Мой путь. глава 16. чмп. гск укршип. гдмрту

Мой путь: Юнга, Матрос, Штурман, Капитан
Мой путь. Глава 16 ЧМП, ГСК «УКРШИП», ГДМРТУ
на фото: танкер "Виктор Кибенок"; Отдел Контроля Государства порта (PSC) в центре Светлана Сергеевна Кузнецова, справа КДП Георгий Гусар, слева КДП Леонард Позолотин

В период работы в ОМШ ЧМП, при подготовке к занятиям я обращался к текстам международных конвенций по безопасности мореплавания, на основании требований которых создавались программы специальных дисциплин ОМШ. В газете «Моряк» было опубликовано несколько моих статей по этой тематике. Также были публикации в журнале «Порты Украины».

После закрытия Одесской Мореходной школы меня пригласил доцент ОВИМУ В. Г. Денисов, редактором отдела безопасности мореплавания в только что созданный им, журнал «Navigation». Денисов был основателем, владельцем и главным редактором этого журнала. Журнал вскоре был переименован в «Судоходство». Работая в журнале, я познакомился с сотрудником журнала преподавателем ОВИМУ Владимиром Торским.

В августе 1993 года в Одессу. в гости к своему другу-однокашнику Сергею Бригадиру, приехал Олег Шмыгалев, с которым мы вместе пережили трагедию «Нефтегорска». Олег тогда был 2-м помощником. В это время он с береговой работы вернулся на флот и был старшим помощником на танкере «Павел Дыбенко». Мы встретились, Олег познакомил меня с Бригадиром, который в это время работал начальником Службы безопасности мореплавания Черноморского морского пароходства (СБМ ЧМП).

В декабре 1993 года Сергей Бригадир пригласил меня на работу в Службу безопасности мореплавания Черноморского морского пароходства (СБМ ЧМП) на должность инокорреспондента. ЧМП в большом объёме получали журналы, бюллетени, различные материалы связанные с судоходством. В мои обязанности входило ознакомление с циркулярами, документами и информационными изданиями по безопасности мореплавания Международной морской организации (ММО-(IMO) и других организаций, подбор материалов по безопасности мореплавания в иностранных морских изданиях и ознакомление с ними капитанов-наставников СБМ. Всю новую информацию я должен был докладывать в Службе безопасности мореплавания.

На этой работе я обнаружил, что на судах пароходства отсутствуют основные международные конвенции по безопасности мореплавания, и ряд документов, требуемых Международной морской организацией (ИМО), и что многие капитаны недостаточно хорошо знакомы с ними. По распоряжению замначальника пароходства по безопасности мореплавания Лапина С.А., я составил список необходимой нормативной литературы и через зарубежные представительства ЧМП мы заказали и получили ее. Затем по списку я выдавал на суда конвенции СОЛАС, МАРПОЛ, О грузовой марке и другие нормативные материалы, необходимые для работы и требуемые наличия их на судне. (См.http://proza.ru/2022/02/03/512). 
   
В период работы в Службе безопасности мореплавания ЧМП мне пришлось почти полгода отработать капитаном на танкере «Виктор Кибенок», принадлежащий компании "Укртанкер". ГСК «Укртанкер»  входила в состав Черноморского пароходства.   Это небольшой танкер 6 тысяч тонн дедвейтом.
 Танкер  был задержан в Греции. Мне было поручено подменить капитана, разобраться с задержанием судна и постараться освободить его. По прибытии на судно, приняв дела у капитана, я связался с представителем ММФ в Афинах, вопрос был решен в течение двух недель, и судно, свободное от долгов, снялось на Одессу. В Одессе сойти с судна не удалось, так как меня заменить было некем, и пришлось ещё несколько месяцев работать по Средиземному морю, между портами Италии, Ливии, Алжира.

Несколько раз судно заходило в порт Кротоне, на юге Италии. Небольшой уютный город с очень древней историей. Кротоне был основан греками в 708 г. до н. э. Город знаменит тем, что Пифагор основал здесь в 532 г. до н.э. знаменитую на весь древний мир философскую школу. И ещё, как похвастался агент, обслуживающий судно, в античный период Кротоне славился своими выходцами, побеждавшими на тогдашних Олимпийских играх.

Трудности с заменой для меня возникли из-за отсутствия капитанов-танкеристов в СБМ ЧМП, и мне предложили подготовить старпома, с тем чтобы с приходом судна в Одессу, он прошёл соответствующую проверку и мог быть назначен временно-исполняющим обязанности капитана до последующего его официального утверждения в должности. Я приложил все усилия, чтобы протащить его через все инстанции, и я передал ему командование судном. Но возникла другая проблема. В первый рейс вновь назначенный капитан должен обязательно идти с капитаном-наставником. Меня переводят в капитаны-наставники, и я опять отправляюсь в рейс на танкере «Виктор Кибенок» но уже в другой должности и в другой каюте. Ещё три месяца хождения судна по портам Северной Африки и Южной Италии в роли капитана-наставника. При возвращении в Одессу Горелкин Виктор Анатольевич официально был назначен капитаном, а я вернулся на работу в СБМ ЧМП.

В этой должности капитана-наставника мне пришлось несколько раз выходить в рейсы с вновь назначенными капитанами. Однажды мне довелось «обкатывать» вышедшего в первый рейс капитаном Александра Черчукан. Рейс был Одесса- Александрия с грузом металлолома, после чего судно должно было встать на ремонт на верфи в Пендике, неподалёку от Стамбула. Мне было указано оставаться на судне и оказать помощь капитану в проведении ремонта. Ремонт с докованием затянулся больше чем на месяц.

В Стамбуле было Агентство-Представительство  Черноморского пароходства
Представителем  ЧМП в Стамбуле  был капитан Кондратьев Михаил Владимирович.
Его заместителем был капитан Тыныныка Виталий, с ним была его жена Наташа Цветкова (Вайсман)- наша хорошая знакомая по Одессе, дочь известного капитана Михаила Михайловича Вайсмана.  Наташа оказала мне внимание и помогла познакомиться  с достопримечательностями Стамбула. Времени было достаточно для ознакомления со Стамбулом. Удалось посмотреть большинство достопримечательностей Стамбула- голубая мечеть (Мечеть Султана Ахмеда), Гранд базар (Капалы Чарши), Собор Св. Софии, дворец Топкапы, дворец Долмабахче, площадь Таксим, погулять по улице Истикляль.

В Стамбуле мне довелось побывать еще раз вместе с Аллой. При  очередной поездке в Израиль мы решили лететь по маршруту Одесса-Стамбул-Тель-Авив и на обратном пути в Одессу я в турагентстве заказал  остановку в Стамбуле с недельным туром по Стамбулу и трансфером. В Стамбуле  в аэропорту нас никто не встретил, но имея адрес заказанной гостиницы, мы взяли такси и отправились туда. После устройства в номере, позвонили от Reception, и клерк сказал, что нас ждет наш гид. Оказалось это русскоговорящая девушка из Болгарии, она встречала нас в аэропорту, но мы ее не увидели, так как на ее плакате для нашей встречи была искажена наша фамилия и имена. Нас она не опознала, поскольку, мы с Аллой по внешнему виду не соответствовали ее привычным представлениям о русских туристах.
 
Она предложила нам программу нашего тура, осмотра достопримечательностей: прогулку по Старому городу с площадью Ипподром. дворец Топкапы — здесь жили султаны с начала XV до середины XVIII века, Собор Святой Софии (Айя-София), Дворец Долмабахче, Дворец Топкапы, Цистерна Базилика- древнее подземное водохранилище, Голубая мечеть или мечеть Султанахмет,  прогулку по улице Истикляль с трамваем— единственный транспорт, которому позволено движение по этой пешеходной улице. И конечно Гранд-Базар -Капалы Чарши (так турки называют Гранд-Базар) — самый большой, красивый, старинный, колоритный рынок в Турции и за ее пределами. Самое большое время Алла отвела на Гранд-Базар. В программу тура входил  прощальный ужин в одном из ресторанов, где можно увидеть завораживающий гипнотический "Танец дервишей" - ритуальное кружение под традиционную музыку.
Программу пребывания в Стамбуле, мы с Аллой выполнили полностью, и домой возвращались с удовольствием, устав от отдыха в Израиле и Стамбуле.

В Службе безопасности мореплавания ЧМП я работал до сентября 1996 года.  ЧМП получало международные морские журналы «Seaways», «Safety at Sea», «IMO News» и ряд других изданий, касающихся безопасности мореплавания. Из «Seaways» я узнал о существовании Морского Института Великобритании (Nautical Institute) и после подачи заявление с просьбой о членстве (membership application) в 1997 году был избран членом Nautical Institute. В дальнейшем, мы с Торским решили создать в Одессе филиал (branch) этого института — Морской институт Украины, что Владимир Георгиевич Торский с успехом реализовал.

После распада СССР в Украине как независимом государстве в 1992 году создаётся Министерство транспорта Украины, а в его составе Государственный департамент морского и речного транспорта Украины — ГДМРТУ.
   В 1996 году в составе ГДМРТУ была создана Главная морская инспекция Украины (ГМИУ), которую возглавил капитан дальнего плавания Станислав Яковлевич Незавитин. Из СБМ ЧМП я перешёл на работу в ГМИУ. Весь коллектив инспекции состоял из 5 человек, включая Незавитина, его заместителя капитана Медведева С. А., капитанов Тихохода В. А., Редина А. и меня. Потом к нам добавился капитан-наставник Туманян, перешедший из  Службы безопасности мореплавания ЧМП.

Главная морская инспекция Украины вскоре была переименована в Государственную инспекцию Украины по безопасности мореплавания (Госфлотинспекцию-ГФИУ). Госфлотинспекция в то время находилась на проспекте Шевченко в здании бывшей гостиницы моряков на 3-м этаже, ГДМРТУ этажом выше на 4-м этаже. В настоящее время в этом здании размещается Одесский апелляционный хозяйственный суд.
Вскоре Незавитин ушёл капитаном Ильичевского морского порта, вместо него пришёл капитан Грушевский. Грушевский тоже недолго пробыл на этой должности, ушёл капитаном на суда. Его сменил Леонид Павлович Чайковский, который создал Госфлотинспекцию Украины в том виде, в котором она просуществовала долгое время, периодически меняя название. Леонид Павлович долгое время успешно и достойно возглавлял Госфлотинспекцию. 

   В 1995 и 1997 годах я прошёл обучение на курсах по внедрению и применению Конвенции по подготовке и дипломированию моряков (ПДНВ), Международного кодекса по управлению безопасностью (МКУБ) и по организации контроля государства порта (PSC). Курсы проводились классификационным обществом Бюро Веритас (Франция), Российским Регистром судоходства. По окончании курсов я получил свидетельства Аудитора внутренних проверок Систем управления безопасностью и качества, инспектора контроля Государства порта (КГП).

В 1996 году я был назначен главным штурманом Государственного Департамента морского и речного транспорта Украины — ГДМРТУ (Укрморречфлот) и в 1997 году одновременно исполнял обязанности начальника Государственного морского спасательно-координационного центра Украины (ГМСКЦ).  ГМСКЦ был создан на основе Спасательно-координационного центра ЧМП (СКЦ ЧМП). Начальником СКЦ ЧМП был капитан Данильченко Борис Данилович

Начальник Центра подготовки и аттестации плавсостава Одесской государственной морской академии профессор Пипченко А.Н., в 1996 году пригласил меня преподавать на курсах повышения квалификации старшего командного состава судов — капитанов, старпомов, стармехов. В этом же году я начал читать лекции по вопросам безопасности мореплавания, международным нормативным документам в Институте последипломного образования руководящих работников и специалистов водного транспорта Украины.

В июле 1995 г. в Лондоне прошла сессия Международной морской организации (IMO-ИМО), на которой была пересмотрена Конвенция о подготовке и дипломированию моряков и несению вахты 1978 г. (ПДНВ 78).  Конвенция 1978 г. основывалась на традиционном делении экипажа на палубный и машинный персонал, не учитывались современные тенденции в организации работ на судах, возможность взаимозаменяемости в случае болезни, привлечения членов экипажа ко всем работам для обеспечения нормальной и безопасной эксплуатации судна.
Одной из главных особенностей пересмотра конвенции было принятие нового Кодекса о подготовке и дипломированию моряков и несению вахты (STCW Code 95).
Конвенция ПДНВ 78/95 требовала от стран-участниц представления в ИМО информации о практических мерах по внедрению и применению Конвенции, системе морского образования, процедурах дипломирования и т. д., в соответствии с принятыми Конвенцией ПДНВ 78 и Кодексом ПДНВ 95. Указанная информация должна была быть предоставлена до 1 августа 1998 года.
    
 Подготовку этой информации Министерство транспорта Украины поручило Госфлотинспекции. Было необходимо собрать полную информацию о системе обучения, дипломирования моряков, обо всем учебном процессе, всех учебных заведениях, подготавливающих моряков, включая все учебные программы.
В Госфлотинспекции мне было поручено организовать работу по выполнению требований ПДНВ 78 и Кодекса ПДНВ 95. В группу по подготовке материалов входили опытные специалисты - капитан дальнего плавания Тихоход В. А., механик 1-го разряда, механик-наставник В. Поляков, бывший начальник радиоцентра ЧМП В. Д. Качан, начальник отдела информационного центра ЧМП, автор многих разработок программного обеспечения ЧМП инженер-программист Светлана Сергеевна Кузнецова. Света Кузнецова создала первый электронный Государственный реестр документов моряков Украины при Госфлотинспекции и в дипломно-паспортных отделах (ДПО) капитанов портов. Отдел проводил специальные семинары с капитанами портов и начальниками ДПО портов по вопросам выдачи, регистрации и учёта дипломов в соответствии с требованиями ПДНВ 78.

В связи с принятием Украиной международной Конвенции по подготовке, дипломированию и несению вахты было необходимо создать Государственную квалификационную комиссию по дипломированию командного состава судов (ГКК). Ранее эта работа выполнялась службой безопасности мореплавания Черноморского пароходства. Но ЧМП было хозяйственным предприятием и не имело права выполнять государственные функции. Та же ситуация сложилась с о Спасательно-координационным центром ЧМП (СКЦ).
Первоначально это встретило противодействие со стороны капитанов-наставников Службы безопасности мореплавания ЧМП, но поскольку все, кто работал в этих подразделениях ЧМП, получили приглашение на работу в Государственную квалификационную комиссию и в Государственный морской спасательно-координационный центр — ГМСКЦ, то проблема была снята.
Первоначально председателем Государственной квалификационной комиссии  Леонид Павлович Чайковский назначил меня, но Киев указал, что возглавлять комиссию должен начальник Госфлотинспекции, и меня на этой должности сменил  Чайковский Л.П., оставив меня заместителем председателя ГКК. На должность начальника ГМСКЦ был назначен прежний руководитель Спасательно-координационного центра ЧМП (СКЦ)капитан Борис Данильченко
   
     Приказом Министерства транспорта Украины в 1998 году было создано Агентство по контролю подготовки и дипломирования моряков. Агентство возглавил 1-й проректор ОВИМУ профессор Виталий Константинович. Голубев. С Голубевым, ещё при моей работе в Новороссийском пароходстве, меня познакомил капитан танкера «Галилео Галилей» Владимир Мостепаненко. На танкере Виталий Константинович работал в должности электромеханика, а затем в должности 1-го помощника капитана.
К работе в Агентстве были привлечены опытные моряки и специалисты морского транспорта.  Учитывая специфику собираемого материала и громадный объем работы по подготовке материала о системе подготовки и дипломирования моряков, была создана рабочая группа, в которую вошли представители  Агентства по контролю подготовки и дипломирования моряков , Госфлотинспекции и Центра по подготовке и аттестации плавсостава ОГМА (ЦПАП).  В работе  группы активное участие принимал директор ЦПАП профессор Пипченко А. Н., роль которого в сборе информации и подготовке документов для ИМО трудно переоценить. Агентство работало в прямом контакте с Госфлотинспекцией.
В том же 1998 году вся необходимая информация о системе подготовки и дипломирования моряков была передана в ИМО. Документы, поданные в ИМО, подтвердили соответствие системы подготовки и дипломирования Украины, стандартам ИМО и Украина вошла в «Белый список» ИМО. Интересная деталь — общий вес всех подготовленных документов по системе подготовки и дипломирования составил 16 килограммов.

В декабре 1999 года Агентство было переименовано в Государственное предприятие по аттестации и регистрации плавсостава и существовало до 2001 года.  Вместо него, в июле 2001 года в г. Киеве была создана государственная организация — Инспекция по подготовке и дипломированию моряков (ИПДМ), которую возглавил адмирал Щипцов Александр Анатольевич. Все функции Агентства были переданы ИПДМ. В Одессе сохранился филиал ИПДМ - Государственная квалификационная комиссии по дипломированию командного состава судов.

Работа в ГСК «Укршип»
В апреле 1997 года меня пригласили на работу в Государственную судоходную компанию «Украинское морское пароходство» (ГСК Укршип) на должность вице-президента, директора по безопасности мореплавания и стандартам качества. В мои обязанности входило создать и внедрить систему качества (QS), провести сертификацию ГСК Укршип и судов на соответствие Международному Кодексу управления безопасностью (МКУБ) и стандартам Системы качества (QS). 

Президентом ГСК УМП (Укршип) был капитан Савицкий А.Л., техническим директором опытный старший механик Голиков А.А., коммерческим директором Хруцкий В.В.
В составе «Укршип» было 8 судов, 4 балкера типа «Зоя Космодемьянская» и 4 сухогруза типа «Славянск». Работа была сложная и интересная, нужно было подготовить весь персонал «Укршип» к внедрению и работе этой системы. Для отработки системы управления безопасности (СУБ) на судне я вышел в рейс на балкере «Изгутты Айтыков» с последующей постановкой в ремонт на судоремонтной верфи в Шанхае.   
   
  Ремонт длился два месяца и была возможность познакомиться с Шанхаем. Верфь Цзяннань, где судно стояло на ремонте располагалась не очень далеко от центра Шанхая.
О Шанхае написано очень много, в воспоминаниях эмигрантов, туристов. В западных языках у Шанхая существовало много других имён, среди них «Восточный Париж», «Королева Востока», «Жемчужина Востока» и даже «Шлюха Азии» (за разгул порока, наркотиков и проституции).
Шанхай – своего рода символ, имя которого стало настолько нарицательным в русском языке - «шанхай» в значении «беспорядок», «хаос», что такое название зачастую носили окраины городов, где процветала преступность.

В ознакомлении с городом особо уделили посещению  знаменитой на весь мир улицей  Nankin-Road, сосредоточием банков, крупных компаний, фешенебельных магазинов.
Нанкинская улица (Nanjing Road) — главная торговая улица Шанхая и одна из самых оживлённых и знаменитых торговых улиц в мире. Эта улица в Шанхае - "главная" торговая улица страны. Названа в честь города Нанкина. Нанкин-роуд находится в центре города, идет с запада на восток до набережной Бунд, протяженностью около пяти километров.  Часть улицы от набережной на большем своём протяжении является пешеходной, на этом отрезке расположено множество разнообразных торговых центров, ресторанов, кафе. Набережная Бунд (Вайтань) — это 1,5-километровый участок у реки Хуанпу и одно из самых популярных мест для прогулок в Шанхае. Набережную называют кусочком Европы в сердце Китая.
Шанхай это место встречи Китая с Западом, где Запад открыл для себя Китай и остался здесь навсегда, город, который произвел на меня большее впечатление чем Нью-Йорк и другие города мира, где мне довелось побывать.

 Уже через месяц, убедившись, что СУБ работает эффективно, я улетел из Шанхая в Пекин.
Что вернуться домой в Одессу лететь нужно было через Пекин, так как Шанхайский аэропорт Хунцяо не обеспечивал прямого сообщения с европейскими авиапортами. Мой маршрут был Шанхай-Пекин- Франкфурт-на Майне (Германия)-Одесса.
Расстояние из Шанхая до Пекина более 1000 километров, перелет самолетом занимает два с половиной часа. В Пекине мне пришлось побыть несколько дней. Разместили меня в 4-х звездной гостинице (шведский стол, бассейн) в получасе езды автобусом до центра Пекина. Агентирующая фирма по моей просьбе организовала экскурсию по достопримечательностям Пекина. Конечно, это площадь Тяньаньмэнь- символический центр китайского государства и Запретный Город — главный дворцовый комплекс китайских императоров - самый большой дворец в мире.
Площадь Тяньаньмэнь расположена в центре Пекина-. Названа в честь ворот Тяньаньмэнь (дословно «врата небесного спокойствия»), которые отделяют её от Запретного города. Врата Небесного Спокойствия соединяют территорию Запретного города с площадью Тяньаньмэнь. На площади Мавзолей Мао Цзэдуна. К площади примыкает здание китайского парламента — Дом народных собраний.
Трех дней, которые я посвятил площади и дворцу хватило только для короткого обзора. Конечно, для полной экскурсии Запретного города не хватило бы и месяца.
Столица Китая - это удивительный город, в котором старинные дворцы и храмы чередуются с ультрасовременными небоскрёбами и великолепными отелями.

 Пробыв в Пекине пять дней, я вылетел в Одессу с пересадкой во Франкфурте-на-Майне. При пересадке в Германии мне пришлось ожидать самолёт на Одессу в аэропорту, всю ночь до утра. В 10 вечера началась уборка, гудели мощные пылесосы, моечные машины и гуляли сквозняки. Все бары, магазины, кафе в аэропорту были закрыты, и найти чашку горячего кофе или чая было проблемой. До утра пришлось кантоваться на жёстких креслах, переходя из одного зала в другой. Я нашёл полицейский участок, и высказал им свои претензии. Они поинтересовались кто я такой, и потом предложили кружку кофе. Только утром до посадки в самолёт удалось выпить еще одну чашку кофе. Нас посадили в самолёт, дали команду пристегнуть ремни, но вылет откладывался. После получасового пребывания в холодном самолёте, пассажиров вывели и пересадили на другой самолёт. Как нам объяснили, в связи с неисправностью первого самолёта. На этих сквозняках в аэропорту и в самолёте я сильно простыл.  Ночное ожидание в аэропорту Франкфурте-на Майне дало о себе знать. Уже в полете я начал ощущать первые признаки простуды.
   
Вечером дома у меня развился жесточайший приступ астмы. Первая скорая помощь не могла купировать приступ, и врачи вызвала реанимационную. Но и она не могла мне помочь. Алла позвонила ночью нашему приятелю врачу Виталию Андреевичу Черняку, он приехал, отпустил скорые и до 4 утра возился со мной, уколы внутривенно, внутримышечно, ножные горячие ванны, и к 5 часам утра он снял приступ, и я начал дышать. Потом он сказал Алле, что у меня был «статус астматикус», что в переводе на простой доступный язык означает, что я был на грани жизни и смерти.
Ещё в 1980 году я бросил курить, врачи определили «хронический бронхит курильщика с астматическим компонентом». 40 лет курения дали о себе знать. И года через два я впервые ощутил свою болезнь — астму. Ежегодно два раза в год я проходил курс лечения в пульмонологическом (аллергологическом) отделении больницы. Сначала в больнице водников, потом больнице на Троицкой. Но астма не отступала, и приступы возникали довольно часто.

Мы с Аллой несколько раз были в гостях у нашей подруги Зои Макаровой, живущей в Иерусалиме. Зоя посоветовала лечение астмы на Мёртвом море в Израиле. Как писалось в рекламе «…экологически чистый воздух в районе Мертвого моря и в Араде, образующийся в результате смешения воздушных потоков со стороны пустыни Негев и Мертвого Моря, насыщенный лёгкими ионами брома, йода, богатый кислородом и озоном - превосходная основа для лечения бронхиальной астмы и других заболеваний бронхолёгочной системы».
Арад- небольшой чистый, уютный город на юге Израиля расположен в пустыне, в 25 километрах   от Мёртвого моря, на высоте 640 метров над уровнем океана.  Уровень воды в Мёртвом море на 427 м ниже уровня моря, это самое низкое место поверхности Земли.  Дороги, от Арада до Мертвого моря — это горный серпантин, который считается одной из самых опасных дорог в стране. В населении Арада преобладают выходцы из Советского Союза. Среди них много ленинградцев. По рассказам местных жителей, в Араде начали покупать квартиры немцы, которые ежегодно  приезжают для  лечения астмы, псориаза.

На Мертвом море я был четыре раза. Три раза в Араде я снимал комнату у бывших одесситов, и один раз Зоя помогла устроиться в гостинице "Тсел Харим". Это один из самых дешёвых отелей, расположенный прямо на берегу Мертвого моря. Номер удобный чистый, достаточно комфортабелен, если не предъявлять особых претензий, питание приемлемо.
Всего в Израиле я был 6 раз. Дважды был на Пасху в храме Гроба Господня, где наблюдал сошествие Святого огня. Благодаря Зое Макаровой, в экскурсиях я объездил весь Израиль, побывал на севере и юге, посетил все святые для христиан места.
Пребывание на чистейшем воздухе, насыщенном солями Мертвого моря давало свои результаты. После Мертвого моря, практически полгода у меня не было приступов астмы.
 
   В 1999 г. начальник  Госфлотинспекции(ГФИУ) Леонид Павлович Чайковский предложил вернуться в ГФИУ. В должности заместителя начальника и главного штурмана Госфлотинспекции мне пришлось принимать непосредственное участие в разработке, рецензировании многих нормативно-правовых документов, связанных с развитием и укреплением безопасности мореплавания, применения Конвенций СОЛАС-74, ПДНВ-78/95, Международного кодекса по управлению безопасностью (МКУБ), внедрения Систем управления безопасностью на судах и в Компаниях.

Учитывая большой поток информации, поступающий от ИМО и других международных организаций связанных с судоходством, я предложил Леониду Павловичу Чайковскому создать Информационно-аналитического центр безопасности судоходства наподобие обязанностей инокорреспондента в Службе безопасности ЧМП- обработка, анализ документов ИМО, информация ГДМРТУ, судоходных компаний и других организаций в Украине о  новых требованиях по безопасности мореплавания и  охраны окружающей среды, но  1-й зам начальника  ГФИУ Геннадий Работнев отсоветовал Чайковскому создавать такой Центр. В последствии Работнев, после моего ухода из ГМИУ, на основании моих предложений и  разработок создал такой Центр.

В соответствии с требованиями Кодекса ПДНВ, ИМО составляет список компетентных лиц для оценки информации стран — участниц Конвенции ПДНВ про функционирование национальных систем подготовки и дипломирования моряков и их стандартов качества. После представления Администрациями, список компетентных лиц утверждается Комитетом по безопасности на море. Этот список должен периодически обновляться по предложениям стран, ратифицировавших Конвенцию ПДНВ. Документы, подаваемые государствами — членами ИМО, предварительно рассматривались специально назначенными ИМО компетентными лицами, и после их заключения направлялись для окончательного решения в рабочие группы ИМО по ПДНВ.

В обязанности компетентного лица входило рассмотрение, анализ и подготовка заключения по документам системы подготовки и дипломирования государства, которые им направляло ИМО. Эта работа требовала большого опыта, знаний. В своём докладе они должны были дать оценку и сравнение данных, указанных в отчёте государства — члена ИМО, с соответствующими требованиями конвенции; оценку информации по пункту 3 Правила 1/8 «Стандарты качества» — это доклад о независимой оценке; и оценку любой дополнительной информации, представленной в отчёте. При этом независимое компетентное лицо, признанное ИМО, могло помогать составлять отчёт (доклад) соответствующим должностным лицам Морской администрации своей страны и дать независимую внешнюю оценку на конфиденциальной основе по просьбе Генерального секретаря ИМО отчётам (докладам) как других стран, так и своей собственной страны.
   
 Мною были представлены кандидатуры для этого списка: капитан дальнего плавания профессор ОГМА Л. А. Козырь, капитан дальнего плавания начальник Госфлотинспекции Украины Л.П.Чайковский, механик первого разряда профессор ОГМА А. Н. Пипченко, капитан дальнего плавания президент Ассоциации морских капитанов Одессы А. Д. Лапин, механик 1-го разряда Кобяков. Эти специалисты были предложены Госфлотинспекцией в ИМО и подтверждены компетентными лицами ИМО от Украины.
Работая в Государственной инспекции по безопасности судоходства Украины, я занимался созданием системы контроля Государства порта (КГП) за соблюдением требований международных конвенций по вопросам безопасности судоходства.
В этот период работы я был награждён Почётными грамотами Министерства транспорта Украины, знаком «Почётный работник транспорта Украины».   

Несколько раз я принимал участие в работе Комитета по безопасности на море ИМО (КБМ)в составе делегации Украины.  Эти командировки в Лондон дали возможность ознакомиться с работой ИМО, современными требованиями по многим вопросам безопасности мореплавания, и поделиться этим, читая лекции в морских учебных заведениях Одессы и, публикуя статьи в морских изданиях. Два раза в составе украинской делегации мы были вместе с 1-м проректором ОВИМУ профессором Виталием  Голубевым. В повестке КБМ ИМО обязательно присутствовал вопрос о применении  Международного кодекса по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращению загрязнения- МКУБ (International  Safety Management Code-ISM Code). С Голубевым мы обсудили возможность создания в ОНМА специальной кафедры по вопросам  безопасности мореплавания. Ассоциация морских капитанов Одессы поддержала это предложение и направило письма в Министерство образования и Министерство транспорта с предложением создания такой кафедры.
В 2003 году решением Ученого Совета ОНМА   была создана Кафедра «Безопасность и охрана на море» (БиОМ) с целью систематизации знаний по вопросам безопасности мореплавания, охраны судов и портов , создания учебных дисциплин, охватывающих все основные аспекты безопасности на море.
 
 Служебные поездки в Лондон позволили мне хорошо ознакомиться с достопримечательностями Лондона. В этом мне помогла Таня Резвая-Крачлоу, с которой мы были хорошо знакомы по Одессе. Они с мужем жили в Кемдене- очень интересном районе Лондона и их дом был «филиалом» Клуба океанских гребцов, президентом которого был ее муж Кеннет (Кен) Крачлоу. (См.http://proza.ru/2022/05/29/939 -"На веслах через Атлантику").
На вокзале Виктория можно было приобрести билеты на обзорные экскурсии на двухэтажных туристических автобусах по нескольким направлениям, охватывающим почти весь Лондон по основным районам и между главными достопримечательностями, Автобусы 2-х этажные с открытым 2-этажем и все автобусы оснащены русским аудиогидом. Каждую поездку в Лондон я выбирал новое для меня направление.
Одну поездку я совершил по Темзе, от Вестминстерского аббатства до Гринвича, с остановкой на причале Тауэра. Речной вход в Тауэр называется «Ворота преступников», именно через него в Тауэр доставляли осужденных.
 
Таня показала потрясающе красивое место, недалеко от Тауэра-Док святой Катарины. Сен-Катрин Докс (St. Katharine Docks) - это исторический порт в центре Лондона, расположенный на берегу Темзы. Он был построен в 1828 году и является одним из немногих портов, сохранивших свой исторический облик в Лондоне (там швартовались "чайные клиппера"). Сейчас здесь много магазинов, ресторанов и кафе старинный паб The Dickens Inn (бывший пивоваренный завод, большой отель.
В Гринвиче посещение клиппера «Катти Сарк», Гринвичского меридиана и Морского музея.

В годы работы в ГДМРТУ и в Украинском морском пароходстве я сотрудничал с Центром по подготовке и аттестации плавсостава ОВИМУ (ЦПАП). В ЦПАП в течение нескольких лет я читал лекции на курсах повышения старшего командного состава. В 1999 году Учёном советом ОГМА мне было присвоено звание доцента Одесской государственной морской академии.
Звание почётного профессора, в феврале 2002 года, мне присвоил Учёный совет Института последипломного образования руководящих работников и специалистов водного транспорта Украины (ИПО ВТУ), где я также постоянно участвовал в организации и проведению курсов, семинаров по вопросам безопасности судоходства.

В 2002 году Леонид Павлович Чайковский ушёл из ГФИУ и был назначен капитаном порта Южный. Чайковского сменил адмирал Щипцов Александр Анатольевич -начальник Инспекции по подготовке и дипломированию моряков (ИПДМ). Стало понятно, что нужно ожидать перевода ГФИУ в Киев. Учитывая несовпадение мнений с адмиралом о роли ГФИУ, я попросил освободит меня с должности заместителя начальника ГФИУ и поручить мне создание инспекции контроля государства порта, согласно требованиям Конвенции СОЛАС. Просьба была удовлетворена. На свое место я рекомендовал Заместителя начальника ЭО АСПТР по безопасности мореплавания Владимира Дмитриевича Репетей, опытного, грамотного капитана. (ЭО АСПТР - Экспедиционный отряд аварийно-спасательных, судоподъемных и подводно-технических работ).

В 2003 году мне исполнилось 70 лет и мне в ГДМРТУ намекнули о необходимости уступать место более молодым. Этот уход из ГДМРТУ меня особо не огорчил, поскольку он был уже запланирован, и я уже имел приглашение на должность доцента кафедры «Безопасность и охрана на море» от 1-го проректора ОГМА В.К. Голубева и В. Г. Торского заведующего этой кафедрой.
Начался новый этап моего пути.


Далее: http://proza.ru/2019/06/17/1372


Рецензии
Здравствуйте, Леонард!
Глава очень понравилась.
Написал Вам много, но отвлёкся и нажал не туда... Блин, стер все под чистую...
Вы пишете, что в 2003 году Вам 70. Тогда сейчас 89.
Если так, жму Вашу руку и желаю долгих лет жизни и крепкого здоровья!

С уважением,

Владимир Войновский   25.07.2022 09:46     Заявить о нарушении
Спасибо за внимание и пожелания! 4 апреля 2023 года исполнится 90 лет.

Леонард Позолотин   24.07.2022 19:39   Заявить о нарушении
если доживу

Леонард Позолотин   26.07.2022 14:38   Заявить о нарушении