О двух Великих Социальных Эволюциях и их последств

С начала XIX века человечество испытало на себе две Великие Социальные Эволюции. Одна из них под названием индустриализация человеческой активности протекала в направлении выраженного снижения стоимости товаров и услуг в сравнении с их потребительской ценностью и коррелировала с технологическим прорывом, берущим своё начало в огромных сдвигах в понимании и объяснении научной картины мира. Начался поток изобретений, внедрение и дальнейшее обслуживание которых было немыслимо без массового производства. Кино, фотография, пылесосы, холодильники, паровозы, автомобили, авторучки, граммофоны, радио, телефоны - тысячи мелких и крупных устройств быстро вошли в обиход человеческой жизни и коренным образом повлияли прежде всего на мировоззренческий статус общества.

Можно приводить даты, события, имена людей, названия научных трудов, отражавших динамику становления социалистических идей и их внедрения в сознание людей. Но можно всё объяснить просто, так сказать, на пальцах. С наступлением индустриальной эпохи многие товары и сервисы стали доступными широким массам трудящихся. Социальная психология столкнулась с феноменом скачкообразного роста самоуважения основной массы населения. То, что раньше было доступным только очень богатым людям, властителям, стало теоретически доступно практически всем работающим. Можно было, конечно, за большие деньги приобрести граммофон с позолоченным или даже золотым раструбом, но потребительская ценность такого граммофона практически не отличалась бы от потребительской ценности обычного серийно производимого промышленностью граммофона.

Таким образом, наступление индустриальной эпохи привело к кардинальным сдвигам в психологии основной массы населения Земли. Всё это дало толчок к широкому внедрению в человеческое общество идеологии социализма. До этого люди воспринимали как заданность то, что получателями всех престижных благ жизни должны быть только очень богатые люди, стоящие высоко над толпой. А тут вдруг очень важные с точки зрения жизненных благ продукты индустриального производства стали доступными даже относительно бедным людям. И этот перенос в сознании людей относительной стоимости вещей на представления об относительных правах ранее бесправных был настолько неожиданным и возбуждающим, что прорвал плотину смирения перед власть имущими и привёл к возникновению массовой идеологии социализма. Таким образом, научная и техногенная эволюция привели к революционному становлению новых способов измерения социального статуса и социальной данности людей.
   
Неслучайно термин "социология" был введён в научный оборот О. Контом в 1832 году в его лекциях «Курс позитивной философии», в которых он обосновал факт рождения новой науки социологии. Конт считал, что социология - это наука, занимающаяся, как и другие науки, наблюдением, опытом и сравнением, которые адекватны новому социальному порядку индустриального общества. По мнению Г. Спенсера, основной задачей социологии является изучение эволюционных изменений в социальных структурах и институтах, но насколько я знаю, ни сами лоцманы социализма - Маркс, Плеханов, Ленин и др., ни многочисленные представители армии социологов не рассматривали факт возникновения социалистического мировоззрения как самую обыкновенную потерю уважения масс к бывшим единоличным хозяевам жизни, вызванную вдруг возникшим доступом к вещам, о которых эти массы ранее не могли мечтать.

Лозунг "свобода, равенство и братство", захвативший массовое сознание почти полувеком ранее, служил и продолжает служить ярким фантиком, привлекающим тех, кто очень хотел бы иметь больше, но в данный момент не в состоянии. Но таящийся в потаёной глубине и недоступный интеллекту простонародья смысл социализма заключается в совершенно новых путях манипулирования сознанием больших масс людей, открывшихся с возникновением индустриальной эпохи. Аристократические наследственные привилегии прошлого были в значительной степени корродированы возникновением новой психологии, поэтому и появился совершенно новый путь к трону, устланный яркими демогогическими лозунгами и специальными технологиями манипулирования массами. Этот путь открыл возможность завоевания диктатуры людьми, не обладавшими проверенной временем генетикой положительной морали, образованности и человеколюбия. Был открыт путь к получению беспредельной власти случайным людям, выскочкам и, как правило, серийным убийцам по совместительству. В "Интернационале" - гимне социалистов и коммунистов эта ситуация однозначно декларируется: "Кто был ничем, тот станет всем!".

Ленин, Сталин, Мао Цзедун, Хо Ши Мин, Гитлер, Муссолини, Пол Пот, Ким Ир Сен - все эти диктаторы экспроприировали свои властные полномочия не традиционным феодальным путём, а путём использования нового продукта социальной эволюции - социалистической приманки для слабоумных. Социалистическая приманка - это нечто, значительно более широкое по смыслу, нежели идеи социализма, коммунизма, национал-социализма, построенные на фундаменте экономики, расово-национальной предпочтительности и т.п. Социалистическая приманка - это особый вид философии действия, возникший в результате вторичной эволюции Первой Социальной Эволюции. Ниже я привожу из Википедии описание знаменитого и весьма показательного психологического эксперимента, проведённого учителем истории Роном Джонсом над учащимися американской средней школы в апреле 1967 года (подробнее можно прочитать здесь). Джонс потратил неделю занятий одного из классов на попытку осмыслить поведение немецкого народа при репрессивном национал-социализме.

Рон Джонс преподавал историю в средней школе Эллвуда Кабберле в Пало-Альто, Калифорния. Во время изучения Второй мировой войны, один из школьников спросил Джонса, как рядовые жители Германии могли притворяться, что ничего не знают о концентрационных лагерях и массовом истреблении людей в их стране. Так как класс опережал учебную программу, Джонс решил выделить одну неделю для посвящённого этому вопросу эксперимента.

В понедельник он объяснил студентам силу дисциплины. Джонс велел школьникам сесть в положение «смирно», так как оно лучше способствует учёбе. Затем он приказал учащимся несколько раз встать и сесть в новое положение, потом также неоднократно велел выйти из аудитории и бесшумно зайти и занять свои места. Школьникам «игра» понравилась и они охотно выполняли указания. Джонс велел учащимся отвечать на вопросы чётко и живо, и они с интересом повиновались, даже обычно пассивные ученики.

Во вторник Джонс объяснил классу, самостоятельно севшему «смирно», силу общности. Он велел учащимся хором скандировать: «Сила в дисциплине, сила в общности». Ученики действовали с явным воодушевлением, видя силу своей группы. В конце урока Джонс показал учащимся приветствие, которое те должны были использовать при встрече друг с другом — поднятую изогнутую правую руку к плечу — и назвал этот жест салютом Третьей волны. В следующие дни ученики регулярно приветствовали друг друга этим жестом.

В среду к 30 учащимся подопытного класса добровольно присоединились ещё 13 человек, а Джонс решил выдать членские билеты. Он рассказал о силе действия. По его словам, индивидуальное соперничество часто приносит огорчение, а групповая деятельность позволяет достичь бо;льших успехов в обучении. Джонс велел ученикам совместно разработать проект знамени Третьей волны, убедить двадцать детей из соседней начальной школы в правильности посадки «смирно» и назвать по одному надёжному школьнику, который мог бы присоединиться к эксперименту. Трое учащихся получили задание докладывать Джонсу о нарушении установленного порядка и критике Третьей волны, однако на практике добровольным доносительством занялись около 20 человек.

Один из учеников, Роберт, отличавшийся крупным телосложением и малыми способностями к обучению, заявил Джонсу, что будет его телохранителем, и ходил за ним по всей школе. Три самые успешные ученицы класса, чьи способности в новых условиях оказались не востребованы, сообщили об эксперименте родителям. В результате Джонсу позвонил местный раввин, который удовлетворился ответом, что класс на практике изучает немецкий тип личности. Раввин обещал объяснить всё родителям школьниц. Джонс был крайне разочарован отсутствием сопротивления даже со стороны взрослых, директор школы приветствовал его салютом Третьей волны.

В четверг утром аудитория была разгромлена отцом одного из школьников, ожидавшим Джонса в коридоре. Он был не в себе, объяснил своё поведение немецким пленом и просил понять его. Джонс, пытавшийся ускорить завершение эксперимента, объяснил учащимся силу гордости. 80 собравшихся в классе школьников услышали, что они — часть общенациональной молодёжной программы, чьей задачей являются политические преобразования на благо народа. Джонс велел четырём конвоирам вывести из аудитории и сопроводить в библиотеку трёх девушек, чья лояльность была сомнительна. Затем он рассказал, что в других регионах страны созданы сотни отделений Третьей волны, а в полдень пятницы об их создании по телевидению объявит лидер движения и новый кандидат на президентский пост.

В полдень пятницы 200 учеников набились в кабинет, включая представителей молодёжных субкультур, не интересовавшихся школьными делами в принципе. Друзья Джонса изображали фотографов, кружа по аудитории. В полдень телевизор был включён, но на экране ничего не появилось. Видя недоумение школьников, Джонс признался, что движения не существует, а ученики отказались от собственного мнения и легко поддались манипуляции. По его словам, их действия не сильно отличались от поведения немецкого народа в критические годы. Школьники расходились в подавленном состоянии, многие не могли сдержать слёзы.

Эксперимент был спонтанным и долгое время оставался неизвестным широким массам, чему способствовал стыд его участников за свои действия. В конце 1970-х Джонс опубликовал историю эксперимента в своей педагогической книге. В 1981 году вышли роман и телефильм «Волна», основанные на эксперименте. В 2008 году вышел сильно драматизированный немецкий фильм «Эксперимент 2: Волна».

Этот удивительный эксперимент Рона Джонса объясняет поразительную слабость социальной психики человека. В частности, становится понятной непредсказуемость поведения адептов современного агрессивного ислама, основные установки которого мало отличаются от установок коммунистических режимов: "кто не с нами, тот против нас", "мусульмане всех стран, соединяйтесь!" и др. Теми же методами, которые были использованы в эксперименте Джонса, современный ислам при необходимости способен в кратчайшие сроки распять психику людей в неконтролируемых ими плоскостях примитивных жизненных установок казарменного типа. Так, например, ислам пользуется теми же приёмами обмана зомбированных масс, что и коммунизм, но в значительно облегчённом варианте, поскольку все бенефиты поверившим в обман обещаются не в земном будущем, а на небесах, что исключает проверку обещанных бенефитов - десятков прекрасных и хорошо упитанных девственниц, рек шербета и прочих райских благ.

Ленин, который прекрасно отдавал себе отчёт в том, что социализм сам по себе не жизнеспособен, что сказки о счастливом коммунистическом послезавтра рассчитаны на слабоумных и зомбированных бывших умных, что экономика коммунизма в природе существовать не может, главной своей задачей ставил завоевание власти в планетарном масштабе с установлением большевистской диктатуры со столицей в Нью Иорке или Берлине, поскольку только полное устранение реальных конкурентов могло являться залогом длительного существования завоёванной большевиками диктатуры. Мечтам Ленина не суждено было осуществиться, а вот у исламских нападающих создалась прекрасная обстановка для завоевания мирового господства, и эта обстановка является прямым следствием Второй Социальной Эволюции и её производной - неосоциализма, который несравненно страшнее для человечества, нежели традиционный социализм, поскольку в отличие от последнего нацелен не на обман масс, а на прогрессивную деградацию их психики.

Ведь врать по поводу того, что можно проверить, - это довольно непростой труд. Например, в СССР враньём занималось целое ведомство под руководством М.А. Суслова, и это была работа с привлечением огромных средств и армии талантливых исполнителей. Врать в условиях цивилизованных государств, где присутствуют конкурирующие политические силы, несравненно сложнее, чем в странах социалистической диктатуры. Цивилизационный прогресс неизбежно приводит к росту знаний среднего человека, и доказать, что экономика коммунизма способна существовать на практике, стало возможным лишь в отношении крайне слабоумных людей, доля которых непрерывно падает. Выход для ординарных людей, рвущихся рулить и руководить, очень прост - всемерно содействовать деградации интеллектуальных способностей масс. Здесь уже нет необходимости придумывать обоснования вранью: люди примут на грудь всё, что им внушат с помощью средств массовой информации. Становление идеологии неосоциализма совпало с началом Второй Социальной Эволюции, явившейся следствием возникновения постиндустриальной эпохи.

Существует ряд определений постиндустриального или супериндустриального общества. Основателем концепции постиндустриального общества считается  американский социолог Даниэл Белл. В вышедшей в 1973 году книге «Грядущее постиндустриальное общество» он подробно изложил эту концепцию, тщательно анализируя основные тенденции в изменении отношений секторов общественного производства, становлении экономики услуг, формировании научного знания как самостоятельного элемента производственных сил.  Однако сам термин «постиндустриальное общество» появился в США ещё в 1950-ые годы, когда стало ясно, что американский капитализм середины столетия во многом отличается от индустриального капитализма, существовавшего до Великого Кризиса 1929—1933 годов. В соответствии с концепцией знаменитого футуролога Элвина Тоффлера появление корпораций и специализированного класса управленцев-интеграторов относится к индустриальному обществу, после которого наступает период супериндустриального (англ. super-industrial society) общества. В таком обществе корпорации уже имеют множественные социальные цели, а не только экономическую выгоду.

Я позволю себе высказать совершенно иную точку зрения на то, что представляет из себя постиндустриальное общество, возникновение которого следует считать Второй Социальной Эволюцией. Если результатом развития индустриального общества, спонтанно возникшего на основе цивилизационного прогресса, было снижение различий в социальном положении людей, то переход к супериндустриальному обществу знаменуется процессами и устройствами, снижающими роль различий в индивидуальных особенностях людей - физических, психических и интеллектуальных. К услугам людей с плохой памятью появилась компьютерная память, у людей, у которых отсутствует природная тяга к приобретению обширных знаний, появилась практическая возможность мгновенно получить необходимую информацию с помощью интернетных поисковиков, не утруждая себя походом в библиотеку. Раньше люди звонили друг другу в случаях крайней нужды и перед этим формулировали для себя то важное, ради которого они собирались позвонить. Теперь люди не принуждают себя требованиями что-либо формулировать. За ничтожно малую плату они могут говорить часами, так и не сказав то, ради чего позвонили. Появились многочисленные устройства, устраняющие физическую беспомощность людей и уравнивающие инвалидов с физически полноценными людьми. Появилось множество психотропных препаратов для любителей временно себя осчастливить. Новая технология предельно упростила организацию продаж. Даже найти себе супружескую пару сейчас можно, не выходя из дома. Так же как многие другие виды социальных услуг, новые технологии привели к сбережению большой доли свободного времени для предания людей ничегонеделанию.

Эволюция в направлении создания постиндустриального общества началась с середины прошлого века. Значение многих важных элементов этой эволюции стало видимым значительно позднее. Картина изменения темпов этой эволюции по всей видимости будет сходна с типичной кривой роста бактериальной популяции с её лаг фазой, фазой экспоненциального роста и стационарной фазой. Это сходство с ростом бактериальной популяции в некоторой степени является следствием Первой Социальной Эволюции, когда каркас тканевых структур обществ был в значительной степени размыт социалистической активностью масс, как правило, возглавляемых будущими диктаторами. Все эти следствия Первой и Второй эволюций можно было бы вполне закономерно отнести к категории народных благ, если бы в любом обществе не существовали примеси отбросов, которые оборачивают блага бедами для миллионов людей. Крупнейшей бедой рабовладельческого строя было подавление восстания ста тысяч рабов под водительством Спартака. Ленин-Сталин, Мао Цзэдун и другие потребители достижений Первой Социальной Эволюции истребили десятки миллионов людей.

Можно попытаться представить себе то, что ожидает население Земли в результате Второй Социальной Эволюции. В этом мире любые процессы могут протекать лишь при наличии перепада значений параметров. Отсутствие градиентов является аналогом смерти. Электрический ток под влиянием перепада зарядов, кроветок, течение рек, движение воздуха и т.п. под влиянием перепада давлений - всё это составляет существо любых динамических процессов, на которых строится жизнь и индивидуумов, и общества. Мерой возможности осуществлять работу принято считать энтропию, высокие значения которой соответствуют состоянию хаоса. Можно сформулировать, что Первая Социальная Эволюция способствовала привнесению существенной доли хаоса в человеческие отношения, существовавшие в течение тысячелетий, в то время как Вторая Социальная Эволюция содействовала хаотизации в оценке традиционных критериев различных человеческих достоинств и недостатков, как генетически предопределённых, так и созданных условиями проживания, религиозными верованиями, личными катастрофами и переживаниями.

Любой человек имеет полимодальный физический, психический, интеллектуальный габитус. Бывают люди ловкие, но медлительные, хитрые, но глупые, кажущиеся крутыми, но полные импотенты внутри, широкоплечие и мускулистые, но слабые и беззащитные. В процессе тысячелетий вырабатывались критерии, защищавшие работодателей, потенциальных друзей и супругов, избирателей и доверителей всех мастей от ошибок выбора. Часто габитус человека, то, как у него воровато бегают глаза, говорил намного больше, чем стандартная анкета при приёме на работу. И вообще "за бегающие глаза" можно теперь легко попасть под суд. Изменение привычных критериев и размывание градиентов в оценке индивидуальных достоинств стало результатом того, что движения менеджеров социальных сетей и сайтов торгующих организаций часто невозможно понять людям с традиционным складом ума. Достаточно указать на выраженный идиотизм "улучшений", которым подвергалась технология Живого Журнала в последние пару лет.

Идиотизм размывания человеческих достоинств, начавшийся в результате Второй Социальной Эволюции, теоретики абсурдизации, например, Герберт Маркузе, пытались облагородить своеобразной логикой и аппеляциями к различным интеллектуальным конструкциям. Но число присосавшихся к результатм и "достижениям" Второй Социальной Эволюции значительно больше числа "теоретиков", доказывавших, что плохо - это очень хорошо для человечества. Подавляющее число этих присосавшихся не увлекаются интеллектуальными усилиями, главным образом, вследствие интеллектуального бессилия. Как правило, они умеют пламенно выступать, а не думать. Они инстинктивно почувствовали прелесть последствий нивелирования человеческих достоинств и те неисчислимые бенефиты, которые можно с этого поиметь. Было осуществлено огромное число мероприятий, нацеленных на повышении в обществе числа малоспособных, малограмотных, малодумающих, жадных, жестоких, узколобых. Как это делается, я уже неоднократно писал на примере affirmative actions, иммиграционной политики, подспудного содействия  обнищанию населения, политкорректности, мультикультурализма под приспособленным к внутригосударственным отношениям лозунгом "разделяй и властвуй", конверсии здравого смысла, когда ведущим направлением внутренней политики является обсуждение жизни и статуса абсолютно ничтожного меньшинства людей, предпочитающих секс через задницу и т.д. Все эти мероприятия являются экспериментом над человечеством, родственным эксперименту, которых проводил калифорнийский историк со своими учениками.

О том, чем это кончится, можно лишь догадываться. Вариантов множество. Но это - немного другая тема для размышлений. Кстати, А. Эйнштейн высказывал опасения насчёт наступления таких времён, когда "технологический прогресс одержит вверх над человечеством и тогда мир будет населён поколениями идиотов".  Т.е. иными словами А. Эйнштейн не исключал таких конкретных последствий цивилизационного прогресса, какие по моему мнению уже принесла и ещё принесёт Вторая Великая Эволюция.

(Источник об эксперименте Рона Джонса: https://isralove.org/load/2-1-0-236?utm_source=email)


Рецензии