По жизни фотолюбитель. Какая польза?

ЛИЧНЫЕ МЕМУАРЫ О КРАСНОЙ ЭРЕ (75)
С фотоиллюстрациями смотреть в блоге автора:
https://blukach.by/post/1457


 Теперь фотолюбителями стали все – каждый имеет мобильный телефон с фотокамерой и фотографирует всё подряд. А в советское время снимок можно было сделать исключительно из специального аппарата и увидеть его лишь через продолжительное время, после кропотливой и дорогостоящей обработки.

 Умные люди сразу поняли, что на фотоделе можно хорошо калымить. Я не захожу во времена отца и сына Фидельманов, которые своими прекрасными снимками создали историю Лепеля и семей многих городских обывателей. Имею в виду лишь моё время: с 1952 года. Вернее, с 1953-го. Как раз ровно в год меня и щёлкнул заблудший в Веребки бродячий фотограф.

 Фотографы-бродяги для создания красивого фона носили с собой простыни с нарисованным озером и обязательными лебедями или крымским пейзажем. Объект фотосъёмки ставили на искусственном фоне в фиксированную стандартную позу, и из объектива «вылетала птичка».

 Это мои тесть с тёщей в 1951 году. Заезжие фотоспецы наведывались в школы, детские сады, ходили по дворам. Люди отдавали последние деньги, чтобы важное зафиксированное мгновение напоминало о себе всю оставшуюся жизнь.

 С малолетства я мечтал иметь собственный фотоаппарат. Но самый дешёвый – «Смена-8» - стоил 12 рублей. Снимки с него получались довольно качественными. Однако такая заоблачная стоимость была для меня недосягаема. И вот, зная мою мечту о собственной камере, папка купил мне фотоаппарат «Юнкор» за восемь рублей и, чтобы учился, книжку «Фоторецептурный справочник» к нему. В ней мы оба, конечно, не разобрались, поскольку весь текст состоял из рецептов для приготовления растворов: проявителей и закрепителей. Да и саму камеру не постигли: на фотобумаге получались лишь размытые контуры фотографируемого объекта. Даже знакомого человека было невозможно распознать.

 Но перед мальцами я форсил фотокамерой. Без плёнки щёлкал всё, на что мне указывали, обещая снимки напечатать потом. Запомнился такой случай. На деревенском пляже конь выпустил чуть ли не до земли своё хозяйство. Мальцы обратились ко мне: щёлкни. Я отважно полез под животину. Естественно, снимки потом не требовали, забыв о процессе съёмки.

 Мой друг и ровесник Толик Круглик учился в Лепельской школе-интернате. Там обучение было более продвинутым, чем в Свядской средней школе. Приезжая на выходные и каникулы в Гадивлю, привозил с собой «Смену-8». До сих пор у меня хранятся снимки тех далёких 60-х.

 В школе посещал фотокружок. Вёл его завуч Александр Ефимович Павловский. Фотографировал он профессионально, как и нас учил. Благодаря ему Свядскую школу бродяжные фотографы обминали. Учеников фотографировал завуч.

 Первый свой фотоаппарат я купил уже будучи женатым. Им стала «Смена-символ». Отличалась от предшественницы «Смены-8м» наличием символов вместо цифр для установки метража и экспозиции – «солнце», «облачно», «пасмурно», «дождь», «портрет», «вдвоём», «группа», «бесконечность».

 Благодаря этой на сегодняшний взгляд громоздкой, а тогда самой миниатюрной камере весом в 350 грамм всегда со мной вся моя молодость. Все мои ранние путешествия оформлены в десятки чёрно-белых фотоальбомов. Многие годы вёл фотодневники важных событий.

 Позже у меня были другие камеры. Неплох малоформатный «Агат». Крут дорогущий полуавтомат «Зенит-ТТЛ». Но его забраковал: громоздок и тяжёл (более килограмма весом) для путешествий. В 1980-м турпоездку во Вьетнам фотографировал на «Вилию-авто».

 Процесс фотопечати был чрезвычайно сложен. Требовались порошки для растворителей и закрепителей, не всегда имеющиеся в лепельской торговле; красный фонарь, фотоувеличитель стоимостью более самого фотоаппарата, несколько часов времени для переноса снимков на дефицитную фотобумагу только с одной плёнки…

 Понятно, что в фотоделе я был дилетантом. Поэтому старые снимки желтеют от непродолжительной обработки фотозакрепителем, плохи качеством из-за неумелого применения фотоэкспозиции. Ведь никакой автоматики в то время не было – всё делалось на глаз и с помощью цифр или символов.

 Когда появились цветные фотокамеры-мыльницы, износил несколько их. Печатала снимки лишь одна студия Володи Немиро. А лично приобрести для того оснастку было даже теоретически невозможно из-за заоблачной её стоимости. Но всё равно, несмотря на значительные материальные расходы, я продолжал вести фотодневник. Два десятка альбомов собралось.

 Так какая из этого всё-таки польза? Больше, чем огромная. В снимках – вся моя жизнь. Я живу не только мечтами, но и воспоминаниями. Вместе они придают мне силы и здоровье. Пишу мемуары в собственное удовольствие, а снимки таскаю из своего архива.

 Часто меня спрашивают, что я за это получаю, и не верят, что ничего. Лишь удовольствие. Корпею над очередным путевым дневником и будто по новой окунаюсь в дорожные приключения. У меня никогда не бывает проблемы, чем заняться на досуге. Его просто не существует, ибо мне всегда не хватает времени сделать всё, что хочется, и на что имеется возможность. Интересная у меня жизнь!


Обзор жизни фотолюбителя производился 15 июня 2019 года.


Рецензии