Относительное совершенство Адама и Евы

Против пелагиан.

Пр. Иустин Попович пишет:
"Соблазнительное предложение змия вызывает в душе Евы кипение гордости, которое быстро переходит в богоборческое настроение, которому Ева любопытно поддается и намеренно преступает заповедь Божию. … Хотя Ева пала по прельщению сатаны, она пала не потому, что должна была пасть, а потому, что ХОТЕЛА; нарушение заповеди Божией ей предложено, но не навязано".

Преп. Ефрем Сирин пишет, что вовсе не диавол был причиной падения Адама, но СОБСТВЕННОЕ ПОЖЕЛАНИЕ Адама:"Искусительное слово не ввело бы в грех искушаемых, если бы руководством искусителю не служило собственное их желание. Если бы и не пришел искуситель, то само дерево красотою своею ввело бы в борьбу их положение. Хотя прародители искали себе извинения в совете змия, но более, нежели совет змия, повредило им СОБСТВЕННОЕ ПОЖЕЛАНИЕ"  (Толкование на книгу Бытия, гл. 3, с. 237).

Из приведенных цитат явствует, что природа, естество человека на момент вольного греха прародителей была далеко несовершенной, страстной.

Рассмотрим цитату преп. Иоанна Дамаскина:
«Бог сотворил человека по естеству безгрешным и по воле свободным. Безгрешным, говорю, не в смысле, что он не мог принять греха (ибо только Божество недоступно греху), а в том смысле, что возможность греха имел не в своем естестве, а прежде всего в свободной воле. Это значит, что он мог, вспомоществуемый благодатью Божией, остаться в добре и преуспевать в нем, подобно тому как по своей свободе мог, при попущении Божием, отвратиться от добра и оказаться во зле».

Эту цитату можно толковать в том смысле, что Адам в большей степени согрешил через разум, чем через сердце страстями. А в современных людях грех в большей степени происходит из-за «сердечной порчи». Пелагиане утверждали, что мы грешим «по подобию Адама», что неверно.
 
Но почему преп. Ефрем Сирин пишет о желании, а преп. Иустин Попович, вообще, о страстях, о кипении гордости?
Ответ: преп. Иоанн Дамаскин разумеет самое начало греха, а они уже то, что происходило в душе прародителей уже перед вольным поступком.

Безгрешность, бесстрастнсть, нетленость, бессмертность естества Адама были не абсолютны, но относительны. Все это было дано Адаму от сотворения по Благодати, по причастности к Благому и не является онтологическим свойством его естества. "Созданный и устроенный Богом человек, — писал св. Ириней Лионский, — соделывался по образу и по подобию несозданного Бога, по благоволению и повелению Отца, по действию и творчеству Сына, при питании и укреплении от Духа, вместе с те, как сам он преуспевал мало-по-малу и восходил к совершенству. Надлежало, чтобы человек прежде всего получил бытие, получивши возрастал, возрастая мужал, мужая укреплялся, укрепляясь усовершался, усовершаясь прославлялся, прославляясь удостаивался видеть Бога". или
 
В известном Послании св. Софрония Иерусалимского к Константинопольскому патриарху Сергию, одобренном Отцами VI-го Вселенского Собора, выражается та же мысль, что любое тварное естество само по себе изменчиво, тленно и смертно. Бессмертие же для твари возможно не по природе, но по причастности Божественной благодати.  Т.е. Адам был одновременно создан и смертным и бессмертным. или

В отношении этого вопроса "Бог не оставил нас в совершенном неведении" (св.Иоанн Дамаскин). У святых Отцов, с древнейших времен учивших об условном понимании бессмертия и нетления человека, есть ответ, который подводит вопрошающих к граням метафизики человеческого бытия. Этот ответ основан, прежде всего, на свидетельствах Священного Писания, согласно которым естество Адама было сотворено "из праха земного", (Быт. 2, 7) и потому само по себе оно было тленным и смертным. 

Из вышеприведенных цитат следует, что как только Адам удалился от Благого, так сразу возникло помрачение разума, которое повлекло за собой и помрачение его сердца. Зло не сразу захватило душу, но постепенно. Это можно сравнить с образованием первородного греха современного человека в утробе матери.
Приведем теперь слова святого Иоанна Кронштадтского, касающиеся данного вопроса: «С чего зачинается человек в утробе матерней? В семени мужском заключается в миниатюре весь человек, но только в возможности (potentia).
Мать под сердцем своим и сердцем своим согревает, оживляет и питает зародыш будущего человека чрез плотяную трубочку, идущую от ее сердца к семени зародыша и тесно с ним связанную. После сердца начинают образовываться все члены: но в этом семени, в этом зародыше — в самом сердце его гнездится уже лукавый и нечистый дух, который привился чрез грех <не отвергнутый разумом злой помысел>  сердцу первого человека и от него преемственно переходит ко всем[151] чрез семя мужское. Развивается человек — растет в сердце его и сила зла, которое, как и душа, нуждается для приведения себя в действие в вещественных орудиях тела. И чем более развиты эти орудия, тем большую силу и удобство получает оно для своего пагубного проявления» (41: 77, 78).

Вывод: Адам и Ева перед вольным поступком прошли все стадии первородного греха современного человека. Причины его появления одинаковые в обоих случаях - несовершенство или отсутствие разумной свободной воли человека. Во втором случае, с младенцами, она изначально практически отсутствует...


Рецензии
Я предлагаю проще смотреть на первородный грех. 1 глава Бытия-творение животной сущности человека; 2 глава:- рождение духовного взаимоотношения между людьми; 3 глава: рождение взаимоотношения с Богом, со-вести. Которая заложена во всех людях, не знаю с какого возраста, как потенциал для преображения. То, что Люди были сотворены смертными, говорится в стихах 3:22 и 2:8,9. Дерево жизни росло в раю, куда уже созданный человек был помещён, но он не успел вкусить плодов дерева жизни. Смерть- это благо для людей, выполняющих очень сложную миссию: объединять материю и дух.

Наталья Кольцова   28.06.2019 22:35     Заявить о нарушении
Согласен по поводу совести. В принципе, кроме чистой совести от человека ничего Бог не требует.

Св. Феофан Затворник о совести:
По действиям совести в ней видят законодателя, свидетеля или судию и воздаятеля. Все эти ее стороны совершенно различны в добром христианине и в грешнике, отпавшем от Бога.

Совесть наша прежде всего свидетельствует о том, что существует обязательный для всех нравственный закон. Это — функция совести законодательная.

Совесть по природе своей неразрывно связана с волей Божией. Она и именуется голосом Божиим в человеке. Совесть указывает, «что право и что не право, что угодно Богу и что не угодно, что должно и что не должно делать» [82, с. 52]. Дело совести, как законодателя, — показывать законы, по которым нужно жить и действовать свободному и разумному существу и склонять к тому его волю.
Совесть также связана с Божественным правосудием, с верою в Бога; она произносит суждение о том, насколько тот или иной поступок человека стоит в согласии или в противоречии с нравственным законом. «Как бы мы ни прятались со своими худыми делами, — наставляет преосвященный Феофан, — независимо от нас ведется запись, которая в свое время и предъявлена будет. Что же это за хартия, на которой пишется эта запись? — Совесть наша» |91, с. 39.].

Как свидетель и судия, совесть сознает, «как обошелся человек с предписанным ею законом, и, подводя под него поступок со всеми обстоятельствами, и внутренними и внешними, определяет, прав ли человек или виноват» [Ю, с. 1173]. Совесть, как неподкупный судья, не щадит никакого греха и при всяком случае напоминает нам о наших прошедших преступлениях. Ее можно на время заглушить, но она всегда успевает высвободиться из-под гнета и возвысить свой голос даже у великих грешников. В ней отражается и то, «какого мнения о нас или какой имеют на нас взгляд небожители» [82, с. 52]. Совесть, указав, что должно и что не должно делать, понуждает нас выполнить свое указание, а потом за исполнение награждает утешением в виде своего успокоения, а за неисполнение наказывает угрызением.
Отсюда: http://religion.wikireading.ru/10553

С ув. Сергей Анатольевич.

Сергей Пономаренко 3   30.06.2019 15:35   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.