Окопник

     Наверное, нет более сложного понятия для человека, чем родина, нет  сегодня более неоднозначного понятия, чем патриотизм.  Люди постоянно уезжают из мест, где они родились, в поисках мест, где их таланты могут развернуться наилучшим образом.  Иногда они становятся счастливыми, иногда остаются пришельцами.
     Скажите, читатель, если бы вы уехали из родного села в город, какое растение вы взяли бы с собой и посадили возле подъезда, или на даче?    С одним таким   растениям я познакомился когда-то, бродя с фотокамерой по поселку. Этот куст меня удивил, он буквально рвался на свободу из тесного палисадника через низкий штакетник. Куст громко гудел от огромных шмелей, что проверяли завитки его голубых цветков, похожих на маленькие колокольчики. Несколько раз приходил я к нему, любовался незнакомым растением (хотя цветы казались странно знакомыми, они напоминали мне дикарей, что украшали в начале лета обочину роллерной  трассы возле поселка, хотя не были такими пышными), а когда, наконец, встретил хозяйку палисадника, оказалось, названия растения она тоже не знает.
- Я привезла его на память из родного села, он у нас в каждом палисаднике растет, - объяснила она.
   Удивительно, окопник, родовое название  незнакомца,  люди знали тысячи лет. Его расхваливали  и отец ботаники Теофраст,  и целитель Авиценна, и  травники всех времен и народов и даже народное прозвище его было медицинским –  живокост.  Правда,  в последние годы попал окопник в опалу, особенно кавказский (он приветствовал меня  в палисаднике), но и обычному обитателю пустырей лекарственному окопнику врачи не верят.
    Еще более удивительно, что безымянный пришелец с Кавказа заполонил все клумбы поселка. Растение не знал никто, про Кавказ слышали все. Двести лет назад Россия присоединила и завоевала Крым и Кавказ. Именно тогда в обществе впервые прозвучал ликующий крик: «Крым наш!»  И первым ботаником,  изучившим новые земли,  был,  конечно, немец, уроженец Штутгарта,  Фридрих  Биберштейн, крестный отец кавказского окопника.  Вы знаете кто такой Биберштейн?  Вряд ли. А ведь эта фамилия в Германии одна из самых известных. Генеалогия рода уходит на сотни лет в прошлое. Традиционно для столь знатного рода Фридрих учился в военной академии и  … обожал естественные науки, что у военных бывало часто. Вспомните, как рвался Пржевальский из кадетского корпуса  в недавно присоединенную к России Манчжурию,  рвался собирать гербарий, охотиться на зверей, рисовать карты и вести наблюдения за погодой.  В военной академии Биберштейн регулярно вел ботанический дневник! Многие ваши знакомые ведут сегодня такие дневники? Не побывав в российской столице, через южные страны, вместе с русским генералам,  к которому  он поступил на службу, Биберштейн сразу попал в гущу событий, на Терек и в Грузию. Повезло ему встретить и других выдающихся немцев. Совместно с великим  Питером Палласом он исследовал природу   неведомого  Крыма,   и знакомство это помогло ему в трудные годы  перехода из военной службы в гражданскую.   
      Россия стала его второй родиной.  Русский язык он изучил в совершенстве, писал грамотно, а под конец жизни, как говорили, даже изысканно. Жаль портретов его не сохранилось, есть только одно описание, как  «круглолицего человека с очень светлыми волосами, среднего роста и плотного сложения, носившего очки, живого и приятного попутчика и хорошего хозяина». Ну, в общем, типичный немец. Последнее замечание, наверное,  касается его поместья под Харьковом. Царь наконец-то заметил его труды и наградил землей. Успокоившись после невзгод Биберштейн начал печатать свои труды по флоре Кавказа и Крыма, снабдив их по традиции отличными иллюстрациями, найдя в окружении самых лучших художников. Нашлось в трудах место многим новым видам, в том числе и окопнику.  Когда ученый умер, в его честь продолжали называть ботаники виды, для меня из них  особенно значим тюльпан Биберштейна. Это один из златоглавых  героев знаменитой Окской флоры, райского уголка на юге Подмосковья, о которой я готов всегда вспоминать с радостью.
  После открытия Биберштейна судьба окопника стала обычной для красивого растения. Сначала его бурно приветствовали, а потом объявили иностранным агентом. Уже двести лет назад пришельца с Кавказа  поселили в английских, а потом и российских ботанических садах, а в последнее время он поселился  и на дачных участках Сибири. Еще бы! Окопник идеальное растение для ленивых садоводов. Он не требует никакого ухода! В нашей гимназии на пришкольном участке его несколько лет назад посадили родители учеников начальных классов. Ребята уже заканчивают школу, клумбу давно забросили, а окопник цветет как нив чем ни бывало среди одуванчиков. Посадить окопник легко, а вот избавиться от него трудно. Достаточно оставить в земле  крошечный корешок и на следующий год на этом месте снова вырастет пышный куст. Опасаясь такой живучести, ботаники на всякий случай занесли окопник в Черную книгу. Да и репутация окопников стала сомнительной, все они ядовитые и все лекарственные свойства, оказывается,  за тысячи лет еще не изучены. Таинственное растение.
 А вот Чарльз Дарвин наверняка встрече с окопником обрадовался бы. Хитроумные взаимоотношения между цветами и опылителями привлекали его, как доводы для доказательства всемогущества естественного отбора. Не случайно гудят в кустах окопника шмели. Только такие мощные мохнатые насекомые в состоянии расправиться с хитрым цветком. Пчелы встречают на пути к сладкому нектару в глубине венчика специальные рогатки. Да и шмели не всегда могут рогатки проломить. Тогда они прогрызают стенки венчика у чашечки и нагло лакомятся нектаром, а когда улетают шмели, этот  нектар через отверстие легко достают пчелы. Борьба между цветами и насекомыми не прекращается!
     Родиной Биберштейна стала Россия. Здесь он занимался любимым делом,  совершил множество открытий.  Родиной окопника стала Сибирь. Не страшны ему ни засухи, ни морозы, ни гонения дачников. Хорошее слово – родина!


Рецензии
Юрий, очень вдохновительно о Биберштейне!
Теперь тоже буду знать, как называется это довольно внушительное растение. Спасибо!

Ольга Немежикова   06.07.2019 13:04     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.