Рецензия на фильм Зеркальная маска 2005

«Зеркальная маска» (англ. MirrorMask) — художественный фильм 2005 года американских студий Jim Henson Company и Destination films по сценарию Нила Геймана и Дэйва Маккина. Сценарий фильма послужил основой новеллы Нила Геймана «Mirrormask» и концепции журнала «A Really Useful Book».
В главных ролях: Хелена, АнтиХелена (Стефани Леонидас), Мать, Белая королева, Черная королева (Джина Макки), Отец, Распорядитель (Роб Брайдон) и Валентайн (Джейсон Барри).

Фильм о маленькой капризной девочке, которая упорно не хотела взрослеть и оставалась в своем мире грез, в небольшой, выдуманной и только ей одной известной, Вселенной.
Вообще фильм меня заставил задуматься над вопросом, «что есть Бог?». В показанном фильме «Бог» - это капризная девчонка, лет тринадцати, которая создала целую вселенную из своих рисунков, и которую так не понимают взрослые. Хелена. Кто тогда «Дьявол»? Это «Бог» со знаком «минус», АнтиХелена, точно такая же девчонка, но уже с противоположным характером. Хелена добрая, инфантильная, любящая своих созданий. АнтиХелена – злая, быстро взрослеющая, нервная и ненавидящая мир, построенный Хеленой. АнтиХелена обитает как скрытое зло внутри галактики, построенной самой Хеленой. Это ее подсознательные желания, ее неудовлетворенные амбиции и эгоизм.
Родители: Мать и Отец и там и там просто сопровождающие Хелену и АнтиХелену. В созданном Хеленой мире из картинок Мать разделилась на два образа: Черной и Белой королев, Отец остался единичным блюстителем равновесия. Распорядителем.
Вселенная Хелены - это гигантский мир картинок, созданных ее воображением и фломастерами, в котором рыбы летают по небу, книги живут своей жизнью, бегают коты с человеческими головами, которых зовут Сфинксы, а все люди носят маски, которые заменяют им лица. Там есть и гиганты и демоны и бесчисленное множество всяких ипостасей сюрреалистического мира, причем «Город добра» и «Королевство зла» существуют одновременно в равновесии, как свет и тень.
Равновесие нарушилось, когда Хелена оскорбила свою мать в реальном мире, пожелав той смерти, и маму хватил удар (инсульт). В реальном мире все повисло в неопределенности, а Хелена почувствовала вину. Тогда АнтиХелена воспользовалась этим и… прогнала настающую Хелену в «сон», а сама захватила реальный мир.
Оказавшись внутри своего же собственного мира, Хелена открыла для себя, что совершенно не знает его законов и правил, хотя сама же его создала, к ней никто не испытывает уважения, как к Создателю и более того… ее воспринимают скорее как странное недоразумение, чем как полноценного представителя этой Вселенной. Она чужая и нелепая с точки зрения обитателей «Города добра». Люди не узнали своего творца.
Однако проблем на этом не исчерпываются. Худшее то, что АнтиХелена обитает в реальном мире и продолжает нести зло. Кроме того АнтиХелена украла талисман, поддерживающий равновесие миров (реального и фантастического) и без этого талисмана Хелена настоящая неспособна вернуться в реальный мир, а вынуждена пребывать в своих фантазиях.
Убедившись, что ее враг заперт, АнтиХелена начинает уничтожать фантастический мир, срывая со стены рисунки Хелены, которые комкает рвет и выкидывает в мусор. Уничтожением фантастического мира АнтиХелена надеется избавиться от настоящей Хелены и тем самым обезопасить себя в реальном мире. 
Пока еще что-то можно спасти, Хелена бросается на поиски талисмана и переживает массу опасных и интересных приключений в мире фантазий.
На этом пути ее сопровождает некто Валентайн, который в фантастической реальности является «важной персоной». К слову он так и не понимает до конца сюжета, кого именно сопровождает и насколько этот человек (Хелена) важен для его мира. Ведет он себя нагло, глупо, высокомерно и крайне недальновидно. В итоге Валентайн сдает Хелену Черной королеве в обмен на рубины, а потом, когда понимает, что все равно погибнет с этими рубинами, сколько бы их не взял, так как мир рушиться, спасает Хелену и помогает ей найти талисман.
Этим талисманом оказывается Зеркальная маска – лик настоящей Хелены, прошедший сквозь зеркало и ставший мостом между двумя мирами – фантастическим и реальным.
Используя Зеркальную маску, Хелена побеждает АнтиХелену и возвращает ее в Королевство тьмы, восстанавливая тем самым нарушенное равновесие.
Мать Хелены выздоравливает, отец извиняется перед девочкой за свою черствость и грубость. Сама Хелена взрослеет и понимает всю сложность мира. А потом на вечеринке она находит и Валентайна, который переместившись в реальный мир, забыл все, что с ним было в фантастическом, но сохранил свой скверный характер.

Фильм некоммерческий, а высокохудожественный, культовый. Необычайно красочный и эффектный, несмотря на малюсенький бюджет (4 млн. дол.).
Актерская игра в общем-то средняя, невыдающаяся, но прекрасная прорисовка фантастической реальности компенсирует эту проблему.
У меня после просмотра остался все-таки вопрос: узнаем ли мы Бога, если он придет в наш мир? Не отнесемся ли мы к нему, как отнесся Валентайн и другие обитатели Города добра к Хелене? Жители фантастического мира не узнали своего Создателя и не поняли, кто их может спасти. Хотя они знали о существовании «Её» и у них была даже целая Библия, в которой описывалось, как Хелена сотворила их мир.
Этот вопрос пока без ответа, поскольку для жителей «Города добра» Хелена была просто странным существом, а не тем, кто их создал.


Рецензии
Замечательный фильм и очень хорошая рецензия на него. Мне этот фильм понравился сразу. Я его посмотрел, когда писал свою трилогию “сказок”: «Никуда», «Таинственный лес» и «Сон Эмили». Из-за этого фильма я чуть было не превратил трилогию в тетралогию. Собрался писать повесть «Алиса». Но… Случилось два события. Во-первых, я поехал в Петербург. Во-вторых, не смог я взяться за «Алису». Я понял, что ничего оригинального не напишется, просто обратно вернусь к старым темам и сюжетом, начну пережевывать то, что уже пережевал.
Что же касается вопросов в конце рецензии… Интересные вы привели аналогии. Выскажусь примерно так:
1. “узнаем ли мы Бога, если он придет в наш мир?” В религиозной истории человечества был уже один прецедент. Христос – он же Бог-Спаситель – пришёл к людям. Но иудейское общество отвергло его. Оно Его не узнало. Слова Христа противоречили тому, чему учили духовные вожди еврейского народа.
2. “Не отнесемся ли мы к нему, как отнесся Валентайн и другие обитатели Города добра к Хелене?” Иуда предал Христа, а ближайшие Его последователи – апостолы – разбежались от страха. Не говоря уже о том, что по поводу Христа кричали: “Осанна в вышних!”, а потом, через короткое время: “Распни его! Распни!”.
3. “поскольку для жителей «Города добра» Хелена была просто странным существом, а не тем, кто их создал”. Совсем как у нас, у реальных людей. По большей части Бог – странное существо, не укладывается в наших человеческих головах Его поведение во времена Ветхого Завета, и Его новозаветные проповеди о любви.

С уважением
Владимир

Владимир Швец 3   18.06.2019 12:33     Заявить о нарушении
Бог, мой, пропустил такую шикарную рецензию!

Браво, Владимир.
Ваш должник теперь.

Фильм отличный и совершенно не коммерческий (это его достоинство, а не недостаток). Он в целом чуть послабее чем "Лабиринт", но местами сильнее (крепче берет за душу)

По вопросам:

1. Я пока и впрямь не вижу у людей способности НЕ ошибиться. Иудеи ошиблись - ошибемся и мы. К сожалению.
2. Вообще Валентайн - чистый иуда, но Хелена его простила. Это кстати весьма божественно с ее стороны! Я поражен этим моментом. Причем он ведь не исправился, а так и остался потенциальным иудой. Но Хелена продолжала его прощать.
3. Для людей Бог это странное существо, также как Хелена для жителей города Света. Но дьявола они (антиХелену) всегда принимают как свою. И это самое страшное. антиХелена не была для них "странным существом". Вот что плохо...

Лев Вишня   10.07.2019 17:21   Заявить о нарушении
Бога не признали, а дьявола приняли и обласкали!

Вообще в фильме миллион полунамеков.

Лев Вишня   10.07.2019 17:22   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.