Cамые красивые в мире цветы

 
Ровно сорок лет назад в 11 АМ прибыл поезд на перрон Белoруского вокзала в Москве. 
Я вышла на перон, оглянулась и увидела Наума Брусера, который махнул мне рукой, подбежал ко мне, взял дорожную сумку и через несколько минут такси уже везло нас к Голландскому посольству .
Очередь была большая, но шла быстро.
Мне надо было успеть сдать документы до обеденного перерыве, тогда к вечеру я могла бы получить их назад.
Науму надо было вернутся на работу.
- Я, тебя вечером здесь встречу, сказал Наум.
- Не надо, я сама доберусь, на улицу Горького,
Мы расцеловались, как самые родные люди.
Мы и были родными .
Наум был другом моего мужа, а его сестра, Муся Брусер была замужем за Зямой ,самым красивым мужчиной ,как мне казалось в то время в Витебске.
Зяма и мой дядя Дима , брат моего отца Николая Ялова. были друзьями детства.
Когда мне было лет шестнадцать Дима его жена Розоа, и Зяма с Мусей были в гостях у нас в Ошмянах .
Так я и познакомилась с Зямой и Мусей.
Я заметила, что Зяма прихрамывает,
- У него в детстве отрезало ногу трамваем, сказал Дима .
- Ох, этот Витебский трамвай, сказал со вздохом Дима.
- До войны , у подружка моей младшей сестрёнки Манечки, погибла под его колёсами.
Помню, как моя мама с отцом неслись с Гуторовской к Смоленскому рынку когда соседка вбежала к ним дом с криком
- Девчонку трамвай переехал!- Девчонку трамвай переехал !
Не ваши ли Маньку, я её там видела полчаса назад.
Нет это была не Манечка, которую её мама, твоя бабушка Геня , обнимала, целовала и лупила в одно и тоже время.
Да, о Науме.
Мы расцеловались как самые близкие и родные люди.
Больше я его не видела.
Он уже давно в другом Мире.
Я знаю о его судьбе, знаю о Зяме .
После перестройки, симпатичная москвичка Татьяна, жена Наума закрутила роман с кем то из Голландии и уехала с ним.
Дима, мой дядя Слава Б-гу жив.
Муся живйт в Израиле.
Я успела сдать документы до обеденного перерыва
Добралась до квартиры Лидии Самойловны Гейшерик,
моим ангелом, с которым судьба свела меня в санатории в Крыму, годом раньше.
Она уже ждала меня.
Холодник из свеклы , отварная картофель с укропом селёдочка и компот подкрепили меня.
Теперь ложись и будем говорить.
- Ленка ,моя беременна.
Мой муж не знает.
Я не знаю что мне делать радоваться или плакать
Но она расцвела,ходит счастливая.
Я решила,пусть рожает.
Теперь спи, я разбужу тебя через час и мы вместе поедим к посольству.
Я получила визы, кажется $ 250 на семью и провела ночь в семье замечательной семьи Гейшерик.

Утром поезд увёз меня в Витебск.
Я держала визы как самое дорогое сокровище и была полна той необъяснимой тихой радостью с которой в душе у человека расцветают самые красивые в мире цветы.


 


         
                ***   
             
             Ушпизин- Гость
 
 
 
Два года назад, в первый день праздника суккот  за час   до зажигания праздничных огней раздался телефонный звонок.
" Здравствуйте, звонит вам Валерий Г.
Вы возможно помните мою маму, Лидию Самойловну.
Я её сын.Проездом оказался в Торонто.
Xотел бы с Вами встретиться."
На одном дыхании  прозвучал голос Валерия.

"Да, я помню вашу маму,помню всю вашу семью.
Приежайте, приежайте сегодня,a где Вы остановились?"
Почуствовав заминку, я предложила остановиться у нас.

Я познакомилась с тётей Лидой в Крыму в 1977 году.
B это время проходила лечении в одном из  крымских санаториев.
 Мне  тогда   было тридцать, ей  за шестьдесят.
Мы подружились сразу.
   Hеобыкновенно добрый человек, тётя Лида скрасила моё пребывание в санатории, сняла беспокойство о недуге.   

"В твоём возрасте мне удалили почку, а я до сих пор жива, вырастила троих детей.
 Не волнуйся ,всё будет хорошо" она мягко говорила а в её  руках  плелось кружево.
Оно плелось  и как-бы в узоры вплеталась её нелегкая   жизнь.
Тут узелок, там узелок...
Детство сиротское,голод на Украине замужество, переезд в Москву, дети....
Мы много говорили, гуляя по аллеям Воронцовского парка.
Я рассказывала  ей о своих мечтах, о  поиске отца, о детях. 
 Под её руководством я сделала салфетку из тесмы, соеденённую переплетением шелковых нитей.
Мы встречались ещё несколько раз  когда я навещала Москву по делам.
В 1979  мы покинули Россию и я часто вспоминала Лидию Соломоновну,

Уже в Канаде спустя много лет  моё увлечение рукоделием продожилось.
Группа к которой я принадлежу делала выставку своих работ в музее.
Я решила принести ту кружевную салфетку которую сделала в Крыму .
Это было как раз за несколько недель до звонка Валерия.
 Мы долго беседовали о тех  далёких годах,о судьбах детей Лидии Самойловны.
Валерий достал старую записную книжку с адресами,телефонами и фамилиями людей с которыми  по дорогам жизни встречаласьЛидия Самойловна.
Среди них была и моя запись с давно забытым Витебским телефоном.
"Эта записная книжка самое дорогое что оставила нам мама в  наследство" говорит Валерий.
"В моём путешествии я по фамилиям нахожу телефоны людей живущих уже давно в других странах. И стоит мне только сказать, что я сын Лидии меня всюду принимают, как желанного гостя,как родного человека."

Меня в этот день посетила душа  Лидии Самойловны, прекрасного человека.
 Когда -то она гостеприемно принимала меня в Москве.

Не довелось мне жить в Москве
Туда не часто приезжала,
Но там жила одна семья,
Что мне пристанище давало
Где пили чай, борщи варили
И рукодельем занимались.
Так не типично для столицы               
Где много дел и суеты.

На Тверской улице сейчас               
Хозяйка той жила  квартиры               
C большой и светлою душой.

Недовелось ей жить в Канаде,
Но кружева, что сплетены               
Лежат на выставке в музее               
И гид сказал что из Москвы.


И нет сегодня тёти Лиды,.               
Остались дети, внуки есть,               
Осталось память и салфетка,               
Тепло и свет её душы.               
               
               

               
               

                ***
Предание говорит  "Семь «ушпизин» (гостей) п осещают в течение праздника .Это — души Авраама, Ицхака, Яакова, Йосефа, Моше, Аарона и Давида, и каждый из «ушпизин» по очереди возглавляет их всех.Каждый из этих гостей, каждый из этих отцов нашего народа в свое время познал вкус скитаний: Авраам — ушел из Харана в Кнаан, а оттуда — в Египет; Ицхак странствовал в стране филистимлян; Яаков — бежал в Харан, а в конце своей жизни ушел в Египет; Йосеф — был продан в Египет; Моше — бежал от фараона в Мидьян, а позже, вместе с Аароном, сорок лет странствовал по пустыне; Давид, преследуемый Шаулем, бежал в страну филистимлян, к Ахишу, царю Гата.
Чтобы удостоиться посещения этих семи гостей и чтобы праздничное веселье было настоящим весельем, мы должны также приглашать к себе гостей ,
мы  должны подумать об одиноких, , о нуждающихся,  и пригласить их под сень своей «сукки», как сказано в Торе:
"И будешь веселиться в твои праздники — и ты, и сын твой, и дочь твоя, и раб твой, и рабыня твоя, и левит, и гер, и сирота, и вдова, что находятся в воротах твоих"

                ***


Рецензии