кризис христианства
Гуманизм переживает кризис и крах , поскольку он приходит к сознанию самодостаточности человека. Достоевский и Нитцше с наибольшлей силой обозначают этот кризис, это переход в антигуманизм, в отрицание человечности Бога. Человечность есть основной атрибут Бога. Человек вкоренён в Бога, как Бог вкоренён в человека. Эта первичная истина затемнена и даже закрыта падшестью человека..Вот как я осознал для себя основной миф христианской богочеловечности: это есть тайна двойного рождения, рождения Бога в человеке и рождение человека в Боге. В Боге есть нужда в человеке, в творческом ответе его на божественный зов.
Германская мистика глубоко осознала ту тайну, что не только человек не может жить без Бога, но и Бог не может жить без человека. Это есть тайна любви, нужда любящего в любимом.
Такого рода сознание противоположно сознанию, которое понимает отношения между Богом и человеком как судебный процесс. Религиозный гуманизм, вкоренённый в идее богочеловечности, призван совершить очищение, спиритуализацию и гуманизацию человеческой среды, воспринимающей откровение.
Понимание христианского откровения зависит от структуры сознания, которое может быть шире и уже, глубже и поверхностнее. Человеческое сознание очень зависит от социальной среды, и ничто так не искажало и не затемняло чистоту христианского откровения, как социальные влияния, как перенесение социальных категорий властвования и рабства на религиозную жизнь и даже на самые догмы. И священное писание есть уже преломление откровения Бога в ограниченной человеческой среде и ограниченном человеческом языке. Обоготворение буквы писания есть форма идолопоклонства.
Отрывок из 7-ой главы книги «Самопознание» Н. Бердяева
Свидетельство о публикации №219060900665
Дарья Подчуфарова 22.06.2019 19:46 Заявить о нарушении