Книга. Каръера-1. Спогади трудiвника 2013-2017

Книга.
"Каръера-1: Спогади трудiвника"
(збірка 2013-2017)

(Одним файлом публікується вперше)

* * *

--- Работа, и первые заработанные деньги. Исповедь ---

Рецензия на «Телефон» (Кенотрон Загадочный) http://www.proza.ru/2013/02/24/1446

"...предупреждали, что наличку в Америке желательно не афишировать..."
Наличные, собственно, нигде не желательно афишировать.) Вспомнилось мне, как, приехав в город, получил свою первую "взрослую" "городскую" зарплату. На тот момент эта была первая крупная сумма денег, которая была при мне за всю мою жизнь, и потому казалась огромной... Хотя с детства работал наравне со взрослыми, и получал, соответственно, почти так же, как и они - но всё-таки городская зарплата не чета деревенской: раза в 2,5 разница... И вот, ехал я с этой зарплатой в кармане, в троллейбусе, и всё мне казалось, что весь троллейбус знает о том, какая крупная сумма денег сейчас при мне)). И всё боялся, что городская босота сейчас меня подловит где-то в переулке, да отнимет.
К счастью, до дома добрался благополучно.))

Такая вот история вспомнилась.))


  А вообще, этих "первых заработанных" было несколько этапов. Ведь, когда я, будучи ребёнком, ездил вместе со взрослыми на полевые работы, то, само собой, что на поденку, - и зарплата была соответственной: поденной. Честно сказать, я даже не помню, когда начал работать. Сперва-то, конечно, ездил как помощник, а не отдельная рабсила, - но какая разница, коль делаешь ту же работу, что и взрослые. Но только то, что наработал - числится в одну графу со взрослым, с которым работаешь в паре. И ты этих денег, естественно, не видишь.

  Так же и с фермой. Сперва как помощник: приходил, и доил потихоньку коров: и вручную, и аппаратом. А потом, на летних каникулах (после 4-го класса) меня впервые поставили как отдельную раб.единицу, доить самостоятельно группу коров, состоящую из 23-х голов.

  Это была самая малочисленная группа по всей ферме. Обычно - 30-32, а у одной "стахановки" было и вовсе 40 голов.

  Моя же группа была молодой и недобранной по той причине, что в село к нам прибыла новая семья, и женщина из той семьи устроилась работать на ферму. Ради неё группу и начали формировать, - естественно, из тёлок. А потом в их семье произошло несчастье: маленький ребёнок умер. Они похоронили его и уехали. А руководство фермы на группу поставили меня, ибо больше не было, кого поставить.

  Так и работал всё лето.

  Надо сказать, дояр из меня был неважнецкий: надои группы неуклонно падали. Свою работу я не любил, и выполнял её, хоть вроде и добросовестно, но без любви. К тому же природная неторопливость прибавляла мне некой вялости и итого, эти 23 головы я доил дольше, чем наша "стахановка" свои 40, - из-за чего мотор, подающий ток доильным аппаратам, вынужден был работать несколько дольше; а значит, из-за одного меня и механик был вынужден торчать на работе дольше, чтобы выключить мотор, когда я закончу доить группу.
  Следовательно, на работе из-за меня одного задерживалась и приёмщица молока, а вместе с ней - и лаборантка, обязанная проверять молоко на жирность из каждого бачка. А значит, и шофёр молоковоза тоже обязан был ждать одного меня, прежде, чем тронуться в путь в сторону молокозавода...

  Все эти задержки раздражали уставших взрослых. На меня, конечно, злились, хотя и делали скидку на то, что я ребёнок. И всё же, их раздражение на меня давило, отчего я становился ещё более медлительным.

  Лето закончилось, группу расформировали, так и не найдя мне более взрослую замену. А я опять стал ходить в помощниках. Но. В конце того лета я всё-таки получил свою первую в жизни взрослую зарплату. Большую сумму денег. Это тебе не поденка!

  Собственно, деньги вместо меня получала О.И.. И то, что у меня в конце лета на руках оказалась эта зарплата - это сугубо её снисходительная инициатива. И естественно, зарплату она отдала мне не всю, а лишь выделила некую сумму: по её рассчётам, достаточную для того, чтобы я смог исполнить свою давнишнюю мечту: настоящие наручные часы. Понятия до сих пор не имею, откуда она прознала об этом, - так как я с ней вообще не разговаривал, не то чтобы мечтами там каким-то делиться... Скорее всего, Анжелка донесла, её любимица. с нею я дружил всё-таки.

  Неважно. В общем, я получил на руки первую взрослую зарплату, достаточную для того, чтобы купить нормальные взрослые часы. Я поехал в соседнее село, и купил не только часы, какие мне понравились, а ещё и на оставшиеся деньги накупил себе в школу всякой необходимой мелочёвки (в том числе и тетрадей, которых мне хватило на полгода вперёд).

  Не надо думать, будто я хвастаюсь своей сознательностью. Хотя, всё-таки, и считал себя взрослым, самостоятельным мужиком, - но потратить деньги иначе мне не приходило в голову: я знал, что если не куплю себе точилку, то её мне никто не купит, и если вдруг карандаш сломается прямо на уроке, то придётся точить опять лезвием, и стружки будут лететь во все стороны. Если не куплю себе линейку, то придётся опять всякий раз просить у соседки по парте. Если не куплю ручку, то придётся писать чем попало (было, что писал гусиными перьями, затачивая их собственноручно. К счастью, с чернилами проблем не было, но металлические перья было не достать, или продавались слишком широкие, непригодные для письма в тетради). Ну, и такое прочее.

  Собственно, я бы и часы не покупал. Но коль О.И. выдала мне деньги на часы, то купить я их уже был вроде как обязан. И, конечно, выбрал самые дешёвые: "Победа", с серебряным циферблатом на тёмно-синем поле, и секундной стрелкой. Эти часы мне прослужили лет 7, и служили бы ещё, если бы не разбилось случайно стекло.
  Возможно, их ещё можно отремонтировать, но я не хочу. Где-то они у меня хранятся: всё с тем же оригинальным, но уже потрёпанным чёрным в белую полоску тканевым ремешком, с полинявшим циферблатным полем, со сломанной секундной стрелкой... И я не выбрасываю их.
  Думаю, они лежат среди вещей, которые я оставил в Беларуси на хранение, - там, в гараже Гомельской церкви. Когда-нибудь я встану с постели, и когда у меня будет, куда забрать вещи - я приеду, и заберу их.

  Карманные собственные деньги, за которые я никому не должен был отчитываться,  у меня водились обычно от того, что я шастал по мусорным свалкам, собирал бутылки, мыл их, и сдавал в магазин.
  Поденные же деньги, которые я зарабатывал на полевых работах, я отдавал О.И., которая потом выдавала их мне на обеды в школу. Но на обеды я их тратил редко: обычно копил несколько дней, чтобы купить какую-нибудь книжку в книжном магазине.
  О.И. потом эти книжки находила и жгла в печке, чтобы я меньше читал, а больше делом занимался. Самое обидное, когда она жгла библиотечные книжки. Приходилось потом покупать какую-нибудь взамен, равную по объёму. И, конечно, прятать глаза от стыда перед библиотекаршей, что я книжку не уберёг...

  К счастью, она меня никогда не ругала и не упрекнула ни разу ни словом, ни взглядом... Возможно, она догадывалась или знала. Но, как бы там ни было, я благодарен ей бесконечно за эту тактичность... Иначе бы я просто больше не смог ходить в библиотеку. Ибо это было единственное в мире тихое святое место, где никогда не было агрессии: это была как церковь, куда я приходил отдыхать душой... И, собственно, мог по нескольку часов стоять у стеллажа с книжками, якобы выбирая, а сам читать их. И был рад, что библиотекарша никогда меня не поторапливала, и не напоминала мне: "Эй! где ты там застрял?"... Пожалуй, если бы она хоть раз мне сказала что-то в этом роде - ноги бы моей больше не было в этом месте... Хотя я и любил его больше всего на свете.
  Нет, не из принципа. Просто я слишком уставал морально от агрессии О.И. по отношению ко мне. И до сих пор чувствую себя уставшим. И до сих пор испытываю неодолимое желание смыться с глаз подальше, когда ко мне проявляют агрессию или разговаривают раздражённым тоном. Я не хочу, чтобы со мной разговаривали раздражённо. Лучше помашу ручкой молча, и скажу мысленное "адью", и уйду, не попрощавшись и не объясняясь.

  Может, поэтому в моей жизни было так много людей, которые не задерживались. И так часто сменял работу. Ибо оттуда, где на меня кричали, проявляя неуважение, я молча уходил. Зачем оно мне надо: мало того, что нелюбимая работа, ещё и терпеть к себе такое отношение, да ещё и за нищенскую зарплату... А работник, кстати, я всегда был ценный. Я это знал. Особенно - по сравнению с городскими, всплошь неженками, и лодырями, работающими спустя рукава и безответственно. Я работал всегда на совесть, поэтому цену себе знал. И не фиг повышать на меня голос. Я не заслужил, чтобы со мной так разговаривали.

 И, собственно, там, где к людям относились хорошо, там быстро оценивали мою добросовестность. Но увы, мне быстро наскучивало там работать. Я изучил тонкости производства - и всё, интерес пропал. Было немного совестно, когда я видел эти глаза, которые будто душу выворачивали немым вопросом: "Чем тебе здесь плохо? почему уходишь?"... - но руки всё же подписывали моё заявление об уходе...

  И я уходил, чтобы найти новую работу. Такую же нелюбимую, как и все доселе. И эта цепочка нелюбимых работ с нищенской зарплатой длилась бы и доселе, и хоть до самой старости, - если бы я не сломал позвоночник.

  Хвала Иисусу. Он помог мне вырваться из этого замкнутого круга. Теперь я делаю то, что мне действительно нравится. То, что я могу делать годами, и мне не скучно. Наоборот, совершенствуясь, я только испытываю ещё большую радость и азарт. Вот оно: моё место в жизни. То, к чему лежит душа.

16.04.2013
Братис Либертус


--- Случай с пистолетом ---

Эта маленькая заметка является параллельной вставкой к рассказу
"Сколько ра Бог спасал меня от голодной смерти. История 2. Катюша. Часть 1"
http://www.proza.ru/2013/08/18/1202

Кстати, перед тем, как найти работу в агентстве недвижимости (2003-й год), я работал в одном частном предприятии, специализирующемся по переобшивке мягкой мебели. То есть, с дивана снималась старая потёртая обшивка, вынимался слежавшийся наполнитель, заменялся новым, и диванчик обшивался новой обивкой, при помощи специального скобочного пистолета. Вот такой скобочный пистолет мне пришлось купить и себе, но позже одолжить на время знакомому, с условием скорой возвраты. И вот, однажды (это было ещё в самом начале моей работы в агенстве), я с сотрудниками уже покидали офис, и собирались захлопнуть дверь, чтобы запереть его на ключ, как тут вдруг зазвонил телефон. Я (как самый предприимчивый, потому что все остальные в офисе лодыри) - поспешил к аппарату, чтобы принять звонок (ведь вдруг клиент?). Но оказалось, что звонил этот самый мой знакомый. И звонил для того, чтобы сообщить мне, что он мой пистолет отдал некоему Васе, попользоваться. Коллеги по офису, естественно, слышали только ту часть разговора, что произносил я. И слышали они приблизительно вот это: "Да, добрый вечер. Это я. А, привет. Хорошо. Когда принесёшь? Что?? Ты что, совсем обалдел?? Скажи мне пожалуйста, что мой пистолет делает у Васи?? Как он у него оказался, скажи мне на милость? Я тебе что сказал: чтобы ты мне принёс его на офис! Какого хрена...?" - дальше там минуты две нецензурное брань, закончившаяся требованием забрать у Васи мой пистолет, и принести мне, как я и говорил, иначе я снесу ему башку с плеч... И вот такой вот, взъерошенный, с видом разъярённого мафиозного батьки, я положил трубку, и пошёл на выход... Оказалось, что сотрудники офиса всё стояли у выхода, в ожидании меня. Но видели бы вы выражение их лиц!... Как резко изменились выражение их взглядов в мою сторону!... Они явно с этого момента смотрели на меня совсем другими глазами: по-новому, и теперь с уважением и опаской... Я быстро понял, о чём они подумали, услышав слово "пистолет", но упиваться их заблуждением мне не хотелось, - я заулыбался, и пояснил им, какой именно пистолет имелся в виду. Они вздохнули с облегчением, и были явно разочарованы, что всё оказалось не так интересно, как показалось. И их выражение глаз в мою сторону снова стало прежним. Я же для себя вынес немаловажный урок из наблюдения.

18.08.2013
Братислав Либертус


--- Уважаемая профессия маклер ---

Эта маленькая заметка является параллельной вставкой к рассказу "Как Бог не раз спасал меня от голодной смерти. История 2. Катюша"
http://www.proza.ru/2013/08/18/1202

Кстати, зря многие, ищущие жильё, избегают посредничества маклеров. Потому что маклеры работают в основном с одними и теми же арендодателями, и уже всех знают по именам: у кого какие жилищные условия, прибамбасы в голове, характеры, и прочие мелочи. База данных нарабатывается годами, и в самом деле стоит немало. Заключение сделок купли-продажи - это уже особый раздел, работа очень важная, требующая от маклера немалого опыта, поэтому рисковать заключать такие сделки могут позволить себе только маклеры с опытом; если сравнивать работу маклера с рыбалкой, то сделки аренды сравнительны с ловлей карпа или окуня, а сделки с куплей-продажей - это уже подобно тому, что поймать сома: нужны особый опыт, смелость, и знания, помогающие распознать афёру. Так что зарабатывают маклеры на этом абсолютно честно, - и не так уж это и дорого стоит, когда побудешь на месте маклера и повозишься с этими тоннами информации. Пускаться в заключение сделок без маклера - это всё равно, что пускаться в кругосветное плаванье на лодке: подобно безумию. И хорошо, если обойдётся без шторма. Так что лично мой совет - платите деньги, и доверьтесь маклеру. Ну, а уж, что покупаете - смотрите в оба сами: маклер за качество жилищных условий не отвечает, он в ответе только за безопасность самой сделки, - для обеих сторон, потому что "фокусы" бывают и оттуда, и оттуда. Обманывать ни одну из сторон маклеру не выгодно, потому что репутация тоже много значит для него. Если маклер недоброчестен или придурковат - это выплывает наружу, и к его услугам перестают обращаться. А значит, падают и его личные заработки. Это - важные понимания, которые я почерпнул, поработав сам на месте маклера, в течении нескольких месяцев. И что я ещё понял - что работать необходимо в паре: один на телефонах в офисе, другой по городу, и созваниваться, по необходимости. Тогда будет эффект и естественно, частые сделки. Когда работаешь один - много времени уплывает впустую, а следовательно, длинная очередь неудовлетворённых клиентов, которым приходится ждать своей очереди слишком долго, и обращаться в несколько агенств сразу: в надежде, что там обслужат быстрее. Итог - пока ищешь жильё для него, оказывается, перед самым носом клиент уже "уплыл". Зря потратил время на него. Работали бы в паре - было бы лучше для всех, и время бы зря не терялось.

Братислав Либертус


--- Автомойщик со стажем заключённого ---

   На автомойке я работал несколько раз.

   Первая моя автомойка - была в Хмельницком (Украина), где-то в центре, в сторону севера. Автомойка была "крутая": она работала круглосуточно, и там можно было бесплатно ночевать: в вагончике, который стоял при въезде на автомойку. Что я и делал, пользуясь случаем, поскольку с жильём у меня в то время была проблема, - благо, мне разрешили притащить в вагончик чемодан со своими пожитками, и не гнали.
 
   Это был 2005-й год. Там я работал и жил безвылазно всю весну: с марта и до конца мая.

   Увольнение в конце мая было оригинальным: меня похитили, при первой же моей вылазке в город за покупками. Просто придурки, которые в то время искали способ изжить меня со свету - меня случайно увидели в городе. Схватили, потащили в ближайший полицейский (тогда ещё милицейский) участок, - где, как позже оказалось, у главаря банды был знакомый генерал, - и мне устроили внеплановое заключение за решёткой, инкриминировав мне нелепое обвинение: отсутствие паспорта при себе. Поэтому посадили за решётку в КПЗ для того, чтобы выяснить мою личность. О том, что меня похитили - я не имел никакой возможности кому-либо сообщить, потому что мне не разрешили позвонить кому-либо из участка. Меня допросили, затем посадили в машину для перевозки заключённых, и увезли в тюрьму.

   В тюрьме меня, слава Богу, не били, а даже наоборот, полюбили. Простые полицейские оказались не дураки, а люди, - и ко мне относились с теплом, и даже разрешали переписываться с узниками из других камер. Хотя хранить у себя переписку, карандаш и бумагу - было запрещено. Но, как-то умудрялся прятать и то, и другое, и третье, - хотя были ежедневные обыски в камере. Меня, как особого заключённого, посадили в одиночную камеру. Я был совершенно один. В других камерах было по несколько человек: преимущественно 4-5.

   Парни из соседних камер были в основном такие же бедолаги как и я: одних посадили за бродяжничество, других - за отсутствие прописки в паспорте, третьих - за то, что они иностранцы или беженцы. Некоторые из них жили здесь уже более двух лет... Естественно, их никто не навещал, потому что о том, что они здесь - никто и не знал. Кроме, разумеется, вышестоящего начальства.

   Первые дни я, конечно, питал наивную надежду, что мою личность выяснят очень быстро: достаточно поехать на автомойку, порыться в моих вещах, найти паспорт... Но не тут то было. Оказалось, что мой паспорт их не интересует вовсе. Хотя, безусловно, по моему досье прошвырнуться им было надо. Они этим и занялись... С ленцой, с расстановкой.

   Я приуныл... Поскольку начал понимать, что мне отсюда не выбраться просто так. Морально и физически добивало скудное питание: еды было очень мало, овощей не было совсем, а я привык к физическим нагрузкам и привык есть много. Поэтому недоедание было для меня очень сильной "подножкой". В какой-то момент я психанул и объявил голодовку: я требовал больше еды.

   Честно говоря, я был готов к плохому повороту; думал, что скажут: "Не хочешь есть - и не надо, сиди голодный." Но... Оказалось гораздо лучше. Специально для меня вызвали какого-то офицера (я не разбираюсь в чинах, только по фуражке и форме интуитивно понимаю, что передо мной не простой служащий, а кто-то повыше). Он вызвал меня к себе в кабинет, поговорил со мной душевно, и предложил согласиться на психушку. Я согласился...

   Меня перевели в психушку. Там кормили хорошо и сытно, но... Там людей превращали в "овощей". Не миновала сия чаша и меня. Но зато мне удалось один раз позвонить моему приятелю Серёге, и сообщить ему, где я. Он меня из психушки вскоре и вытащил, под расписку... Если бы не он, я бы сидел там до сих пор, наверное.

   Домой к себе он меня притащил уже в таком состоянии, что меня теперь надо было кормить насильно. И он кормил... Я целыми днями сутки напролёт лежал в постели и безучастно смотрел в стену. Если бы он не кормил меня насильно, я бы без всяких попыток пошевелиться просто умер бы от голода на месте.

   Постепенно он вернул меня к жизни... Тогда же я и научился пользоваться компьютером, а затем познакомился и с интернетом.

   Я прожил у него восемь месяцев, и весной 2006-го уехал в Киев.

* * *

   В последний раз я работал автомойщиком в Гомеле (Беларусь), весной 2011-го года. Я проработал там всего половину дня, и уволился. Потому что понял, что не в состоянии мыть машины, и при этом не думать о творчестве: я был головой в нём, - поэтому был очень рассеян и медлителен, - чем очень сильно раздражал парней по цеху. Потому что работать надо было очень шустро и внимательно: клиент должен быть обслужен быстро и по высшему разряду, а я как невнимательная черепаха: порчу репутацию автомойке... Поэтому парни в первый же час воспылали ко мне ненавистью: потому что, получается, они работают вовсю, а я ползаю с прохладцей... Я это, конечно, быстро понял, и постарался сосредоточиться максимально, но... Это оказалось выше моих сил.

   Поэтому эта автомойка была моей последней попыткой куда-либо устроиться на работу, чтобы заработать себе денег на пропитание: с этого момента я перешёл на полное самообеспечение подаяниями с улицы, и перебивание бесплатными обедами в благотворительных учреждениях...

   И - полностью погрузился в построение творческой карьеры...

29.03.2017, 10:56
Либертус Свидетель


Рецензии