Дрова - забот тачка

ЛИЧНЫЕ МЕМУАРЫ О КРАСНОЙ ЭРЕ (74)
Смотреть с иллюстрациями в блоге автора
https://blukach.by/post/1456


 Дрова… Для кого-то это ничего не значащее слово. Для многих же солидных людей, услышавших или прочитавших его, память воскрешает кучу проблем по заготовке одного из главных производных существования человечества. Не было бы дров – не развилась бы и разумная жизнь на земле.

 Ностальгаторы по невозвратной советской молодости и ценители социалистического образа жизни, родившиеся после его смерти, сейчас знают дрова лишь по растопке для шашлыков. Я, собственно говоря, тоже пользуюсь извечным топливом для сугреву жилищ лишь в походе для приготовления пищи. Однако я ещё и помню, когда ни один день в моём окружении не проходил без пользования дровами. Ведь в Лепеле первая двухэтажная застройка современного типа появилась в 50-е годы на посёлке МКК, а также по одному дому на Минском шоссе (возле кафе «7 ветров») и улице Железнодорожной (сейчас Чуйкова напротив строящегося «Евроопта»). В 60-е Лепель превратился в настоящий каменный град, когда территорию бывшего еврейского гетто застроили двухэтажными хрущёвками (квартал между Володарского, Ленинской, Держинского, Лобанка-Вокзальной). Но неказистые кирпичные пародии на дома напоминали городские лишь внешне. Начинка их была исключительно деревенской: вода приносилась в вёдрах, грубки отапливались дровами, штабеля которых стояли во дворе и разворовывались соседями-лодырями. Это потом в отдельных крутых особняках появились собственные кочегарки на угле и торфе, всё равно требующие дров для розжига.

 Так что даже горожане в нашем краю отапливались исключительно дровами. Как происходил процесс заготовки топлива у них, не знаю. Зато прекрасно его испытал на себе в своей родной Гадивле, отбежавшей от Лепеля на 18 километров.

 Наверное, самое раннее моё воспоминание о заготовке дров относится к концу 50-х, когда меня к ней привлекли. Пилю с папкой дрова двуручной пилой. Он учит меня:

 - Левую руку клади на бревно, чтобы не висела плетью вдоль туловища, как у пленного немца. Правой ровно тяни пилу на себя. Когда дотянул до конца, не толкай обратно, а сразу отпускай. Тянуть буду уже я. Если начнёшь якобы помогать и подталкивать - создашь мне дополнительную нагрузку.

 Впоследствии я так же учил всех своих помощников в пилении дров.

 Дрова никто не покупал. Даже такой мысли в головах сельчан не было. Это же смешно: деревья растут под боком – используй, сколько хочешь. Дело в том, что леса тогда разделялись на государственные и колхозные. Государственный лесной фонд охранялся, а всё колхозное, как известно из понятной шутки, моё.

 Процесс начинался с выпадением снега и пока он не становился слишком глубок. Деревья срубали топором, но чаще спиливали двуручной пилой. Обрубали сучья. Хлысты распиливали, чтобы, свисая с воза, не тащились по земле, и конь не прилагал дополнительное усилие. Стаскивали в штабель.

 Наша хата стояла в лиственном лесу-кустарнике. Дрова были под боком, и их возили на ручных саночках. Конечно, таким образом за несколько лет вырубили бы окружающую рощу подчистую, поэтому больше дров возили из более отдаленных окрестностей на коне. Для того штабель укладывали с учётом удобства подъезда.
 
 Путь был недолог: в худшем случае более километра. Выгружали во дворе там, где удобнее будет пилить и складировать.
 
 Работа несложная и не очень утомительная – несравнима, скажем, с выбрасыванием из хлева навоза или кошением сеяной травы. Однако дрова под хатой означали лишь половину выполненной работы. Их надо было попилить – дело несрочное, и его можно выполнить в любое свободное время, ибо готового топлива накоплено на несколько лет вперёд.
 
 Гораздо позднее, когда появились бензопилы, можно было нанять лесника с бензопилой. Но это обходилось дорого.
 
 Бессильные старушенции нанимали и колольщиков дров. В нашей же семье обходились своими силами. Толстые комлевые чурки поддавались только ударам по обуху деревянной булавы. Поэтому в четыре руки дело спорилось быстрее.
 
 Ну, а стаскивать и складывать готовые полена могли даже дети и старики. Если штабель вырастал под небо, завершали его наиболее сноровистые заготовители.
 
 В общей сложности процесс заготовки дров растягивался на месяцы. Расход древесного топлива зависел от теплопроводности стен, объёма отапливаемых помещений, качества кладки и конструкции печки. Нам, например, на зиму требовалось 12 возов дров. Слышал, как некоторые годовой расход дров измеряли десятком тракторных прицепов.

 Постепенно процесс заготовки дров совершенствовался. Начали появляться частные бензопилы. Государство заграбастало себе колхозный лес, и даже дерево в своём дворе нельзя стало срубить без соответствующего оформления и оплаты. То, что раньше делали самовольно и бесплатно, потребовало официальной выписки. Оттого никому не нужные чащобы взялись интенсивно разрастаться, наступая на поля. Появились частные котельные на газу. Дрова по-прежнему требовали лишь бани. Но и их начали вытеснять газовые и электрические водонагреватели – дешевле и удобнее.

 Держу пари, что многие мои читатели из последнего поколения даже и не слышали, как обогревали свои жилища их бабушки и дедушки.


Заготовка дров в воспоминаниях производилась 14 июня 2019 года.


Рецензии