Трактат о старости с одной картинкой. Окончание

Начало: http://proza.ru/2019/06/02/1403

На фото моя мама – 85 лет

Предисловие к окончанию:
                Написав первую часть о степенях свободы в пожилом возрасте, по отзывам читателей, понял, что некоторые ждут от очерка чуть ли не академического разбора проблем старости. Видимо их смутило название очерка. Напрасно – оно иронично. Такой цели я не ставил, но когда задумал писать по теме, конечно, прочёл всё, что имелось в интернете, и должен сказать, что материалов предостаточно. Больше других понравилось, как об этом говорит римский консул Марк Тулий Цицерон в свои шестьдесят два. (https://www.liveinternet.ru/users/seniorin/post405459046).
                Недаром его сочинение считается лучшим по теме. Очень рекомендую любознательным читателям. Мой же трахтат… Так… Мысли, рассуждения, чувства, ворчание, личный опыт и ничего больше.


                Когда наступает старость? У всех по-разному. Многие вообще думают, что старость – это не про них, и покой им только снится. Душа с годами всё моложе и моложе, вот если бы ещё не выдавала рожа! Среди анекдотов на тему есть весёлое определение старости: это состояние, когда к тебе приезжают девчонки по вызову с красным крестом. И, конечно, Фаина Георгиевна – куда ж без неё:
                Звонок старой подруге.
                - Раечка, по телевизору сказали, что убили какую-то старую проститутку… Звоню узнать, всё ли у тебя в порядке?
                Кто бы, что ни говорил, а де-юре «первый звонок» старости это  выход на пенсию. С пенсией у нас в стране раньше было очень даже неплохо, но мы этого не понимали. Во-первых, пятьдесят пять и шестьдесят, а в шестьдесят многие
ещё горы свернут! Кроме того, пенсионеры имели право работать в течение двух месяцев. А во-вторых, сто двадцать и даже сто тридцать два, в зависимости от стажа!
                Да, не все получали максимальную пенсию, были и такие, которым «светило» тридцать четыре рубля! Но это те, у которых стаж работы отсутствовал, а кто же мешал? Безработицы в СССР не наблюдалось, и за инфляцией не следили. Твой рубль и через пятьдесят лет оставался рублём, и на него можно было купить полкило варёной колбасы.
                Моя бабушка с пенсии делала подарки внукам. Больше того: у кого можно было перехватить деньжат «до зарплаты»? У пенсионеров, конечно.

                А сейчас размер денежного наполнения пенсии – как
последний пинок под зад. Понимал, предполагал, ожидал, даже психологически готовил себя, но не настолько же! Моя пенсия с учётом надбавок за инвалидность больше, чем у жены, зато двадцать процентов уходит на лекарства, и мы более недели до её получения сидим без гроша.
                Как тут не вспомнить Черчилля? Он говорил, что «дело не в том, что с деньгами хорошо, а в том, что без денег уж очень плохо»! А ты ничего не скопил и не наворовал – так получилось… Многие бескорыстно строили коммунизм – я сорок три года, а он оказался никому не нужен! Теперь, как в анекдоте, безысходно постигаешь жизнь по системе «Три Д»: донашиваешь, доедаешь, доживаешь!
Помни, читатель, совет: - «хорошо, если рядом жена – берегите её, любите друг друга до глубокой старости. Две пенсии всегда лучше одной»!
                В противном случае придётся воспользоваться рекомендацией бывшего главного санитарного врача России, ныне члена Госдумы Геннадия Онищенко, который считает, что пожилым россиянам надо жить «чуть-чуть впроголодь». В
интернете его пожелание пенсионерам уже обозвали "Эффектом Онищенко" - человек озвучивает вроде бы правильные вещи, но всё равно возникает желание треснуть его гантелей по башке.
                Есть анекдот, в котором дед загадывает загадку внучке:
                - Отгадай, Катя, как называют людей, которые не едят
мясо? – внучка задумывается, - дед подсказывает: начинается на
букву «в», ве-ге-та…
                - А-а, знаю, - перебивает внучка, - дедушка это
пенсионеры!

                Теперь о грустном: «мысли тянутся к началу жизни - значит, жизнь подходит к концу». Отмечу, что это здорово, когда узнаёшь, что дело пахнет старостью из мыслей, а не из проблем со
здоровьем.
                По опросу населения наступление старости больше всего связывают с возникновением серьезных проблем со здоровьем, а среди признаков наступления более позднего периода старости назвали невозможность самостоятельно себя обеспечивать, то есть появляется зависимость от окружения. Не знаю, как ставили вопрос организаторы, я бы на последней стадии ещё жёстче отметил не «обеспечение», а невозможность себя обслуживать – совсем грустный, трагический финал. Я это всё проходил со своей мамой, которая «ушла» в восемьдесят пять (рассказ «Васька» http://www.proza.ru/2012/03/24/1065). От состояния здоровья зависит качество жизни пожилых людей, если не сказать – всё! Для меня эта тема сама по себе больная – я инвалид второй группы и стал им задолго до выхода на пенсию.
                О здоровье можно писать бесконечно. Я тоже отметился: даже раздел завёл на странице под названием «Больничные заморочки».
                Скажу одно: чем больше в стране производится реформ в здравоохранении, чем больше строят перинатальных центров, чем больше становится больниц, напичканных зарубежными чудесами, чем больше вещают о достижениях, тем хуже и хуже. Хуже для нас, больных, и дороже. В поликлиники ходить незачем – не помогут. Соображающие врачи есть в стационарах, но попасть в них стало настолько сложно, что мне это не под силу.
                И, как вишенка на торте, тема «благодарности». Если
в советское время врачей в стационарах благодарили цветами,
конфетами или коньяком с кофе в пакете, то сейчас только деньги и
деньги не малые, особенно для пенсионеров. В конце девяностых
ходил такой анекдот:
                Больной идёт благодарить врача с пузатым
пакетом. Врач, оценивающе взвесив пакет в руке, спрашивает:
- Зачем же вы столько моих денег потратили?
                Меня на Прозе уже обвиняли во лжи: дескать, всё
выдумал (http://www.proza.ru/2016/09/26/2159), врачи кристально чисты! Возражать не буду, одно скажу - за время болезней и особенно операций растерял всё, что нажил, и прилично подразорил детей. И дело тут не в честности и взятках, зря
некоторые становятся в «позу» – дело в системе. О медперсонале – шалости в сравнении с тем, что делается в стране. Вы никогда не задумывались, почему сегодня никто не удивляется появлению очередного проворовавшегося чиновника высокого ранга?
                Украденными миллионами сейчас никого не удивишь – воруют
триллионами, даже при строительстве космических объектов! Деньги стремительно обесцениваются. Даже в лото тётка орёт истошным голосом: триллион!!! Тема нашего разговора иная, однако причина одна и там, и там: неладно что-то в нашем
королевстве!
                Старость… Она сильно «помолодела» в наше время. Меня поразили молодые люди, лежавшие со мной в больницах. Парень – участник Чеченской войны тридцати лет с инфарктом, молодой человек с кардиостимулятором. В ортопедии   вадцатипятилетнему юноше меняют тазобедренный сустав и т.д.
                Мне кажется, что с потерей советской идеологии и погоней за рублём, произошли тектонические сдвиги в сознании людей, а значит и в здоровье. Огромную часть негатива добавил страх перед возможной войной и террором. Если раньше человечество «ждало» конца света на рубежах тысячелетий (в конце девятисотых годов даже прекратилось строительство церковных сооружений), то сейчас ждут ежедневно: во всех средствах массовой информации пугают ядерной войной.

                А ещё раньше барыжная психология (воспользуюсь
терминологией Саакашвили) принесла дестабилизацию жизни и обилие стрессовых ситуаций, экологическое неблагополучие (в продуктах питания, в первую очередь). Всё это ускорило процессы старения, патологии, присущие старшему возрасту – они стали обнаруживаться на более дальних подступах к старости. Неприятности со здоровьем сильно помолодели. А старикам всё это сократило годы жизни.

                Сын говорит мне о мнительности стариков, обидчивости. Но это не рождается на пустом месте. Поищите щепки в своём глазу! Да, старики, порой, бывают мнительными, но не настолько, чтобы не понять небрежного и невнимательного, а тем более хамского к себе отношения.
                У пожилых людей часто возникают страхи возможных заболеваний, которыми болели, и от которых умерли их родители. Старики часто начинают ратовать за здоровый образ жизни, ведут разговоры, что полезно, а что нет. Раньше надо было об этом думать, господа-товарищи! Я не исключение. Возникла фобия страха за способность адекватно соображать. Склероз в нашем возрасте никто не отменял!
                Как в анекдоте: разговаривают два старичка на
скамеечке перед подъездом:
                - Вот, помню, - говорит один, - бывало…
                - Да, ну? – спрашивает другой.
                - Да. А, вот, чё бывало - уже не помню.
                Вот так и я: полез вчера в холодильник, а зачем – забыл… Наследственность-то не ахти! Бабушку в конце жизни мучили ночные кошмары, даже кричала во сне. Просила меня будить её в таких случаях. Дедушку преследовали галлюцинации. Он видел за окном какие-то рожи, однажды привиделось, что к
нему приехали лесоводы (дед – лесовод, заведовал кафедрой лесного хозяйства) и разместились на ночлег на книжных стеллажах. Бабушка пыталась его урезонить, но от её слов он только злился и даже слёг. Я выбрал, как оказалось, единственно
правильную линию поведения: сделал вид, что верю каждому слову деда. Взял его палку и стал колотить по подоконнику, приговаривая:
                - Пошли вон, рожи поганые, вот вам, получайте! И вы, лесоводы, пошли вон, вам в гостинице места забронировали!
                Дед с восторгом наблюдал за моими действиями и вставлял фразы на немецком и финском языках, чтобы лесоводы правильно меня поняли – они же иностранцы (родной дедов язык – немецкий, также он знал финский и французский и, конечно же, русский).
                Мама в восемьдесят четыре перестала адекватно соображать и вытворяла чёрт знает что. Вспоминаю с ужасом, как было с ней тяжело! Меня держал в узде долг.
                Еще в «Домострое» сказано: «Если … оскудеют разумом в старости отец или мать, не бесчестите их, не укоряйте, тогда почтут вас и ваши дети». Вот я и старался из последних сил. У меня, по определению супруги, только мозги и не болят, остальное – в наличии! Шучу: был бы идеальным экспонатом для
изучения болезней для студентов-медиков. Стал бояться, что мозги оскудеют, станут лениться думать… Что тогда делать? Чем заниматься? Вы смеётесь? Напрасно – эта фобия (фронемофобия) самая загадочная, неординарная. Возможна? Да в жизни всё
возможно!

                А страх смерти? Многие совсем не думают о смерти, мол, когда это будет? Не скоро. Некоторые спасают себя от этих мыслей, погружаясь в религию. Душа-то бессмертна, но они даже примитивно не представляют, что это за душа, и с чем её «едят».
                Выдумывают какое-то облачное состояние, где они встретятся с умершими родными и друзьями. Будут витать в облаках вместе, наслаждаясь общением в потустороннем мире.
                Чушь это собачья. Жизнь конечна, и смерть наступает, когда выработан жизненный ресурс. Из праха вышел и в прах обратился. Но даже если представить чисто теоретически существование душ (попробуй верующему скажи, что это сказки – шайками забросают), то не знаю кому как, а мне это не нужно. Я – земной человек, и мне необходимо всё земное. Я много раз цитировал слова Екклисиаста по этому поводу, не удержусь и скажу моралистам, которые молятся в церквях и ханжески говорят о грехах его словами:

                «Всему и всем — одно: одна участь праведнику и нечестивому, доброму и злому, чистому и нечистому, приносящему жертву и не приносящему жертвы; как добродетельному, так и грешнику; как клянущемуся, так и боящемуся клятвы. Это-то и худо во всем, что делается под солнцем, что одна участь всем, и сердце сынов человеческих исполнено зла, и безумие в
сердце их, в жизни их; а после того они отходят к умершим» (Еккл. 9:2–3).
                А для верующих есть утешение. Его высказал шестидесяти двухлетний политик, оратор и философ Марк Тулий Цицерон:
                «О, сколь прекрасен будет день, когда я отправлюсь в божественное собрание, присоединюсь к сонму душ и удалюсь от
этой толпы, от этих подонков! По этой причине для меня старость легка и не только не тягостна, но даже приятна. Если и заблуждаюсь, веря в бессмертие человеческой души, то заблуждаюсь охотно, и не хочу, чтобы меня лишали этого заблуждения, услаждающего меня, пока я жив».
 
                И ежели я начал цитировать Цицерона, то и закончу им же, тем более, что разделяю его позицию:
                «Старости надо сопротивляться, а недостатки,
связанные с нею, возмещать усердием. Как борются с болезнью, так
надо бороться и со старостью: следить за своим здоровьем, прибегать к умеренным упражнениям, есть и пить столько, сколько нужно для восстановления сил, а не для их угнетения. При этом надо поддерживать не только тело, но в гораздо большей степени ум и дух. Ведь и они, если в них, как в светильник, не подливать
масла, гаснут от старости. Тело наше, переутомленное упражнениями, становится более тяжелым, но ум от упражнений становится более гибок».

                Стареть, конечно, скучно, - заметила Фаина Георгиевна Раневская, - но это единственный способ жить долго. Поэтому, хочешь жить долго и счастливо – научись не скулить!

Автор благодарен другу и соратнику по сайту В.Теняеву, который прочитал мой трахтат и "отрихтовал" его по доброте душевной.


Рецензии
И эту часть позвольте разделить с Вами. О здоровье и врачах, лекарствах можно много рассказать. Два примера из многих личных. Мужу в областной больнице поставили диагноз болезнь Паркинсона. Умер он от рака позвоночника. У меня началось кровотечение, мне поставили(ВООБЩЕ-то до начала кровотечения)остеохондроз,а у меня оказалась прободная язва.И ещё несколько раз
Мне Альцгеймера,а у меня депрессия,как у Ницше, мы с ним родня. У мужа все хорошо,просто усталость, а у него инфаркт,делали операцию.Вы можете такое представить? Сижу уже с 32 лет на антидепрессантах,транквилизаторах,лежу по месяцу,два в психушке. Но теперь,когда плохо- лежу дома.Единственная психотерапевт
была заведующей дневным отделением,перевели на участок,а на её место поставили...
Так что прибавлю ещё одно высказывание Раневской: "Болезнь? Это с фасада наведенная красота,а канализация течет".Смысл такой.
Спасибо,поговорила с Вами,умницей. Хотя меня дети упрекали"Что ты ноешь и ноешь
о здоровье.Нужно зажать в кулак болячки и всем говорить,что ты здорова". А я
экстраверт,не могу молчать. А уж плакать мне не дали даже на похоронах. Отвожу
душу сейчас- никого не раздражаю,никому не мешаю.Всего доброго.Главное-здоровья

Анна Куликова-Адонкина   26.08.2020 17:13     Заявить о нарушении
Ну, здоровья нет давно. Я инвалид первой группы с 2002г. О болезнях писать не буду - у меня, как по Джером Джерому есть все, за исключением "воды в колене" (помните Трое в одной лодке?) А воды в колене просто не может быть по определению: у меня три эндопротеза, где вода не предусматривается! О нашей медицине могу писать бесконечно. Даже на прозе есть такой раздел. Я начал знакомство с ней с 1978г (первая операция, а всего их 12!).
Но главное: псих, слава богу не накрывал пока. Не помню, читали ли Вы моего Ваську? Если нет прочтите - увзнаете много знакомого http://proza.ru/2012/03/24/1065 А любую депрессию легче всего победить работой, любой, а писательством особо! Не вешайте носа, надо научиться жить в том положении, в котором мы оказываемся. Это трудно, но на то мы и советские люди.

Вадим Гарин   26.08.2020 23:00   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 23 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.