Записки книгопродАвца. Барков и говорящие арбузы

  В этом тексте, как и в большинстве других моих произведений, в оригинале имеются сноски, разъясняющие те или иные слова и понятия, которые, к сожалению, не отображаются на данном сайте



  Книга – источник знания
           Максим Горький
И еще, разумеется, денег
 Ю.Яесс


Санкт –Петербург                1991 –2016

Среди торговцев в клубе считалось, что если первым покупателем будет мужчина, то и вся торговля в этот день будет удачной. Если верить этой примете, то день начинался ужасно:  мало того, что возле прилавка «выросла» тетка и расплескала по нему свои невообразимо громадные, как спелые астраханские арбузы, тити, так она еще и вопила истошным, переходящим в ультразвук голосом. С ходу понять в чем дело было невозможно, и только, когда мне в грудь прилетела небольшая книжка, в знакомом супере, я, наконец, разобрал смысл визга, исходившего из пространства позади «арбузов» Я, кажется, сказал, «выросла», но это является большим преувеличением. На самом деле тетка была , что называется, «метр с кепкой», и выглядело это весьма забавно – два кавуна в полосатой зелененькой кофточке, лежащие на прилавке с книгами, а между ними вполне миловидное, но невообразимо наштукатуренное личико с ярко-красным напомаженным широко открытом в крике ртом, издающим невообразимую  по своей абсурдности ахинею.

–Это ты,  мерзавец, развратник, гад такой, мне всучил эту книжку и еще с меня десятку за нее содрал!

 И сказать мне было нечего! Я вспомнил – действительно, это я продал этим говорящим арбузам миниатюрное издание великого, русского поэта,  увы, пьяницы и матерщинника, Ивана Семеновича Баркова. Было это недели две назад, и я даже вспомнил, как эта дамочка ныла, что, мол, денег у нее мало, что она одна воспитывает дочку, и что у этой дочки на днях день рождения – шестнадцать лет, и надо же что-то подарить, но денег мало и т.д. в том же духе. А потом она увидела на прилавке – нет, не книжку, она увидела торчащий из книжки ценник с цифрой десять. Барков был наш, т.е. нами изданный, и мы могли держать на него практически любую цену. В обмен мы отдавали его обычно по двадцать пять при себестоимости около шести, а,значит, могли продавать бартерные, полученные в обмен книги в три-четыре раза дешевле обменной цены, иногда даже дешевле, чем те, кто их издавал или покупал тираж. Короче, книжка продавалась очень дешево. На клубе уже было нереально вообще найти книги с ценой в десять рублей, да еще и в твердом переплете, да  с супером. Я пытался, помню, объяснить арбузам, что эта книжка не подходит для подарка на шестнадцатилетие, но ценник уже стоял у нее перед глазами и полностью затмевал все мои доводы. Она не стала даже слушать меня и категорически не хотела смотреть ни на одну другую книгу, которую я ей предлагал.

–Я понимаю, язвительно мурлыкала тетя,– Вам, конечно, выгоднее втюхать мне что-нибудь подороже, но я уже решила, я беру эту! Мне и название нравится, оно как раз к случаю – «Девичья игрушка». 
–Но, дамочка, это же Барков! Его же раньше вообще не печатали!
–Но напечатали же! – Тетка мертвой хваткой вцепилась в покупку и уже протягивала мне деньги. Я сдался. Да, в конце концов, не я же буду  дарить эту книжку. И потом, бог его знает, что там за девонька, нынешних девчат мало чем удивить можно. Но сейчас, получив в лоб твердым переплетом, я подумал, что меня ждет судьба главного героя Баркова – Луки. Оторвет мне тетка что-нибудь или, как самого Баркова, утопит в сортире. Только он то по пьяне утоп, а мне придется тонуть тверезым, как стеклышко. Беда!
– Мадам! Успокойтесь, – попытался я чуть прервать гневные излияния, лившиеся из-за арбузной стены.– Что такое произошло? Из-за чего столько эмоций?
 Но мои слова сделали только хуже: голос снова перешел в ультразвуковой диапазон.
–Я не мадам, и никому не дам!!!!

Это гениальное замечание, насаженное на ультразвуковую несущую силой в сотню децибел, было, кажется услышано во всех концах «Олимпийского». По крайней мере, народ от соседних прилавков потянулся поближе к нам, чтобы понять происходящее.
–Вот это да!  Арбузы не просто говорящие, они еще и рифмовать умеют!
–Ну, не дадите, так и ладно, я, надеюсь, переживу как-нибудь. Только в чем проблема? Зачем же меня зрения лишать, швыряя книгу прямо в лицо?! Я ведь могу и ментов вызвать и сдать Вас за хулиганство. Смотрите, у меня вся щека в крови, получите, Вы, «не мадам», суток так 10-15 и штраф тысяч на двадцать – тогда может быть прекратите вопить и попробуете объяснить без ора, что случилось, и чем это я так провинился, что Вы мне всю морду раскорябали!
Кажется упоминание о штрафе задело какие-то струнки в душе, прятавшейся под арбузами, только уровень голоса наполовину упал.
–Ты зачем же мне ,  вражина, подсунул эту гнусность? Я же тебе говорила, что это подарок для дочки!
– А я разве Вас не предупреждал, что эта книга не годится для подарка? А Вы только на цену и смотрели. Пожмотились  дочке купить чуть подороже, но подходящую к случаю и возрасту, а теперь на меня наезжаете. Точно, сейчас охрану позову. – Но Костины ребята из охраны клуба уже стояли , на самом деле, сзади, привлеченные шумом и, казалось, только ждали, чем все это кончится.–Пацаны, уберите это отсюда, пожалуйста!





Рецензии
Читать все сразу не смогу. Мне бы от этого прохохотаться... Да ещё напомнили мне украинское слово - Кавуны. Я его лет 50 не слышала. Спасибо!
Ну, а язык у Вас здорово подвешен. От этого визга я бы и своё имя не вспомнила, а тут ещё надо вежливо отвечать... Продавец - это терпение, а это не про меня.

Очень понравился язык произведения. Тема - проще некуда, а захватывает. Вижу руку мастера! Успехов Вам!!!

Анна Боднарук   12.09.2020 17:20     Заявить о нарушении
Аня, доброе слово и кошке приятно, а уж автору... да от читателя... Это все равно, что Христос по душеньке прокатился.
Благодарствую за приятный отзыв и за пожелания. А называть арбузы кавунами и помнить, что Гарбуз - это совсем не арбуз, а тыква, я привык с детства, ибо папа только так говорил. А когда я говорил арбуз, он меня сразу осаживал- тыкву, мол хочешь?! Заходите, буду рад видеть вас на своей страничке. Как мне представляется, там найдется чем вас заинтересовать.

Юрий Яесс   12.09.2020 20:37   Заявить о нарушении
Моя страница тоже далеко не бедная. Заходите!

Анна Боднарук   13.09.2020 01:50   Заявить о нарушении