Патриотизм в категориях социальной философии

       Напомню читателям о словах президента России В.В. Путина на встрече с предпринимателями. Он сказал, что у граждан нашей страны уже есть национальная идея – патриотизм. В своей лекции «Классовый состав российского общества» доктор исторических наук, профессор Суслов М. Г. выразил своё отношение к патриотизму, характеризуя его как качество нейтральное. По этой причине к нему нельзя применить оценочное суждение – хорошо или плохо. К примеру, если у человека цвет волос рыжий, то вследствие этого, он какой? – хороший или плохой?

       Михаил Григорьевич Суслов очень добросовестный учёный - историк. Я всегда с большим удовольствием и пользой для себя слушаю его лекции, конспектирую, часто перечитываю их, использую в публичных выступлениях. Его труды отличает богатый фактический материал, который убеждает слушателей и читателей в стремлении к объективному анализу исторических событий.  Мне нравится его научный системный подход  к изложению и интерпретации исторических фактов. 

       Он справедливо утверждает, что патриотизм – классовая черта, которая была характерна при феодализме в России для двух антагонистических классов: помещиков и крестьян. Патриотическое чувство вырастало из любви к земле-кормилице, бескрайним, богатым и красивейшим просторам нашей Родины. Так возникала любовь к отечеству и естественное стремление защищать от врагов российское государство. Всё это так. Мы видим объективную (чисто материальную) основу патриотизма. Однако же, в 21 веке в классовом составе российского общества произошли изменения, поколебавшие, с этой точки зрения, саму основу крестьянского патриотизма и, следовательно, значительно ослабили позиции национальной идеи. Современное общество, в силу ряда причин, в России, деклассировано.
 
       Размыт и почти утрачен главный (академический) критерий патриотичности – его феодально-классовая черта. Возникает вопрос: возможен ли патриотизм в современном «буржуазно-бесклассовом» обществе? Постараемся ответить на этот вопрос, используя анализ и синтез сложного понятия «патриотизм» в категориях Высшей Теории Общественного Развития – марксистко-ленинской социальной философии. Начнём с понятия: ОНО ЕСТЬ. Всё, что ЕСТЬ – есть бытие. Следуя диалектической логике, мы понимаем: патриотизм ЕСТЬ и, в то же время его нет, то есть его может не быть. Сегодня нет той главной объективной основы для патриотизма, под которой понимается, чаще всего, то, что материально, что сильно привязывает человека к земле и месту его проживания. Об этом уже было сказано выше.
 
       Патриотизм – понятие – «бытие, через которое просвечивает сущность». Сущность отражается сознанием. Она живёт в мыслях, идеях, идеологии – стройной системе научных взглядов на мир, человека и общество. Идея нематериальна, но является материальным феноменом, который присущ как специфическое свойство (качество) социальной форме движения материи. По этой причине, ИСТИНА – категория субъективно-объективная. Следовательно, всякая общественная наука, в том числе история, субъективна.

        Истинное субъективное историческое знание субъективно не так, чтобы быть выдуманным и искусственно сконструированным (многие пытаются переписывать историю), а так, чтобы быть объективным  систематическим научным знанием. В дальнейшем термин «субъективное» я буду использовать не как негативное оценочное суждение по отношению к некомпетентному субъективному мнению, а как истинное и конкретное знание. Субъект – это звучит гордо. Субъекту дан объект в предметно-практической деятельности, и никак не наоборот.

        В современном мире наблюдается чрезмерная тенденция к объективизации общественных наук (к прямой, всецелой зависимости от материального объекта и недооценке роли субъекта), вследствие чего многие учёные мужи страдают объективизмом – необоснованным стремлением абсолютизировать объективное, которое понимается как то, что есть до, вне и после сознания. Между тем, в социальной материи объективна сама идея, которая содержит в себе истину. Здесь всё объективное, только потому «объективное», что находится и вне сознания и в сознании одновременно. Понятие «объективное» – хорошо осознанное всеобщее в диалектической связи с «единичным». «Идея, овладевшая умами масс, становится материальной силой».

       Таким образом, человек с высокоорганизованным самосознанием, считающий себя патриотом, таковым объективно и является. Правда, это вовсе не означает, что каждый гражданин, называющий себя патриотом и в самом деле патриот. Он может быть националистом и фашистом. Желательно избежать этой другой крайности – субъективизма, который запросто переходит в волюнтаризм и радикализм. Радикализм – термин, определяющий абсолютизацию радикальной (хорошей и правильной) позиции, при которой радикальное основание утрачивает свои разумные границы, переходя в свою противоположность – фанатичный фундаментализм.

       Патриотизм – качество, скорее радикальное, нежели нейтральное. Идейная убеждённость всегда отражает радикальную позицию. Понятие «радикальное» извратили и испохабили   современные политические  популисты. Первоначально понятие «радикальное» классиками марксизма-ленинизма использовалось для обозначения такого качества сознания, которое предполагало способность мудрого человека проникать глубоко в сущность изучаемого предмета, то есть смотреть в корень. Radix - от лат. – корень. Истинная теория всегда радикальна, поскольку имеет существенную (диалектическую) связь с практикой, побуждает массы людей к решительному действию.

       Предварительные рассуждения были нужны для того, чтобы разъяснить сложное понятие «патриотизм», определение которого не даётся раз и навсегда, а находится как и вся социальная материя в движении развития. Ему нельзя дать исчерпывающего определения. Анализируя понятие, мы синтезируем его, а процесс этот бесконечен. Вне всякого сомнения, патриотизм – понятие одухотворённое, то есть содержащее в себе такое качество социальной жизни, которое наделяет жизнь человека и всё, что с ней связано, высоким смыслом целесообразного существования. Высокоразвитое сознание всегда идеологически ангажировано и предполагает в себе самом достаточную философскую культуру.

       Не следует забывать об основополагающем принципе философии – её партийности. Принцип партийности никогда не бывает нейтральным, поскольку требует формально бескомпромиссного выбора в формировании мировоззренческой позиции. Принцип партийности философии радикально определил всех людей, живущих на планете Земля в два противоположных по убеждениям лагеря: идеалисты и материалисты. Он же разделил всех людей  по способу мышления: формально-логическому и диалектическому.

       Диалектический способ мышления с неизбежностью приводит разумного человека к пониманию необходимости классовой борьбы, которая сохраняется и в бесклассовом обществе. И.В. Сталин сформулировал гениальную мысль об усилении классовой борьбы в период построения коммунистического общества. При этом, говоря о перманентной борьбе, нужно помнить о диалектическом компромиссе –  единстве в диалектическом законе «единства и борьбы противоположностей».

       Профессор Суслов М.Г. справедливо подчёркивает расплывчатость границ понятия патриотизм в сознании людей. На деле патриотизм часто оказывается национализмом в различных его формах, в том числе национал-социализмом и национал-шовинизмом. Патриотами могут считать себя религиозные фундаменталисты, расисты, террористы и фашисты. Это обстоятельство склонило Михаила Григорьевича к тому, чтобы отнести патриотизм к нейтральным качествам. Я думаю, согласиться с таким выводом нельзя, и вот почему.

       Понятие патриотизма, сопровождающееся патриотическим чувством, – понятие одухотворённое, связанное с категориями Смысла Жизни, Социального Идеала, Счастья и Бытия. Истинный и последовательный патриотизм, будучи бытием, развивается от целого к целому и никогда не становится своей противоположностью, сохраняя, однако, тенденцию перехода в неё. Такой патриотизм одновременно есть целое бытие и момент его. Как момент, он стремится перейти в свою противоположность, отрицающую его, а как целое бытие снимает борьбу противоположных тенденций в новом качестве истинного патриотизма. Действительно, между патриотизмом и национализмом наблюдается исчезающая граница, но она всё же есть и будет всегда. С одной стороны, эта граница не даёт патриотизму выйти за пределы его конкретного и ясного определения (в-себе-бытия), с другой стороны, переводит его в свою противоположность – в бытие-для-иного.

       Диалектический закон «отрицание отрицания» здесь выражается двумя вариантами в одно и то же время. В первом, последовательный патриотизм отрицает себя как целое в своём развитии с одновременным принятием, сохранением, удержанием, созиданием - в вечном движении самосовершенствования. Во втором, отрицает  противоположный момент в себе самом, отрицая своё отрицание, с отторжением и разрушением его. Две противоположные тенденции в становлении истинного патриотизма – сохранение и разрушение – снимаются новым качеством БЫТИЯ, образуя спокойную простоту ИСТИННОГО И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОГО ПАТРИОТИЗМА. Благодаря этому обстоятельству истинный патриотизм – качество не нейтральное, а положительное, радикальное, то есть хорошее. Бытие, по Гегелю, так принимает в себя своё отрицание, что сохраняет форму бытия.

       Понятие истинного патриотизма должно быть содержательным, то есть конкретным. В этом качестве в нём обнаруживается процесс  (результат тоже) синтеза множества определений и противоречий.
 
1. Определения понятия «патриотизм» всегда имеют свой предел - границу, которую переходят.
 
2. Понятию «патриотизм» (далее П.) -  нельзя дать исчерпывающего определения. Дело в том, что истина всегда конкретна и относительна, а познание бесконечно.
 
3. П. – изменяющееся, развивающееся, усложняющееся понятие. Если окружающий нас материальный мир находится в постоянном движении, изменении и развитии, так и истина, содержащаяся в понятии, должна соответствовать объекту. Правда, и объект должен соответствовать понятию. К сожалению (или к счастью), так бывает не всегда.
 
4. П. – результат анализа и синтеза. Всякое сложное понятие как драгоценный камень имеет множество граней, каждая из которых содержит одну из форм объективного противоречия. Синтез сложного понятия – процесс конечно-бесконечный. Есть истины (относительные), познаваемые раз и навсегда. Абсолютная истина – инобытие истины относительной. Бесконечная совокупность относительных истин не «дурная бесконечность», а диалектическое их единство в бесконечном познании. Абсолютная истина состоит из множества относительных истин, объединённых существенной (диалектической) связью.

5. П. – понятие истинное, конкретное, содержательное. Всё истинное конкретно, объективно, действительно. В феномене истины снимается объективное противоречие. Мир в истинных понятиях видится спокойным и простым.

6. П. – понятие субъективно-объективное. В социальной действительности понятие объективное то, что является хорошо осознанным всеобщим (абстрактным) знанием в его диалектической связи со знанием особенным и конкретным. Все объективные законы общественного развития реализуются в феномене материальной силы только лишь через индивидуальное и коллективное сознание.

7. П. – понятие абстрактно-конкретное и всеобще-единичное. В процессе синтеза сложного понятия должен быть реализован философский принцип «восхождения понятия абстрактного в понятие конкретное».

8. П. – диалектический синтез материального и идеального бытия. Мысль человека (идея, сознание) есть форма движения социальной материи. В форме находится всё её содержание. Форма и содержание тождественны по своему значению в движении развития общества. Содержание – это материя, которая уже в форме – оформленная сущность. Содержание развивается благодаря его форме. По этой причине прогрессивная идея – материально-идеальный и субъективно-объективный феномен.
               
9. П. – результат взаимодействия формального и диалектического  мышления. Диалектическая логика включает в себя формальную с отрицанием и удержанием. Каждый из двух способов мышления имеет свои чёткие, ясные критерии, различие которых в практике применения, сохраняясь, исчезает.  Их противоречие в становлении снимается понятием ИСТИНЫ (истинного патриотизма).

10. П. – понятие радикальное,  как в теории, так и практической деятельности. Движению РАЗВИТИЯ общества нет альтернативы. Человечество, либо продолжит своё движение по пути научно-технического и социального прогресса, либо деградирует и неминуемо погибнет. Защита отечества предполагает ясное понимание отличия друзей от врагов, сопровождается массовым героизмом и самопожертвованием.

11. П.  – понятие идеологически ангажированное. Оно отражает стройную систему взглядов на мир, человека и общество, целостную картину мира, политические предпочтения и убеждения.

12. П. - понятие классовое и революционное. Революционный процесс – это движение развития. Единственной причиной движения и развития материального мира является объективное, в том числе классовое (в социальной материи), противоречие. Классовое противоречие может быть и в бесклассовом обществе. Всегда будут люди, которые стремятся жить за счёт тех, кто создает материальные и интеллектуальные ценности. С развитием общества усложняются и  формы классового противоречия.

13. П. предполагает в человеке высокую философскую, политическую и общую культуру.

14. П. на современном этапе развития общества ориентирует людей на диктатуру трудящихся масс (рабочего класса) в различных формах социалистической демократии.

Об истинном и последовательном патриотизме.

       Истинный и последовательный патриотизм несовместим с абсолютизмом и всеми его формами, к примеру, объективизмом, субъективизмом, волюнтаризмом, радикализмом, авторитаризмом, религиозным фундаментализмом и клерикализмом, релятивизмом, абстракционизмом, конкретинизмом и прочими понятиями, содержащими намёк или указание на полное отсутствие границ выражаемого ими смысла.

       Истинный и последовательный патриотизм несовместим с классовым угнетением, лишением гражданских прав и демократических свобод, геноцидом, с отрицанием интересов, прав, политических свобод иных наций и малых народностей, с национализмом, шовинизмом, расизмом, фашизмом.

       Истинный и последовательный патриотизм несовместим с социальными пороками, к примеру, с классовым эгоизмом и идеологией свободного рынка, с бедностью и нищетой, коррупцией, бюрократизмом и формализмом государственного аппарата, с популизмом, с пренебрежением к трудовому и интеллектуальному потенциалу российского народа, с терроризмом, бандитизмом, воровством, пьянством и наркоманией.
 
       Истинный и последовательный патриотизм несовместим с недостатками и чертами характера конкретной личности, к примеру, с глупостью и невежеством, безволием и пассивностью, склонностью к вредным привычкам, безнравственному и аморальному поведению, с индивидуализмом, нигилизмом, пофигизмом, скептицизмом и цинизмом.



Определение понятия «патриотизм» для современной России.

       Патриотизм – философская и политическая категория для обозначения активной гражданской позиции культурных и одухотворённых людей, выступающих за сильную справедливую государственную власть (диктатуру), действующую в интересах  трудящегося населения с целью обеспечения его благосостояния, удовлетворения развивающихся, разумных потребностей и народосбережения.
   
Обобщение.

       Истинных патриотов в буржуазной России очень мало, но они есть во всех социальных группах, классах и партиях, на всех уровнях государственной власти. Патриотов мало, поскольку в буржуазном обществе господствует буржуазная идеология. Патриотизм,  может быть, и будет массовым явлением только в Советской России при диктатуре трудящихся и социалистической демократии.

Комментарий профессора ПГНИИУ Суслова Михаила Григорьевича.


   Дорогой Андрей Яковлевич, здравствуйте! С большим интересом прочитал Ваши статьи. Любуюсь кружевами Вашей мысли, восхищаюсь Вашим даром философских выкладок, заключений, построений. Почти со всем согласен, но есть вопросы, на которые ещё надо ответить.

   Для меня очевидно, что каждая социальная группа или класс обладает своим набором социально-классовых черт и качеств. Пролетарская классовая черта – это интернационализм, а интеллигенции присущ космополитизм. В 1905 году российские интеллигенты послали  поздравление японскому императору в связи его победой над Россией. Этот поступок интеллигенции трудно счесть за патриотический поступок, хотя и на него смотря с какой стороны посмотреть...

   Когда меня спрашивают о моем патриотизме, то я говорю, что я не патриот, а интернационалист, хотя элементы патриотизма во мне, конечно же, есть. Есть проблема и в том, какой части граждан и социальных групп патриотизм присущ имманентно, а какой трансцендентно? В каких случаях и насколько патриотизм используют разные социальные группы как большую дубинку для решения своих корыстных социально-экономических и политических проблем.

   Самый грубый корыстный интерес может прикрываться патриотическими словами и маскироваться патриотическим флером. Как отличать истинный глубинный патриотизм от имитации патриотизма реакционными силами? Поскольку политическая борьба и рабочее движение есть и будет, то, как обезопасить силы прогресса от псевдопатриотов, которые патриотическими лозунгами и призывами постараются придушить рабочее движение и классовую борьбу? Есть много и других вопросов, на которые предстоит отвечать философам, историкам, политологам. А Вам, Андрей Яковлевич, ещё раз большое спасибо за статьи и удовольствие, которое я получил от их прочтения. С неизменным уважением – М. Суслов               
 



      
      
      
 

       
      
      


Рецензии
Истинный паьриотизм может быть только советским и социалистическим, с опорой на землю р ремуы своей страны все остальное анархия.
Дед Талаш стал настоящим патрилтом, когда встал на защиту своего мозолями добытого сена.
Советскпя власть ему сначала обещала, а потом и гарантировала защиту.его трудоаых мозолей от преступных посягательств интервентов и эксплуататоров, за успехи в борьбе с польскими интервентами наградила его боевым орденом, не бросила его кода в 41 на Полесье пришли немцы, поставила ему бронзовый памятник в центре Минска.

Андрей Бухаров   02.05.2020 08:42     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.