныне широко употребляют, особенно в биологии. Разумеется, никто не собирается его отменять. Но (если перефразировать известного поэта): мы говорим эволюция, подразумеваем – системогенез. И от этого тоже никуда не уйти.

Весьма примечательно, показательно и даже феноменально, что у главного эволюциониста Ч. Дарвина (которого по праву принято считать отцом теории биологической эволюции) в «Происхождении видов» (1859) термин «эволюция» ни разу не употреблён. К тому же вовсе не Дарвин является автором самого этого термина в биологической науке.
В позитивистском биологическом смысле (еще до Дарвина) термин «эволюция» утвердил Г. Спенсер в «Принципах биологии» (1854-57). И, как видим теперь, очень успешно — отныне, впредь и навеки.

Судя по означенным датам (а также по тому факту, что швейцарский натуралист XVIII века Шарль Бонне еще В 1762 году впервые ввёл в научный оборот термин «эволюция»), широко эрудированный в самых различных областях знания Дарвин, несомненно, знал о существовании этого термина. И тот факт, что он ни разу не употребил его в своем величайшем и знаменитейшем труде, приводит к мысли о том, что он относился к этому термину неодобрительно. Но почему?
Возможно, именно потому, что считал его некорректным. И, не исключено, что по названной мною причине. Как бы то ни было и, по всей видимости, Дарвин был гораздо мудрее, чем мы и так привыкли о нем думать.

И последнее. Термин «эволюция» этимологически вполне, казалось бы, должен устраивать креационистов. Но они, как известно, горячо и неустанно протестуют и против термина, и против самой идеи «эволюции».

Такая вот ирония судьбы великого слова эволюция…


Рецензии
Очень интересная постановка вопроса, ломающая привычные стереотипы!

Уважаемый Альберт Владимирович, а как Вы относитесь к учению Вашего коллеги, биолога (и по совместительству теолога, геолога, палеонтолога, археолога, антрополога) Пьера Тейяря де Шардена? Оно называется "христианский эволюционизм".
Наука и религии в его понимании — две стороны одной медали, высшей целью которых является служение делу космической эволюции живого Космоса.

И ещё: Вам, наверняка, знакомо имя доктора биологических наук В.И.Назарова, написавшего книгу «Эволюция не по Дарвину». Там, в частности, есть такие слова:

«…в объяснении целого ряда закономерностей эволюции и самого феномена жизни лучшие умы человечества исчерпали возможности материалистического подхода и вплотную подошли К ПРИЗНАНИЮ ВЕРХОВНОЙ ВЛАСТИ ДУХОВНОЙ СФЕРЫ. После 73-летнего господства в СССР искусственно насаждаемого материализма естествознание робкими шагами постепенно вновь обретает понимание главного источника неслучайности происходящего. И, что самое существенное, можно с удовлетворением констатировать, что это больше не считается антинаучным».

Можно узнать Ваше мнение на этот счёт?

С уважением,

Сергей Горский Москва   02.11.2019 06:15     Заявить о нарушении
Добрый день, Сергей!
Благодарю Вас за интересный отзыв на мою публикацию!

На мой взгляд, "христианский эволюционизм" (говоря шире, тейярдизм) в настоящее время все более становится категорией исторического порядка.

=в объяснении целого ряда закономерностей эволюции и самого феномена жизни лучшие умы человечества исчерпали возможности материалистического подхода=
Я не думаю, что те умы, которые не исчерпали такой возможности, следует отнести к худшим.

С уважением,

Альберт Кулик   02.11.2019 09:51   Заявить о нарушении
Доброе утро, уважаемый Альберт!

С Новым годом!

Вышеупомянутый мною биолог Вадим Иванович Назаров в своей краткой статье «ДАРВИНИЗМ И ЕГО СОВРЕМЕННАЯ АЛЬТЕРНАТИВА» подводит к "еретическому" выводу, что «ОТБОР ЯВЛЯЕТСЯ ТОРМОЗОМ, А НЕ МОТОРОМ ЭВОЛЮЦИИ»!

Альтернативой редукционизму и случайности дарвинизма и СТЭ он выдвигает системный подход и скрытую закономерность:

«С конца 1960-х гг. в эволюционную теорию преимущественно из экологии стал проникать системный взгляд, по которому особые свойства сложных систем не могут быть объяснены через свойства составляющих их компонентов. Системное видение процессов развития любых систем стали связывать с признанием организующего и преобразующего воздействия на систему данного уровня системы вышележащей.

Согласно СТЭ [синтетической теории эволюции], пружина эволюции начинает раскручиваться с самого низшего, элементарного, уровня — со случайных мутаций, изменяющих генетический состав популяции и далее якобы постепенно ведущих к видообразованию и возникновению групп более высокого систематического ранга. Такую направленность эволюционной причинности можно назвать “восходящей”, а совершающуюся при этом эволюцию — “эволюцией снизу”.

В теории, отражающей принципы системности, всё происходит в обратном направлении. Первоначальный импульс к эволюционному изменению возникает в наивысшей системе “Земля-Солнце”, улавливается биосферой как нижележащей системы и далее её компонентами — конкретными биоценозами, а те уже, в свою очередь, побуждают к изменению входящие в них виды. Такую направленность эволюционной причинности уместно назвать “нисходящей”, а сам процесс эволюции — “эволюцией сверху”. В этом случае, естественно, сфера действия случайности значительно сужается».

Как Вам такая альтернатива?

С уважением и пожеланием доброго здоровья,

Сергей Горский Москва   09.01.2021 07:30   Заявить о нарушении
С Новым годом, Сергей! И с пожеланием Вам доброго здоровья и всего наилучшего!

Реальность такова. В биологической системе на организменном уровне природа определила обратную(нашему стереотипному представлению) функциональную иерархию и субординацию. Низшее, молекулярное (оно же самое стабильное и детерминированное) звено стало оказывать направляющее влияние на свойства и функции высшего. В результате установилась жёсткая и обязательная к исполнению вертикаль власти, идущая, однако, снизу вверх, а не сверху вниз. Короче, установилась диктатура генома. Не человек управляет генами, а гены управляют человеком.

Линейная последовательность нуклеотидов стала определять как функции, так и структуры жизни. Случайные (и неслучайные) изменения в нуклеотидном тексте (мутации) стали порождать (через систему молекулярно биологических и биохимических процессов) адекватные им новые биологические формы, закрепляемые естественным отбором уже целенаправленно, в соответствии с внешними требованиями.

Нуклеотидный текст стал изначальным проектировщиком, заказчиком и строителем одновременно. Совершенствуясь, он модернизирует и свою вспомогательную инфраструктуру, ни на шаг не отступая при всем этом от своего эгоистического принципа конвариантного (по терминологии Тимофеева-Ресовского) самовоспроизведения.

Именно в это русло (в эти «узкие врата») была втиснута с самого начала биологическая эволюция. Именно в этом ключе земная жизнь, меняясь во времени, по сути дела, только в лицах, неуклонно гнёт свою линию от возникновения первой прокариотной клетки до сегодняшнего дня. И иначе бы не состоялась на Земле биологическая жизнь.

С уважением,

Альберт Кулик   09.01.2021 21:14   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.