Я
У каждого свое «я». И каждый наверняка не раз пытался понять, что это такое. Но быстро бросал это дело. И без того жизнь дурдом.
Однажды я написал рассказ «Я» от имени ледяной скульптуры – какой ее видели прохожие, каким она сама воспринимала мир, как она старела… Но что пытался выразить ею скульптор? Чем она была на самом деле? Этого, естественно, я не знал, а придумывать не стал. Было ясно: если искать ответы на эти вопросы, то выйдет уже не про «я». Да, пожалуй, и не рассказ.
Вообще с этим самым нашим «я» нужно быть осторожнее. Чуть заморочитесь – вам явится уже совсем не «я». А буквально Бог знает что. В смысле, далеко уйдете, можете не вернуться. И «Гугл-Карты» не помогут.
К тому же стоит вспомнить, что до нас суть «я» («личности») пытались объяснить очень многие, включая колоссов и исполинов, вроде философа Канта или психоаналитика Фрейда. И все обломались. Но вот в последние десятилетия на стыке медицины и философии стало возникать немало интересного, вроде идеи Пола Маклина о триедином мозге. Мозг, то есть, эволюционно сложился из трех слоев: самый древний, рептильный, отвечает за рефлексы и инстинкты. Его окружает лимбический слой, «мозг млекопитающего», где зарождаются базовые эмоции и вИдение сапиенсом своего места в «стае». И поверх всего – неокортекс, кора, благодаря которой мы орудуем образами, раскладываем мир на составляющие, складываем из этих кусочков собственную «реальность» и делаем все остальное, что в целом называется сознанием. Откуда следует, скажем, что наше «я» – продукт взаимодействия искривленных полей, возникавших на всем протяжении эволюции живой, а если полезть глубже, то и неживой природы.
Поэтому удивляет не то, что время от времени внутри нашего «я» возникают образы чего-то, якобы удивительно от нас далекого. А то, что мы до сих утешаем себя сказками о делимости мира, о каких-то его размерах и границах и при этом совсем не научились расшифровывать подсказки нашего собственного «я», которое, бедное, все вращением этого мира и наверчено.
Не буду повторять благоглупости про то, что наше «я», сокровенная «глубина» и т.д. – это главный источник добра и правды. Зло и зверство тоже отсюда, но речь сейчас не об этом. Речь о том, что наше «я», как и весь мир, постоянно обновляется. Вчерашнее и сегодняшнее «я» носят одни и те же ФИО не иначе как для удобства налоговиков. На самом деле это два совершенно разных человека. Но, точно, существует определенная частота, ритм обновления «я». И если что и можно назвать «я», то именно эти частоту и тональность, на какое-то время гармонично соразмеряющиеся с ритмами и тональностями симфонии мироздания, далеко не постигнутой нами пока.
Так что выживание, дление нашего «я» – это скорее из области музыки, эстетики, чем физиологии и экономики. Постоянно искать и/или создавать красоту, совершенство, гармонию – это самая эффективная стратегия выживания. Существенное ценнее вещественного, свобода важнее барахла. Это последнее, что я хочу сказать в «Азбуке».
Свидетельство о публикации №219061201413
Я нахожу философию Толле на эту тему удовлетворительной, он понятно объясняет, и по жизни получается, что он прав, по-моему.
Он говорит (и Юнг говорил до него) что у человека есть два Я: внешнее, каким человек воспринимается другими и как он обычно о себе думает. Это Я сравнивает себя с другими Я, и хочет иметь больше всего. И есть внутреннее, подлинное Я, которое родним нас с Мировым Сознанием, что бы это ни значило. Он говорит, что зло - от внешнего Я, добро - от этого внутреннего Я. Таланты, совесть, знание правда, красоты - внутреннее Я. Внешнее Я - зависть, обида, месть, идея "справедливости" и.т.д. Некоторые люди не знакомы со своим внутренним Я. А творческие люди - знакомы.
Как вам это нравится?
Марина Сапир 18.11.2022 15:46 Заявить о нарушении
Станислав Радкевич 19.11.2022 00:32 Заявить о нарушении
Марина Сапир 19.11.2022 00:34 Заявить о нарушении