Портрет тени

Накануне своего пятидесятилетия Виктор Ильич Чернов находился в неопределенном состоянии духа. Нельзя сказать, что юбиляра замучила хандра, но страх перед будущим рождал панику,  Чернов переодически уходил в себя и только жена знала рецепт, как помочь своему мужу, не давая ему плыть по течению, а требуя от Виктора постоянно находиться в фарватере жизни.

        По своей натуре  Чернов - человек сомневающийся в своих возможностях, силах и желаниях. Мужчина подвергал критике всех людей, с которыми  сводила судьба,  но дальше сомнений Виктор Ильич не позволял себе заходить.
         «  А вдруг , что-то пойдёт не так ? Вдруг в самый последний момент меня подведут надёжные люди, а значит они совсем ненадежные, как я могу на них расчитывать !» - думал Чернов, пребывая в состоянии полнейшей растерянности.

         Внешне  Виктора Ильича напоминал долговязого мужчину, его походка напоминала походку моряка, ходившего по палубе, когда волнуется море. При этом, он ещё крутил головой по сторонам, как охотник стреляющий по зайцам - неизвестно с какой стороны выскочит следующая жертва.

        Глаза  Чернова смотрели вопросительно-восторженно, брови слегка приподняты, одутловатые щёки имели вид надутых и отвисших, создавая образ  бульдога.
        Сослуживцы ценили своего доброго начальника и решили подарить на юбилей Виктора Ильича, его портрет, выполненный знаменитым художником Аркадием Сумароковым.

        Коллектив скинулся деньгами, профсоюз добавил, Сумароков согласился - и процесс пошёл.
        Через два дня после банкета Чернов явился в мастерскую художника, кротко представился, слегка поклонившись в японских традициях, коснувшись подбородком груди и вытянув руки по швам.

        Аркадий Львович усадил гостя в кресло, положив локти натурщика  на подлокотник, а голову повернул в сторону окна. Затем Сумароков взял лист ватмана и принялся размашистыми движениями  делать набросок.

        Набросок художнику не понравился, Сумароков решил поменять позу натуры.  Виктора Ильича поставил вертикально, включил яркий софит, отчего на пол легла контрастная  тень.

        Фигуру  Чернова художник мысленно поместил в природный пейзаж, написав натуру возле дерева, на фоне реки.
         Сам Виктор Ильич не возражал - «Художнику виднее» - думал Чернов, терпеливо выдерживая долгое стояние под мощным софитом.

         Через несколько сеансов портрет уже был почти готов, Аркадий Львович увлёкся написанием тени, падающей от фигуры Чернова, прописав ее в мелких деталях и доведя написанную часть до совершенства, художник с удивлением увидел, что тень кажется «живой» и даже немного «выпадала» из общего колорита картины.

        Когда работа была закончена, в мастерскую пришла вся семья Чернова:  жена Анна Владимировна, дочь Маша и младшенький Игнат.
        Глава семейства гордо стал перед портретом, а жена смартфоном  сфотографировала мужа вместе с детьми и художником.

       - Прекрасный портрет, - констатировала жена, - ты выглядишь потрясающе, а   тень,  как живая, портрет повесим в твоём кабинете, там картина будет особенно хорошо смотреться, и кому из  сотрудников пришла такая замечательная идея - написание  портрета  знаменитым художником ?

       Сумароков улыбнулся, откинув длинные, седые волосы со лба.

      - Спасибо за вашу оценку, портрет действительно хорошо вышел, ваш муж стойко и терпеливо позировал, поэтому  его образ получился  в характере.
       - Верно Аркадий Львович, мой Витя очень похож, вам удалось передать его характер, а падающая тень на землю, ну просто как живая.

       «  Странно, жена тоже это заметила» - подумал художник, запаковывая картину в пленку.
      - Рад, что вам понравилась моя работа, захотите ещё иметь ваш портрет или портреты детей, обращайтесь, двери моей мастерской всегда открыты.

        Семья Чернова, забрав портрет, уехала, а художник остался один, размышляя о превратности жизни. Время  работы над портретом закончилось.
       Пока велась работа, Сумароков наблюдал внутренний мир Виктора Ильича,  ощущая особое послевкусие от письма, как от встречи со значительной  личностью.

         Обычно человек запоминается внешностью или неординарным поступком, Чернов сочетал в себе и то, и другое:
      «  Интересный типаж, уже немолодой, а характер кроткий, как у кролика, мужик скромный и застенчивый, что на него подействовало?

Неужели домашняя жизнь... или работа, а возможно он таким родился,
я писал и чувствовал, что от него исходит внутренняя энергия, на самом деле он не такой простой, глаза добрые, губы сомневающиеся,  движения порывистые, как будто он все время хочет что-то сказать»

          Приехав домой, Чернов забил гвоздь в стену кабинета, повесил портрет, затем всей семьей усевшись напротив картины, долго смотрели, каждый  высказывал своё мнение.

         Со стены смотрел высокий, худощавый мужчина, расправивший плечи, правая рука согнута в локте, ладонь развёрнута к зрителю, а указательный палец смотрел в сторону, словно показывая, что с левой стороны находится  главная цель жизни.

        Губы Виктора, на портрете вытянулись в полуулыбке, отчего выражение лица выглядело неопределенно,  как будто написаны в технике сфумато, разработанной и применяемой великим Леонардо да Винчи, смягчающей тени и размывающей контуры.
         Но портрет Чернова написан Сумароковым, признанным портретистом. Этот факт вызывал гордость, особенно у жены.

       - Витя, ты слышал, что сказал Аркадий Львович, следующий портрет мой, - заметила  Анна Владимировна, - с завтрашнего дня сяду на диету, а через три месяца буду готова позировать художнику.
       - Мама, он же художник, зачем тебе садится на диету, скажешь ему, он тебя нарисует худой, похожей на Анджелину Джоли.

       - Не говори глупости, Маша, Анджелина Джоли больная женщина, у неё анорексия, ты же не хочешь, чтобы я была такая худая ? А ты, Витя ? - жена обратилась к мужу.

         Но Чернов смотрел на портрет и не расслышал вопрос.
        - Папа, папа, смотри тень пошевелилась ! - крикнул Игнат.
        - Не говори глупостей сынок, с какой стати ей двигаться, разве сквозняк на неё действует, - сказал отец, а сам стал внимательно присматриваться к тени.

          Через  день,  придя с работы, Виктор Ильич зашёл в кабинет, уселся в кресло,  уставился на портрет и долго смотрел, пока не заметил дрожание тени от нарисованной фигуры.

        «  Чертовщина какая-то, этого не может быть» - удивлялся Чернов, схватив себя за мочку уха, Виктор Ильич всегда так делал,
когда приступал к решению сложной задачи.
         «  Может у меня глаз дергается, поэтому тень вибрирует ?»

Чернов поочередно закрывал глаза, пытаясь рассмотреть оптическую иллюзию обмана, но тень замерла и никаких движений хозяин квартиры больше не увидел.
        Через три дня, вернувшись с работы раньше обычного, Виктор Ильич снова уселся в кресло. На этот раз все его внимание было приковано к тени.

        «  Уверен, что это была случайность, такого не может быть, элементарная физика - предметы на плоскости в нарисованном пространстве двигаться не могут» - заверил себя Чернов, - а нарисованная  тень - просто мазки краски на холсте.
          В этот момент Виктор Ильич почувствовал необъяснимую тягу к холсту, портрет манил к себе, как будто призывал войти в картинную плоскость.

         Чернов, как зомби поднялся с кресла, завороженно, не отводя взгляда от холста,  подошёл к портрету и протянул правую руку, касаясь написанной тени.
       Его словно током ударило, такое впечатление, как будто Виктор наэлектризовался и разряд энергии ушёл в картину.
        «  Что это было ? Неужели во мне столько статики накопилось ?»

Чернов продолжал стоять, чувствуя слабость, как будто энергия уходит из его тела.
        « Что-то я сегодня переутомился, день незаладился, на работе проблемы, теперь голова начинает болеть, пойду прилягу.
        На следующий день Чернов зашёл в кабинет и удивился,
на картине вместо тени было просто серое пятно.

        « Куда делась тень, может Игнат ее чем то замазал ?»
        Виктор подошёл ближе , рассматривая внимательно холст, но на месте  тени отсутствовал красочный слой, только серое пятно грунтованного холста просматривалось силуэтом на фоне всей картины. Впечатление было такое, как будто художник забыл закрасить тень.

        Лицо Чернова вытянулось, челюсть отвисла, брови приподнялись, а глаза приобрели удивленную выпуклость, отчего образ бладхаунда превратился в английского впечатлительного мастифа.
        Виктор Ильич в состоянии удивления прошёл в зал, прилёг на диван и незаметно уснул.

         Проснувшись, Чернов позвонил Сумарокову,  попытавшись объяснить ситуацию с картиной, но художник из сумбурной речи своего клиента понял одно - с картиной произошла катастрофа - исчезла тень , теперь где ее искать,  владелец портрета не знает.

        - Виктор Ильич,  привезите  портрет ко мне в мастерскую, возможно красочный слой просел, масло потянуло, появилась прожухлость , это легко исправить, вы не волнуйтесь .

         - Я не волнуюсь, с чего мне волноваться, картину не я написал, это вы волнуйтесь, ваша тень мне покоя не давала последние дни,
просто форменным образом издевалась надо мной, зачем-то дёргалась, током меня ударила, прям как электрический угорь.
         «  Да у него крыша поехала !» - подумал художник, а сам примирительно сказал:
         - Если здесь моя недоработка, конечно я все исправлю, но насколько я помню, с тенью на вашем портрете все было нормально.

        - Да, до определенного момента, пока она не начала меня беспокоить, а потом и вовсе исчезла, где ее теперь искать ?
        - Я в растерянности, - сказал Аркадий Львович, - со мной такое впервые, обычно написанные мной тени никуда не убегают.

        Художник замолчал, а потом добавил: - привезите картину, в мастерской разберёмся.
        Чернов зашёл в кабинет, взглянул на портрет и вдруг краем взгляда увидел как темное пятно, похожее на силуэт человека мелькнуло перед окном и спряталось за шторой.

         - Что это может быть, неужели в квартире барабашка завёлся ?
Виктор Ильич завернул портрет в пленку, положил картину в багажник
 «Мазды»  и поехал в мастерскую художника.

         Сумароков уже ждал своего клиента,  заметно нервничая.
Аркадий Львович с детства был впечатлительной натурой, мнительной и депрессивной, ему передалось настроение Чернова, ещё не видя
саму картину, он уже представлял ужасные вещи.

        То, что увидел художник, повергло  мастера в шок, он не поверил, что это его работа, Сумароков взял лупу и тщательно начал изучать портрет.
         Действительно красочный слой исчез, как будто его там не было.
        - Не скрою, для меня загадка то, что произошло, оставьте работу, я разберусь и исправлю, - сказал художник клиенту.

        - Теперь вы видите, что я был прав, сначала грешил на сына, думал Игнат подчистил и убрал краску с холста, теперь сам в недоумении, позвоните, когда закончите, - Чернов пожал руку художнику и вышел из мастерской.
        Оставшись наедине с портретом, Сумароков поставил картину на мольберт и задумался.

        Любая картина, написанная художниками, начинает жить своей жизнью, как только отправляется в свободное плавание, покинув  автора . Вынос  работы из мастерской подобен обрезанию пуповины, ребёнок делает самостоятельный глоток воздуха и совершает первые шаги в большом мире человеческих соблазнов, где оценка работы является главным критерием ее существования.

        «  Я должен трезво оценить ситуацию, оттого, как проведу анализ, зависит результат  моих выводов, а значит понимание того, куда исчез красочный слой» - художник вышел на балкон и закурил сигарету.
        « Мыслей никаких: одни догадки. Похоже на мистику, но в потусторонние силы я не верю, значит следует предпринять шаги к исправлению ситуации.»

         « И  поэтому  следует написать новую тень» - Сумароков оставил окурок в пепельнице и вернулся в мастерскую.
        Силуэт человека ,  напоминавший облако, сидел в кресле,  напротив мольберта. « Непонятно, откуда оно взялось, что делает в мастерской и вообще,  что это такое ?» - думал Сумароков.

       Видение - призрак,  парализовало художника, заставило остановиться, ноги стали ватные, дыхание перехватило, мысли начали путаться,  стало реально страшно - ничего подобного до этого времени с ним не случалось.
      - Вы кто ? Что вам нужно у меня в мастерской ? - Сумароков сказал первое, что пришло в голову.
     Силуэт - облако затрясся и послышались звуки, похожие на шипения.

    - Ха-ха-ха, ты меня не узнал, ничего удивительного, папочка, я вышел из твоей картины, теперь я живу своей жизнью, хотя и несу отпечаток Виктора Чернова, но это ты меня таким сделал.

       Художник смотрел на возникшее видение, самообладание вернулось к нему, Сумароков взял себя в руки и присмотрелся к этому бесформенному облаку.
       На минуту Аркадию Львовичу показалось, что он видит черты Виктора Чернова, вытянутую фигуру,  движения порывистые и импульсивные.

      «  Похоже,  эта непонятная сущность каким-то образом впитала в себя часть Чернова, возможно даже воспользовалась его памятью,
как такое вообще возможно ?» - размышлял  Сумароков, продолжая с изумлением смотреть на непрошеного гостя.
       - Что тебе от меня нужно ? - спросил художник.

       - Поскольку я уже родился, следовательно, я уже живу,  ещё пока не человек, но скоро им стану, и ты мне в этом поможешь, папочка, - шипя, произнёс гость.

       Сумароков, услышав ;последние слова, испугался: « - Этого ещё не хватало, как мне от него избавиться ? Он хочет стать человеком, но это немыслимо, какой он человек, это скорее призрак»
       Не зная как себя вести в подобной ситуации, художник решил ждать, какие действия будет предпринимать тень Чернова.

      Но тень молчала, она тихо сидела в кресле и пристально наблюдала за Сумароковым.
      Тишина в мастерской начала угнетать и становилась невыносимой.
Художник подошёл к холсту, взял кисть, выдавил краски из тюбиков, сделал на палитре замес, добавил льняное масло и растворитель.

      Когда цвет начал соответствовать задуманному, а именно холодный фиолетово- коричневый с примесями сиены и ультрамарина, художник прищурил глаза и отошёл на три шага от портрета.
     - Не делай это, - прошипела тень.
     - Что не делать ? - переспросил художник.

     - Не трогай мое место в картине, оно не должно быть ничем заполнено, - тень произнесла фразу угрожающе и настойчиво.
     « Почему она так сказала, значит она боится, возможно это последнее, что связывает тень с холстом» - подумал Сумароков.
     - Что может случится от того, что я закрашу это место, ты ведь
все равно уже существуешь.

     - Да, я начал жить самостоятельно, но мое воплощение ещё не закончено и связь с холстом не потеряна, должно пройти девять дней, я стану полностью материальным, тогда мне будет все равно, поэтому не трогай картину, - заявила тень, поднялась во весь рост и придвинулась к художнику.

       В лицо Сумарокова дохнуло холодом и снова жуткий страх , как гигантский червь скрутился у него в животе.

      Тень в  уродливом образе Чернова пыталась заглянуть в глаза художника.
       Спорить с этим чудовищем в такой ситуации не имело смысла,
Сумароков отошёл в сторону, лихорадочно соображая: - что ему делать.

       В это время в кармане зазвонил сотовый телефон, художник посмотрел на номер и вышел на балкон, чтобы ответить.

      Дверь за собой Аркадий Львович прикрыл.
      - Да, Виктор Ильич, ситуация для меня до сих пор непонятная,
тень от вашей фигуры ожила и собирается превратиться в человека.

     - Вот и я думаю, что это невозможно, она говорит, что в течении девяти дней не может терять связь с холстом, очевидно с картиной у неё энергетическая связь.  Я попытался закрасить пятно исчезнувшей краски, но призрак воплощенной тени мне запретил, нужно найти способ ее уничтожить.

      - Хорошо, буду держать вас в курсе, - Сумароков отключил телефон и вернулся в мастерскую.
      - Я все слышал, - зло прошипела тень, значит папашка ты решил меня убить, нехорошо ты поступаешь со своим чадом.

      Тень приблизилась к художнику и протянула к нему руки, которые вытянулись, как два шарфа и обвили шею Аркадия Львовича.
       Сумароков пытался сопротивляться и отодрать от себя руки тени.
Но захват оказался сильнее, кольцо рук сжимало шею с силой удава.

       В глазах художника потемнело, он перестал дышать, потерял сознание, медленно осел на пол и умер.
       Тень выдвинулась на балкон и скользнула вниз.

        Виктор Ильич после разговора с художником не находил себе места, перебирая в деталях телефонный разговор и вспоминая состояние портрета.
        Жена поинтересовалась, куда Чернов отвёз портрет, но Виктор
не вдаваясь в подробности ответил, что отвёз к художнику.

        После разговора с Сумароковым прошло два часа, Чернов находился в своём кабинете когда перед ним возникло полупрозрачное существо, фигурой напоминавшее самого Виктора.

       «  Вот она, тень» - подумал Чернов, испытывая чувство страха, подобно художнику, - « Этого не может быть !»
      - Что Виктор, боишься меня ? Правильно, бойся, во мне часть тебя, поэтому я знаю, о чем ты думаешь.

      Тень вплотную приблизилась к Чернову, протянула руку и положила на голову хозяину квартиры.
       В голове Чернова помутилось,  видения фрагментов жизни промелькнули, словно кадры ускоренного фильма, Виктор Ильич почувствовал слабость, возникло ощущение усталости, как будто силы покидают его во время скоротечной болезни.

       Ноги Чернова стали ватные, головокружение заставило схватится за спинку стула.
      - Что тебе от меня нужно ? - тихо проговорил Чернов.
      - Ты поможешь мне полностью материализоваться, я хочу стать человеком и мне не хватает твоей энергии.

      « Хорошо, что дети в школе и жена на работе» - подумал Чернов,
как мне избавится от этого чудовища ? Я должен связаться с Сумароковым, мы вместе решим, как выходить из этой ситуации.

        Виктор Ильич постоял, посмотрел на тень, затем слегка сутулясь вышел из кабинета.
       На кухне он набрал номер мастерской художника, ответа не было,
сотовый тоже не отвечал.

       Тревожное чувство опасности возникло в голове Чернова, он подозрительно выглянул из двери в зал и снова набрал номер телефона  художника.
       В ответ длинные гудки.
Чернов, стараясь не шуметь, тихо, крадучись вышел из квартиры, направившись к стоянке машин.

       Хитрая тень выскользнула следом и незаметно улеглась на заднем сидении «Мазды»
       Поднявшись в лифте на этаж мастерской Сумарокова, Виктор Ильич долго звонил, затем тронул ручку двери - она оказалась незапертая.
       Войдя внутрь Чернов увидел скрюченную фигуру художника.

Сумароков лежал на боку, в ужасе открытые глаза смотрели впереди себя, пальцы рук согнуты, как будто художник пытался кого-то схватить. Тело художника  успело остыть,  было холодное и имело серый оттенок.
      « Надо звонить в полицию» - подумал Виктор Ильич, затем посмотрел на свой портрет,  на палитру, на которой находился свежий красочный замес.

       Чернов подошёл, взял самую большую кисть и широкими мазками начал закрашивать место тени на портрете, а затем и весь портрет.
       - Что ты делаешь ? - услышал Виктор, за своей спиной шипящий голос тени, - ты хочешь убить меня, как это хотел сделать художник ?!

       Чернов молчал, упорно и интенсивно продолжая наносить краску на холст.
        Тень схватила Виктора, пытаясь оттащить от мольберта, но Чернов не останавливаясь  продолжал закрашивать холст.
      - Ты сам виноват, - крикнула тень, схватив глиняный горшок, стоявший в натюрморте, ударила  по голове Чернова.

      Удар оказался такой сильный, что раскроил череп, а сам пострадавший упал, как подкошенный,  лицом на палитру.
       Кровь Виктора смешалась с фиолетово- синей краской, приобретя багровый оттенок.

      Чернов потерял сознание и затих.
 Тень, стоявшая рядом, начала вяло оседать на пол, она попыталась протянуть руку к Чернову, но в ужасе увидела, как рука растворяется в воздухе, а затем и все полупрозрачное тело начало испаряться и исчезать.

        Через минуту от тени не осталось и следа, на мольберте стоял закрашенный портрет, а Виктор Ильич раненый, но ещё живой лежал и стонал.

        Чернов лёжа на полу,  левой рукой достал телефон, набрав номер 112,  вызвав полицию и одновременно скорую.
        Когда приехали полицейские они увидели мертвое тело художника с признаками асфиксии, следами кровоподтеков на шее жертвы.

      - Вы зачем задушили гражданина Сумарокова ? - спросил следователь  Чернова. К этому времени приехавшая бригада скорой помощи привела пострадавшего в чувство, врачи перебинтовали голову и сделали укол.

      - Это не я, убийство совершила нарисованная художником тень, она и меня хотела убить, вы сами видите, я весь в крови.
      Полицейские переглянулись,  один из них криво усмехнулся, глядя на своего напарника, покрутив пальцем у виска.
      Второй полицейский покачал головой и подозрительно посмотрел на Чернова.



Валерий Олейник
Июнь 2019



      


Рецензии
Теперь я знаю, откуда берутся государственные мужи в России, спасибо.

Владислав Королев   26.06.2019 19:55     Заявить о нарушении
И Вам спасибо, уважаемый Владислав !

Валерий Олейник   29.06.2019 07:32   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.