Блок. Распутья. Предисловие
Предисловие
Если про первую книгу Александра Блока существует довольно богатая литература, то вторая – вниманием не избалована. Хотя, вроде бы, первая обрывается на самом интересном месте… Но и «Стихи о Прекрасной Даме» за редким исключением прочитаны совершенно неверно, а уж в советские времена они стали восприниматься в большинстве своем не как книга – то есть не как литературное произведение, обладающее своей структурой, своим сюжетом, а эдаким сборником стихотворений про Любовь Дмитриевну. Этому способствовало и неудачное название, ибо книга эта хоть и вызвана, вдохновлена, а иногда и просто продиктована «Прекрасной Дамой», но на деле – о самом поэте. В 911 году он напишет Андрею Белому:
«Отныне я не посмею возгордиться, как некогда, когда, неопытным юношей, задумал тревожить темные силы – и уронил их на себя.»
Книга была именно об этом – о принятии неопытным юношей миссии и попытке ее совершить.
Напомню сюжет, в котором стихам отводилась поначалу роль дневника, а потом – путеводителя для последующих… Поэтому стихи и факты биографии переплетаются меж собой, объясняют друг друга.
На заре юности Блок переживает – одно, несколько? – мистических снов, видений, происшествий – «пророчеств».
(Возможно, описание одного из них дано в стихотворении в стихотворении «Ты свята, но я Тебе не верю»:
«…И давно всё знаю наперед:
Будет день, и распахнутся двери,
Вереница белая пройдет.
Будут страшны, будут несказанны
Неземные маски лиц…
Буду я взывать к Тебе: «Осанна!»
Сумасшедший, распростертый ниц.
И тогда, поднявшись выше тлена,
Ты откроешь Лучезарный Лик.
И, свободный от земного плена,
Я пролью всю жизнь в последний крик.
29 октября 1902»
Возможно, воспоминание о той же ночи в знаменитом стихотворении Блока «К Музе»:
«…Я не знаю, зачем на рассвете,
В час, когда уже не было сил,
Не погиб я, но лик твой заметил
И твоих утешений просил?
29 декабря 1912»)
И в не менее знаменитом «Как тяжело ходить среди людей» – о том же:
«…И вглядываясь в свой ночной кошмар
Строй находить в нестройном вихре…
10 мая 1910 – 27 февраля 1914»)
В 1898 году 18-летний Блок встретил 16-летнюю Любовь Дмитриевну «…в той обстановке, которая обыкновенно заставляет влюбляться. Этот последний факт не замедлил произойти тогда же…» (Блок – Менделеевой. Из неотправленного письма). К весне 1900 года Блок уже «непрестанно тосковал о Л. Д. М.» (Из дневников 1918 года). Далее: «Мистика начинается. Средневековый город Дубровской березовой рощи.». Далее: «…Начало богоборчества. Она [Л.Д.] продолжает медленно принимать неземные черты. На мое восприятие влияет и филология, и болезнь, и мимолетные страсти». И наконец, в 901 году: «25 января — гулянье на Монетной к вечеру в совершенно особом состоянии»… «В конце января и начале февраля (еще — синие снега около полковой церкви, — тоже к вечеру) явно является Она.» «…Живая …и Она уже в дне, то есть, за ночью, из которой я на нее гляжу… В таком состоянии я…»
"В таком состоянии", когда он – среди синих ночных снегов, а Она – живая, явная, явленная в свете – завтрашнего? – дня… И вот, после этого, сразу после этого: «В таком состоянии я встретил Любовь Дмитриевну…» которая и без того земными чертами для него уже не отличалась…
«…на Васильевском острове... Она вышла из саней на Андреевской площади и шла на курсы по 6-й линии, Среднему проспекту — до 10-й линии, я же, не замеченный Ею, следовал позади.» «На следующее утро я опять увидал Ее издали… Я покорился…»
Блок покорился, Блок принял на себя миссию, напророченную ему ранее: «Сбылось пророчество моё». Задача – совершить несовершаемое – принята!
И ещё раз:
«…В конце января и начале февраля явно является Она. Живая же оказывается Душой Мира (как определилось впоследствии), разлученной, плененной и тоскующей…» И требуется – вырвать из плена, соединиться, воплотить!
Но еще одно принял Блок. Влюбленный мальчик уверовал: «…меня оправдывает продолжительная и глубокая вера в Вас (как в земное воплощение пресловутой Пречистой Девы или Вечной Женственности, если Вам угодно знать)». То есть:
Всё в облике одном предчувствую Тебя!
В облике одном – в твоем!
Но это было не сопоставление, не подсказка, а противопоставление, это была подстава, соблазн, отвлекалово! Это был - с первого же дня! - ход противоположной стороны.
Ещё одним отвлекающий фактором от миссии стали “двойники”, которые открыли Блоку доступ к тому, что я называю “тропа миров”. То есть возможность – бывать? – наблюдать? – создавать? – другие вероятностные реальности:
"Переживающий все это - уже не один; он полон многих демонов (иначе называемых "двойниками"), из которых его злая творческая воля создает по произволу постоянно меняющиеся группы заговорщиков. В каждый момент он скрывает, при помощи таких заговоров, какую-нибудь часть души от себя самого. Благодаря этой сети обманов - тем более ловких, чем волшебнее окружающий лиловый сумрак, - он умеет сделать своим орудием каждого из демонов, связать контрактом каждого из двойников; все они рыщут в лиловых мирах и, покорные его воле, добывают ему лучшие драгоценности - все, чего он ни пожелает: один принесет тучку, другой - вздох моря, третий - аметист, четвертый - священного скарабея, крылатый глаз."
(Ал. Блок. «О современном состоянии русского символизма»)
В результате воздействий всех этих факторов:
– весной 901 года Блок осознавал, приспосабливался к открывшемся знанию;
– летом 901 года Блок готовился сам и подготавливал необходимое, чтобы “совершить несовершаемое”;
– но осенью 901 года начинаются чуть ли не ежедневные “случайные” свидания Блока с Л.Д. и первые экзерсисы “двойников”: «К ноябрю началось явное мое колдовство, ибо я вызвал двойников»;
– и к зиме 902 года Л.Д. увлекает Блока в храмы, куда они ходят вместе, где они стоят рядом друг с другом, сидят тесно друг к другу. Очевидно, она пыталась подтолкнуть его к большей мужской активности, большей интимности, большей определенности;
– весной 902 года, ничего не добившись, Л.Д. пытается порвать с Блоком. А Блок в это время бродит, гуляет, упивается тропой миров;
– летом 902 года Л.Д. показательно игнорирует Блока, у него срывает управление двойниками, и он получает лето бесконечных кошмаров. Он принимает их ужасы, как наказание за уклонение от миссии, но все равно требует права на “каменные дороги”;
– осенью 902 года выясняется, что Блок запутался на перепутьях троп, запутался в реальностях, и...
И на этом книга обрывается. А как же миссия? А как же “пророчество моё”? Чем с девочкой дело-то кончилось?! Ответы на это, должна бы дать следующая книга «Тома I» трилогии вочеловечивания - то есть преображения Посланника, "теурга", "провидца и обладателя тайны" в "поэта и человека" – книга «Распутья».
Свидетельство о публикации №219061700972