Хранительница огня

Итак, в настоящий момент мы находимся в столице одной из ведущих европейских стран – Франции. Сразу нужно отметить, что одно из главных вечно бьющихся сердец Парижа – это собор Парижской Богоматери, которому уже  немногим менее тысячи лет. Он расположен в восточной части Сите, на месте первой христианской церкви – базилики Святого Стефана, фундаментом которой в свою очередь является еще более древнее сооружение – гало - римский храм Юпитера. Собор этот славен своей богатой историей, оригинальной архитектурой,   живописными витражами и мрачными скульптурами мистических существ – горгульями, которые смотрят на вас отовсюду, навевая своим видом мысли и чувства, наполненные мистикой.

Говорят, что бывают такие ночи, когда ужасные горгульи оживают и, хотя они и не двигаются со своих  мест, но приходят вдруг в активное состояние, шевелятся, смотрят с высоты на площадь, и стараются разобраться в том, что там, внизу, за жизнь происходит. Они наблюдают за редкими прохожими, которые проходят мимо собора, спеша домой и за немногочисленными влюбленными, которые по полночи проводят в этом средневековом уголке. Горгульи, а также другие обитатели древних стен собора Нотр дам де Пари, несомненно, общаются между собой, говорят больше на понятном только им языке жестов, вдыхая при этом воздух современного города, снискавшего некогда славу одного из прекраснейших городов мира.

Вообще, строго говоря, территориально собор является центром не только самого Парижа,  а это несомненно, но и всей славной Франции. Строгий готический стиль, в сплаве с романским архитектурным стилем придает ему очень оригинальный внешний и внутренний вид. Несмотря на постоянное  воздействие на  здание в разные периоды его существования немилосердных природных стихий, а также революций и войн, это сооружение прекрасно сохранилось до настоящего времени.
   
Когда встал вопрос о том, быть или не быть собору, имеющему за плечами весьма богатый жизненный опыт,  великий французский писатель, Виктор Гюго, спас этот монументальный памятник архитектуры, написав о нем свое бессмертное произведение – «Собор парижской богоматери». После этого уже никто не мог тронуть это величественное сооружение, ведь оно, несомненно, словно срослось с самой историей государства и стало всеобщим достоянием мировой культуры.

За время своего существования оно несколько раз сильно горело и подвергалось действию различных разрушительных сил, и, тем не менее, одновременно строгое и немного мрачноватое в своей горделивой мощи, оно и по сей день служит одной из визитных карточек французской столицы, а посещают его  по 12-14 тысяч туристов в день.  Многие  приходят сюда для того, чтобы пообщаться с Богом, а есть и такие посетители, и их подавляющее большинство, которые  смотрят на него, как на одно из семи чудес света.

Несмотря на то, что ужасные чудовища – горгульи, химеры, драконы, а также статуи людей и невыдуманных животных, призваны по замыслу сторожить и отпугивать все темные силы в этом месте, отгоняя самим своим присутствием от всей этой древней строгой красоты  нечистую силу, 15  апреля текущего 2019 года в соборе случился страшный пожар, все последствия которого до конца еще не оценены.  Надо отметить, что кроме самого собора чудовища сторожат находящуюся под площадью, расположенной перед собором, подземную сокровищницу.

Само по себе это событие (пожар) очень многих жителей планеты не оставило равнодушным. В самом деле, нет, наверное, ни одного более и менее образованного человека, который не был бы знаком с колоритными героями писателя Виктора Гюго, с их точно выписанными характерами, благородными человеческими чертами и обуревавшими их сильными чувствами, какими, в силу многих причин, возможно, не смогут похвастаться наши с вами современники. И вдруг, на наших глазах, этот столп, это детище Великого писателя Франции вдруг теряет в какой-то момент свою точку опоры, подвергаясь страшному искушению исчезнуть с лица Парижа и остаться лишь в его воспоминаниях, фотографиях, клипах – то есть в истории.

Первоначальное обрушившееся на вас впечатление после случившегося – это будто почва уходит из-под ваших ног, и теряется чувство реальности происходящего, а также приходит на ум понимание хрупкости всего царящего миропорядка. Конечно, Париж, бывший некогда безусловным законодателем науки, архитектуры, культуры, а также мод и теперь во многом не утратил своего значения, хотя за последние годы он очень изменился, и нет уже там былого  ощущения незыблемого порядка и спокойствия, ведь он очень изменил свое лицо, в том числе и человеческое. Теперь его населяют другие люди, выходцы даже с других континентов, и нет уж там тех бледных тонких и стройных, одновременно пухленьких парижанок, и элегантно одетых мсье, которых сразу рисует нам воображение, когда мы представляем Францию 19  или начала 20 века.    

Теперь здесь живут кроме коренных французов люди из Африки, Азии, которых здесь называют мигрантами,  на тех, бывших французов, они ничуть не похожи, но вносят своим присутствием здесь тот особенный колорит, который делает Францию похожей  на другую страну, находящуюся вдали отсюда – за океаном.   Не будем судить о том, хорошо ли это для материнской страны  или не очень, но, тем не менее, это теперешние реалии Франции, а также других европейских стран, собратьев по Евросоюзу.

Однако вернемся к нашему собору. Жители Франции, прибывшие в район расположения Notre Dam de Pare,  глубоко скорбят  своем сердце, они, взволнованные, с ужасом смотрят на клубы черного дыма и языки красного пламени, охватившие величественнее здание, с которым у них так много связано. Самое страшное, пожалуй, это осознание своего собственного бессилия перед некой огненной силой перед которой человек, каким бы сильным не считал он себя, до определенного момента бессилен.

Тем не менее, нас, как существ достаточно любознательных, интересует не только сам факт всей этой истории, но и причины, приведшие к этому трагическому событию. До настоящего времени причины пожара установлены гипотетически и все вещественные доказательства еще не собраны. Однако следствие работает в этом направлении и мы уверены, что совсем скоро нам расскажут, что же случилось на самом деле в этом древнем католическом соборе, и мы с вами, по крайней мере, сможем обвинить с негодованием того, кто вызвал к исполнению это печальное событие.   

фото из интернета


Рецензии
Живой фасад, и церковь здесь живая,
Гаргульи в свете ночи оживают.
Гюго был потрясён архитектурой ,
И Божью матерь написал благую.
Пожар унёс былую красоту,
А вместе с нею веру многих.
Обрушило величие щедроту,
И захлестнуло чернотой убогих.

Понравилось!

Зеленая!

Варлаам Бузыкин   01.11.2023 16:26     Заявить о нарушении
Я была очень расстроена, когда начался пожар в соборе. Виктор Гюго своим бессмертным произведением сделал собор Парижской Богоматери известным во всем мире. И очень жаль, что он сгорел. К сожалению, ничего не слышно о его восстановлении, как было обещано.

Ирина Некрасова   02.11.2023 09:01   Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.