Блок. Распутья. Предисловие

 
Предисловие

     Если про первую книгу Александра Блока существует довольно богатая литература, то вторая – вниманием не избалована. Хотя, вроде бы, первая обрывается на самом интересном месте… Но и «Стихи о Прекрасной Даме» за редким исключением прочитаны совершенно неверно, а уж в советские времена они стали восприниматься в большинстве своем не как книга – то есть не как литературное произведение, обладающее своей структурой, своим сюжетом, а эдаким сборником стихотворений про Любовь Дмитриевну. Этому способствовало и неудачное название, ибо книга эта хоть и вызвана, вдохновлена, а иногда и просто продиктована «Прекрасной Дамой», но на деле – о самом поэте. В 911 году он напишет Андрею Белому:
     «Отныне я не посмею возгордиться, как некогда, когда, неопытным юношей, задумал тревожить темные силы – и уронил их на себя.»
     Книга была именно об этом – о принятии неопытным юношей миссии и попытке ее совершить.

     Напомню сюжет, в котором стихам отводилась поначалу роль дневника, а потом – путеводителя для последующих… Поэтому стихи и факты биографии переплетаются меж собой, объясняют друг друга.
     На заре юности Блок переживает – одно, несколько? – мистических снов, видений, происшествий – «пророчеств».
     (Возможно, описание одного из них дано в стихотворении в   стихотворении «Ты свята, но я Тебе не верю»:

                «…И давно всё знаю наперед:
                Будет день, и распахнутся двери,
                Вереница белая пройдет.

                Будут страшны, будут несказанны
                Неземные маски лиц…
                Буду я взывать к Тебе: «Осанна!»
                Сумасшедший, распростертый ниц.

                И тогда, поднявшись выше тлена,
                Ты откроешь Лучезарный Лик.
                И, свободный от земного плена,
                Я пролью всю жизнь в последний крик.
                29 октября 1902»

     Возможно, воспоминание о той же ночи в знаменитом стихотворении Блока «К Музе»:

                «…Я не знаю, зачем на рассвете,
                В час, когда уже не было сил,
                Не погиб я, но лик твой заметил
                И твоих утешений просил?
                29 декабря 1912»)

     И в не менее знаменитом «Как тяжело ходить среди людей» – о том же:

                «…И вглядываясь в свой ночной кошмар
                Строй находить в нестройном вихре…
                10 мая 1910 – 27 февраля 1914»)

     В 1898 году 18-летний Блок встретил 16-летнюю Любовь Дмитриевну «…в той обстановке, которая обыкновенно заставляет влюбляться. Этот последний факт не замедлил произойти тогда же…» (Блок – Менделеевой. Из неотправленного письма).  К весне 1900 года Блок уже «непрестанно тосковал о Л. Д. М.» (Из дневников 1918 года). Далее: «Мистика начинается. Средневековый город Дубровской березовой рощи.». Далее: «…Начало богоборчества. Она [Л.Д.] продолжает медленно принимать неземные черты. На мое восприятие влияет и филология, и болезнь, и мимолетные страсти». И наконец, в 901 году:  «25 января — гулянье на Монетной к вечеру в совершенно особом  состоянии»… «В конце января и начале февраля (еще — синие снега около полковой церкви, — тоже к вечеру) явно является Она.» «…Живая …и Она уже в дне, то есть, за ночью, из которой я на нее гляжу… В таком состоянии я…»
      "В таком состоянии", когда он – среди синих ночных снегов, а Она – живая, явная, явленная в свете – завтрашнего? – дня…  И вот, после этого, сразу после этого: «В таком состоянии я встретил Любовь Дмитриевну…» которая и без того земными чертами для него уже не отличалась…
     «…на Васильевском острове... Она вышла из саней на Андреевской площади и шла на курсы по 6-й линии, Среднему проспекту — до 10-й линии, я же, не замеченный Ею, следовал позади.» «На следующее утро я опять увидал Ее издали… Я покорился…»
     Блок покорился, Блок принял на себя миссию, напророченную ему ранее: «Сбылось пророчество моё». Задача – совершить несовершаемое – принята!
     И ещё раз:
     «…В конце января и начале февраля явно является Она. Живая же оказывается Душой Мира (как определилось впоследствии), разлученной, плененной и тоскующей…» И требуется – вырвать из плена, соединиться, воплотить!
     Но еще одно принял Блок.  Влюбленный мальчик уверовал: «…меня оправдывает продолжительная и глубокая вера в Вас (как в земное воплощение пресловутой Пречистой Девы или Вечной Женственности, если Вам угодно знать)». То есть:

                Всё в облике одном предчувствую Тебя!

     В облике одном – в твоем!
     Но это было не сопоставление, не подсказка, а противопоставление, это была подстава, соблазн, отвлекалово!  Это был - с первого же дня! - ход противоположной стороны.
     Ещё одним отвлекающий фактором от миссии стали “двойники”, которые открыли Блоку доступ к тому, что я называю “тропа миров”. То есть возможность – бывать? – наблюдать? – создавать? – другие вероятностные реальности:
     "Переживающий все это - уже не один; он полон многих демонов (иначе называемых "двойниками"), из которых его злая творческая воля создает по произволу постоянно меняющиеся группы заговорщиков. В каждый момент он скрывает, при помощи таких заговоров, какую-нибудь часть души от себя самого. Благодаря этой сети обманов - тем более ловких, чем волшебнее окружающий лиловый сумрак, - он умеет сделать своим орудием каждого из демонов, связать контрактом каждого из двойников; все они рыщут в лиловых мирах и, покорные его воле, добывают ему лучшие драгоценности - все, чего он ни пожелает: один принесет тучку, другой - вздох моря, третий - аметист, четвертый - священного скарабея, крылатый глаз."
                (Ал. Блок. «О современном состоянии русского символизма»)
     В результате воздействий всех этих факторов:
     – весной 901 года Блок осознавал, приспосабливался к открывшемся знанию;
     – летом 901 года Блок готовился сам и подготавливал необходимое, чтобы “совершить несовершаемое”;
     – но осенью 901 года начинаются чуть ли не ежедневные “случайные” свидания Блока с Л.Д. и первые экзерсисы “двойников”:  «К ноябрю началось явное мое колдовство,  ибо я вызвал двойников»;
     – и к зиме 902 года Л.Д. увлекает Блока в храмы, куда они ходят вместе, где они стоят рядом друг с другом, сидят тесно друг к другу. Очевидно, она пыталась подтолкнуть его к большей мужской активности, большей интимности, большей определенности;
     – весной 902 года, ничего не добившись, Л.Д. пытается порвать с Блоком. А Блок в это время бродит, гуляет, упивается тропой миров;
     – летом 902 года Л.Д. показательно игнорирует Блока, у него срывает управление двойниками, и он получает лето бесконечных кошмаров. Он принимает их ужасы, как наказание за уклонение от миссии, но все равно требует права на “каменные дороги”;
     – осенью 902 года выясняется, что Блок запутался на перепутьях троп, запутался в реальностях, и... 

     И на этом книга обрывается. А как же миссия? А как же “пророчество моё”? Чем с девочкой дело-то кончилось?!  Ответы на это, должна бы дать следующая книга «Тома I» трилогии вочеловечивания - то есть преображения Посланника, "теурга", "провидца и обладателя тайны" в "поэта и человека" – книга «Распутья».


Рецензии