Этимология дней недели
Этимология дней недели базируется в основном на семидневной неделе, которая согласно официальной версии появилась в Вавилоне исходя из планетарного построения солнечной системы на основе 7 видимых планет. Также о семи днях говорится в Ветхом Завете. За семь дней Бог создал Небо и Землю, а на седьмой день отдыхал.
В свое время древневавилонские астрономы обнаружили, что, кроме неподвижных звезд, на небе видны семь блуждающих светил, которые были названы планетами, а именно: Луна, Марс, Меркурий, Юпитер, Венера, Сатурн, Солнце, но основная версия состоит в том, что в древности люди пользовались лунным календарём, 4 основные фазы которого составляли приблизительно 7,4 дня и 29,6 солнечных суток синодального месяца. Лунный календарь был удобен в любом племенном обществе, достаточно только наблюдать фазы луны. Но с основанием летоисчисления астрономы обнаружили, что этот лунный календарь непостоянен из-за эллиптической орбиты луны и насчитывает 355,2 дня в году и отличается от тропического года на 10 дней, который составляет основу современного григорианского календаря.
Название дней недели
В Западной Европе ассоциация дней семидневной недели с семью классическими планетами, восходит к древнему Вавилону. Но наряду с лунным вавилонским параллельно существовал солнечный древнеегипетский календарь, который и был заимствован греко-римской традицией. В Римской империи между I и III столетиями эта традиция укоренилась, постепенно заменив восьмидневную римскую неделю семидневной восточной. Ассоциация дней недели с соответствующим божеством сопоставима с названием планет солнечной системы (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун по расстоянию от Солнца), где исключены Земля, Уран и Нептун и включены звезда Солнце и спутник Земли – Луна. Значит, это не совсем точное отражение планет солнечной системы в космосе и порядок видимых планет в вавилонском календаре не соответствует принятому расстоянию планет от Солнца: Солнце, Луна, Марс, Меркурий, Юпитер, Венера, Сатурн. Тогда по какому принципу названия планет привязаны к дням недели ? По принципу названия богов.
Греко-римская традиция:
Воскресенье – Солнце
Понедельник – Луна
Вторник – Марс/Арес
Среда –Гермес/ Меркурий
Четверг – Зевс/Юпитер
Пятница – Афродита/Венера
Суббота – Кронос/Сатурн
Германская традиция:
Воскресенье – Солнце
Понедельник – Луна
Вторник – Тюр
Среда –Один
Четверг – Тор
Пятница – Фрея
Суббота – Сатурн
Славянская традиция
Воскресенье – неделя (ничего не делание)
Понедельник – понедельник (после ничего не делания)
Вторник – второй
Среда – середина (недели)
Четверг – четвёртый
Пятница – пятый
Суббота – суббота (собирать баню)
В русском языке Воскресенье – воскресенье.
Кроме того, почти во всех языках имеется цифровая нумерация дней недели:
Понедельник –1-й день недели
Вторник – 2-й день недели
Среда – 3-й день недели
Четверг – 4-й день недели
Пятница – 5-й день недели
Суббота – 6-й день недели
Воскресенье – 7-й день недели
Из всех научных и любительских публикаций об этимологии дней недели создаётся впечатление, что название божеств дней недели возникли из названий планет. Однако это не так. Скорее названия планет солнечной системы соответствуют древнеримским божествам дней недели. Поэтому связь дней недели с планетарной системой не соответствует действительности, а значит, вавилонский календарь просто не является предшественником греко-римского календаря.
Древнеегипетский календарь
Прародителем юлианского и григорианского календаря является древнеегипетский солнечный календарь, появившийся в III тыс. до н.э. Календарь насчитывал 365 дней, которые делились на 3 сезона:
1. сезон разлива Нила
2. сезон спада вод Нила
3. сезон засухи
Год делился на 12 месяцев по 30 дней и составлял 360 дней. Каждый месяц делился на три больших недели по 10 дней или 6 недель по 5 дней. Дополнительные 5 дней являлись добавкой к календарю в конце года.
Очевидно, древнеегипетский солнечный календарь был альтернативой вавилонскому лунному календарю и название древнеримских и древнегреческих богов с привязкой к дням недели является не случайными.
Понедельник – Луна
Сопоставление Луны с 1-м днём недели является данью лунному календарю, когда 4 основных фазы Луны привязана к началу недели и в сумме составляют месяц.
Рис. 1. Фазы Луны
Вторник – Марс
Марсу был посвящен первый день и первый месяц года – по старинному римскому календарю год начинался 1-го марта. Сам этот месяц получил название от имени бога. Вероятно, по традиции, Марс стал 1-м днём недели каждой недели древнеримского календаря, но по счёту он оказался вторым. Возможно, по вторникам римский жрецы делали объявления о войне.
Среда – Меркурий
3-й день недели, в самом деле, был средним днём в 5-ти дневной неделе, принятой в древнеегипетском календаре (1, 2, среда, 4, 5). Название среды сохранилось в славянских языках. Кроме того, Меркурий древнеримский бог торговли, переводится по-славянски как «мерка», что соответствует мере измерения в торговле (например, локоть, аршин).
Mercurij > merka – мерка (слав.)
Поэтому среда первоначально в древнеегипетском календаре могла быть днём торговли, что вполне естественно.
Четверг – Юпитер
4-й день недели был посвящён верховному богу Юпитеру-громовержцу. У славян – это Перун. Отсюда выражение: «После дождичка в четверг», то есть пустые надежды на моления Юпитеру, Перуну, Тору (германский бог-громовержец) о дожде в дни засухи.
Пятница – Афродита
Афродита-Венера-Фрея-Зухра-Шукра-Параскева – богиня любви и плодородия у греков, римлян, германских восточных, индийских и славянских народов. С точки зрения календарной даты понятие богини любви не имеет смысла, но если рассматривать природу происхождения Афродиты, то можно вспомнить, что она родилась из пены морской. «То время туманом покрыто, когда на песок золотой взошла на песок Афродита, рождённая в пене морской…» (поэт Станислав Куняев).
Афродита (др.-греч. ;;;;;;;;, в древности истолковывалось как производное от ;;;;; — «пена»). Согласно А. Ф. Лосеву, это «народная этимология» негреческого имени.
Но вероятнее всего имя Афродита получила от бога Урана, которому его младший сын Хронос отсёк серпом гениталии, т. е. Афродита – Aphroditi > auro-diti > Uran ditija – Урана дитя (слав.), где Уран от Uron – моча (греч.) > urina – моча (лат.). Кстати, горькая морская вода по вкусу напоминает мочу. Функция небесного бога Урана орошать (оплодотворять) Землю (богиню Гею) небесным дождём. Моча – дождливая погода (др.-русск.).
Венера – Venera > Volna – волна (слав.)(редукция l/r, перест. l/n)
Фрея – Freja > Vlaga – влага (слав.)(редукция v/f, l/r, g/j)
Зухра – Zuxra – Stirka – стирка (слав.)(редукция st/z, k/x, перест. x/r)
Шукра – Shukra - Stirka – стирка (слав.)(редукция st/sh, k/x, перест. x/r)
Параскева – Paraskeva – Prachka – прачка (слав.)(редукция ch/s)
Параскева с греческого переводится как «приготовление, подготовка, канун субботы», иначе, преддверие дня отдыха субботы в 6-ти, 7-ми дневной неделе.
В 5-ти дневной неделе «пятница»- несчастливый день» у многих народов, когда запрещалось что-либо делать (табу).
Суббота – Сатурн
Интересно, что слово «табу» (запрет на что-либо) похоже на слово «суббота».
Табу – tabu >subbat –сабат/суббота (ивр.), иначе, «отдых», но по-славянски subbat > sobrat banja – собирать баню. То есть у евреев в субботу исходно занимались только стиркой и мытьём (банный день), впрочем, как и у славян. Это уже позднее с приходом христианства, римский император Адриан запретил евреям справлять субботу, поэтому банный день был перенесён на воскресенье.
Сатурн – Saturn > Stiranj - стирание (слав.)
Таким образом, в 7-ми дневной неделе день «воскресенья» заменил «субботу».
В 6-ти дневной неделе день «пятница» заменил «субботу», а суббота заменила воскресенье.
В 5-ти дневной неделе день «пятница» стал «субботой» и «воскресеньем».
Шабаш
Шабаш (от евр. Шаббат — суббота) — многозначное понятие:
1. Шабаш — тайные праздники и сборища нечистой силы.
2. Шабаш — отдых после работы (разговорное).
3. Шабаш — выходной день (устаревшее).
Слово шабаш связано с баней, но в средневековых поверьях слово «шабаш» получило понятие сборища ведьм и, очевидно, от того, что во время бани славяне хлестались берёзовыми вениками, а обнажённые женщины плескались с распущенными волосами как на картине Пластова. Откуда вполне понятно, почему обнажённые ведьмы с распущенными волосами летали на мётлах, которые ассоциируются с берёзовыми вениками.
Рис. 2. Картина «Весна», Аркадий Пластов
Очевидно, банные процедуры толковались средневековыми пастырями как идея распущенности и греховности, что и послужило рождению легенды о «сборищах ведьм» и процветанию антисанитарии в городах средневековой Европы.
Рис. 3. Ведьмы собираются на шабаш
В русских народных сказках Баба-Яга летает в ступе на метле. Ступа (шайка - низкая деревянная кадка для воды) и метла (веник) это тоже атрибуты бани. Иванушку-дурачка Баба-Яга подсаживает на лопате в печь, якобы чтобы сжечь. На самом деле это древняя банная процедура мыться в печи в отсутствии банного домика. Кстати, Баба-Яга живёт в избушке на курьих ножках. Кроме функции домовины избушка является образом бани. В славянских обрядах крестьяне посыпали зёрна в бане и на дороге к ней, предполагая приход гостей с того света и, если обнаруживали куриный след (совпадение – избушка на курьих ножках !), то считали, что умершие предки приходили (хотя это были просто куры). Следует отметить, что в деревнях еще совсем недавно (лет 70 назад) банные домики были редкостью по разным причинам и старожилы помнят, как мыли детей в печи и сами мылись в ней. Этнографы утверждают, что дровяная отопительная печь служила баней до середины XX столетия.
«Вот Иван-дурак зашол в избушку, а в ей середе полу лежит Яга-баба: «Фу-фу-фу! рюска коска сама на двор зашла!» Взела да и заперла ево в голбец . «Я тибя завтре велю изжарить меньшой дочери».
Вот на другой день по утру растопелась печка. Меньша-та дочь вышла и говорит: «Выходи, Иван-дурак, из голбца-та!» Вот Иван-дурак вышол, она и говорит: «Садись, Иван-дурак, на лопату-ту!» Иван-дурак сел, а сам руки и ноги расшарашил. Она и говорит: «Стань, Иван-дурак с лопаты-то: я тибя поучу! Вот как, — говорит, — седь!» Сама с села на лопату-ту. Иван-дурак бросил ие в печку да заслонкой и припер. Маленько погодя вынял ие и положил на голбчик . А сам опеть в голбец ушол.» [сказка «Иван-дурак и Яга-баба», 1863 г.]
Рис. 4. Баба-Яга летает в ступе с метлой
Воскресенье – Солнце
7-й день недели посвящён Солнцу. В день Солнца ничего не делают, недаром у славян воскресенье называется «неделя» - не делание. С другой стороны день субботы по эдикту императора был перенесён на воскресенье.
Есть предположение, что слово Солнце является фонетической заменой слова «саньё» (слав.), иначе стирка мочой. Отсюда, слово «санитария» - здоровье (лат.) происходит от того же славянского слова со значением «моча». В таком случае день «воскресенья» - банный день, который является заменой субботы.
«Римляне не знали мыла и не использовали это чудесное изобретение в своем быту. Возникает справедливый вопрос: чем же они тогда могли начисто отстирать одежду? И ответ на него слегка шокирует современного обывателя, избалованного гигиеной и обилием стиральных средств в магазинах. Фуллоны использовали для своей и без того нелегкой работы мочу и особую глину - так называемую "валяльную глину", которая очень хорошо впитывала жир. Хорошо отстирать ткань обычной водой без моющих средств невозможно, особенно, если одежду носили постоянно, почти не снимая. Таинственный древнеримский анонимус однажды заметил, что человеческая моча, постоявшая одну-две недели, образует в соединении с жиром, пропитавшим одежду (человеческая кожа выделяет жир), пенящееся вещество, хорошо отмывающее ткани, иначе говоря - жидкое аммониакальное мыло. "Это величайшее открытие в истории!", - подумал Анонимус, и побежал сушить описанную тогу.» [4].
Универсальный календарь
Самое интересное, что древнеегипетский календарь является предшественником универсального (постоянного) календаря Якова Гильбурда, предложенного в 1969 году, если переставить 6 недель и 5 дней, т.е. 5 недель по 6 дней (шестидневка) при 30 днях в месяц. При этом решается проблема 2-х выходных: суббота и воскресенье при 7-днейной неделе. Как мной было доказано, и суббота и воскресенье являются фактически днями отдыха, иначе, совмещением дня субботы и воскресенья, чего быть не могло при семидневке [2, 3].
Универсальный календарь постоянен и не содержит смещения дней недели от месяца к месяцу.
Заключение
В итоге, в названиях дней недели важно, сочетание рабочих дней и дней отдыха или дней стирки, которые в разные недельные циклы ложатся на пятницу, субботу или воскресенье в разных религиозных концессиях и поэтому стали предметом путаницы в понимании этимологии дней недели.
Банный день, день стирки, омовения, очищения тела и души от языческих времён стал с приходом христианства процедурой крещения.
С другой стороны, важно понять, что древние народы, составляя календарь, всегда учитывали время на работу и отдых при всём несовершенстве календарей.
СПИ – Слово о полку Игореве
ПВЛ – Повесть временных лет
СД – словарь В. И. Даля
СФ – словарь Фасмера
СИС – словарь иностранных слов
ТСЕ – толковый словарь Ефремова
ТСОШ – толковый словарь Ожегова, Шведова
CРС – словарь русских синонимов
БТСУ – большой толковый словарь Ушакова
ССИС – сборный словарь иностранных слов
МАК – малый академический словарь русского языка
ВП – Википедия
ЭБЕ - Энциклопедия Брокгауза и Эфрона
Ссылки
1. Дни недели http://www.liveastrology.org/dni_nedeli.htm
2. В. Н. Тимофеев «Этимология слова суббота», http://www.tezan.ru/etym_slov_4.htm
3. В. Н. Тимофеев «Этимология слова воскресенье» , http://www.tezan.ru/etym_slov_4.htm
4. Фуллоны - прачки древнего Рима, https://vk.com/topic-10971354_24904716
5. В. Н. Тимофеев «Методика поиска славянских корней в иностранных словах», http://www.tezan.ru/metod.htm
Свидетельство о публикации №219061700761
Дети наоборот-хрть и более менее современные- чур меня, чур меня. Выбери меня. Не его, а меня. Счет. В-четвертых. Раз-два.
Чур-чëт у ра-в санскрите 4четыре- ЧатУР. Чет, счет, четыре.
Чет-верг-четвьртъкъ- чёт верть К...
Четверть, чет вертьеть. Ч вниз это h.
ЧетверГ. На примере- Г→L.
ЧетвьртъКъ- четверть КЪ-круга.Чет вертеть в круге.
Чур-чурайсьi- чатур-айсi- четыре оси.
Круг на 4 части по 90° или девять на сто. Девять° на 100 частей делим, 0.9 град.
Светлана Север 2 26.05.2025 19:32 Заявить о нарушении
Светлана Север 2 26.05.2025 19:36 Заявить о нарушении