Я

Я – я.

У каждого свое «я». И каждый наверняка не раз пытался понять, что это такое. Но быстро бросал это дело. И без того жизнь дурдом.

Однажды я написал рассказ «Я» от имени ледяной скульптуры – какой ее видели прохожие, каким она сама воспринимала мир, как она старела… Но что пытался выразить ею скульптор? Чем она была на самом деле? Этого, естественно, я не знал, а придумывать не стал. Было ясно: если искать ответы на эти вопросы, то выйдет уже не про «я». Да, пожалуй, и не рассказ.

Вообще с этим самым нашим «я» нужно быть осторожнее. Чуть заморочитесь – вам явится уже совсем не «я». А буквально Бог знает что. В смысле, далеко уйдете, можете не вернуться. И «Гугл-Карты» не помогут.

К тому же стоит вспомнить, что до нас суть «я» («личности») пытались объяснить очень многие, включая колоссов и исполинов, вроде философа Канта или психоаналитика Фрейда. И все обломались. Но вот в последние десятилетия на стыке медицины и философии стало возникать немало интересного, вроде идеи Пола Маклина о триедином мозге. Мозг, то есть, эволюционно сложился из трех слоев: самый древний, рептильный, отвечает за рефлексы и инстинкты.  Его окружает лимбический слой, «мозг млекопитающего», где зарождаются базовые эмоции и вИдение сапиенсом своего места в «стае». И поверх всего – неокортекс, кора, благодаря которой мы орудуем образами, раскладываем мир на составляющие, складываем из этих кусочков собственную «реальность» и делаем все остальное, что в целом называется сознанием. Откуда следует, скажем, что наше «я» – продукт взаимодействия искривленных полей, возникавших на всем протяжении эволюции живой, а если полезть глубже, то и неживой природы.

Поэтому удивляет не то, что время от времени внутри нашего «я» возникают образы чего-то, якобы удивительно от нас далекого. А то, что мы до сих утешаем себя сказками о делимости мира, о каких-то его размерах и границах и при этом совсем не научились расшифровывать подсказки нашего собственного «я», которое, бедное, все вращением этого мира и наверчено.

Не буду повторять благоглупости про то, что наше «я», сокровенная «глубина» и т.д. – это главный источник добра и правды. Зло и зверство тоже отсюда, но речь сейчас не об этом. Речь о том, что наше «я», как и весь мир, постоянно обновляется. Вчерашнее и сегодняшнее «я» носят одни и те же ФИО не иначе как для удобства налоговиков. На самом деле это два совершенно разных человека. Но, точно, существует определенная частота, ритм обновления «я». И если что и можно назвать «я», то именно эти частоту и тональность, на какое-то время гармонично соразмеряющиеся с ритмами и тональностями симфонии мироздания, далеко не постигнутой нами пока.
 
Так что выживание, дление нашего «я» – это скорее из области музыки, эстетики, чем физиологии и экономики. Постоянно искать и/или создавать красоту, совершенство, гармонию – это самая эффективная стратегия выживания. Существенное ценнее вещественного, свобода важнее барахла. Это последнее, что я хочу сказать в «Азбуке».


Рецензии
Станислав,

Я нахожу философию Толле на эту тему удовлетворительной, он понятно объясняет, и по жизни получается, что он прав, по-моему.

Он говорит (и Юнг говорил до него) что у человека есть два Я: внешнее, каким человек воспринимается другими и как он обычно о себе думает. Это Я сравнивает себя с другими Я, и хочет иметь больше всего. И есть внутреннее, подлинное Я, которое родним нас с Мировым Сознанием, что бы это ни значило. Он говорит, что зло - от внешнего Я, добро - от этого внутреннего Я. Таланты, совесть, знание правда, красоты - внутреннее Я. Внешнее Я - зависть, обида, месть, идея "справедливости" и.т.д. Некоторые люди не знакомы со своим внутренним Я. А творческие люди - знакомы.

Как вам это нравится?

Марина Сапир   18.11.2022 15:46     Заявить о нарушении
Дихотомические концепции, вроде "иметь-быть" Фромма или двух "Я" Толле, - это такие очень изящные игрушки. Когда-то они здорово меня вдохновляли. Но с годами стали больше нравится всякие концентрические модели. Ведь как это стройно выглядит у Маклина: в глубинном, рептильном мозге живет наше "детское", непосредственно-рефлекторное "Я". Поверх него - лимбический «мозг млекопитающего», где "Я" соотносится с "Мы"(стаей, стадом и т.п.)И поверх всего – неокортекс, кора, обиталище сознания, состоящего из образов, включая образ "Я" как части уже не стаи, а всего, Вселенной. (Причем мы эволюционно и являемся такими машинками, созданными этим всем для его (всего)) осмысления. В этом, типа, и состоит высший (эволюционный или Божественный, как хотите) смысл нас.

Станислав Радкевич   19.11.2022 00:32   Заявить о нарушении
Спасибо. Да, это интересно. Я не оценила этого из текста. Надо будет посмотреть внимательнее.

Марина Сапир   19.11.2022 00:34   Заявить о нарушении