Плоскодонка

Опять я про свои кубанские похождения. Детские воспоминания.
Итак.
На Кубани и речках, впадающих в неё есть плавни. Это мелководье, поросшее камышом, который растёт из илистого дна. И на лодке с килем, как в парках отдыха, там делать нечего. Поэтому у рыбаков и местных жителей в ходу плоскодонки. Это такие лодочки в две доски борт. Очень валкие, совсем не предназначенные для путешествий по волнам. Зато на них замечательно можно передвигаться по мелководью и даже по плавням. Плоское дно не цепляется.
Но это теория. А вот вам практика.
Утро в станице Украинской. Петухи уже откукарекали. Солнце довольно высоко. Пыль на месте.
Мы с бабулей уже позавтракали яишней с салом и запили её утренним парным молоком. Коровку Марту давно забрал пастух в стадо на выпас.
Я сижу под алычой на лавке и читаю книжку.
И вдруг слышу из-за плетня:
- Сашка, аля в плавни на сома!
Какой к чёрту сом в такое время? Тут книжка интересная.
Но мой двоюродный брат Сашко не унимался.
- Сашка, ты идэ?
Пришлось встать с лавки и подойти к плетню:
- Чё надо?
Сашко, босиком и в коротких школьных штанах из котороых он вырос пару лет назад, активно махал руками:
- Сашка, давай возьмём плоскодонку и сома споймаим!
- Какой сом. Сашко, ты чё?
- Слухай, Сашка, тут дядько вечор гутарил шо сом повадился утей красть на Челбасе! - Сашко аж подпрыгивал от возбуждения. - Давай его споймаим?
Челбас - это речка к которой выходит баз моей бабули.
И там стоит плоскодонка дядько Толика. Она цепью с замком к иве приторочена.
- Сашко, отстань. Я книжку читаю!
- Сашка, шо ты така дурнынька? Вот споймаим сома и будет нам повага*! Разумеешь?
Я вздохнула, зная, что если что в башку Сашко вбилось, то выбить оттуда это может только его отец. Физически. Но он на работе. Тракторист.
Пришлось согласиться.
Аккуратно положила книжку на лавку. и открыла Сашко калитку. А калитка непростая. Она с перелазом. Чтобы живность с участка не сбегала.
Сашко так обрадовался, что взлетел на пару ступенек перелаза, запнулся и полетел вниз. Я еле успела чуток подкорректировать его полёт, чтобы он лицом не ударился.
Сашко удачно преземлился боком, тут же вскочил, отряхнулся и начал развязывать узелок на тряпице. А в тряпице той я увидела толстенную леску и ужасающей величины крюк на ней.
- Так, Сашка, тащи дядкин ключ от плоскодонки, а я шкрека (лягушку на местном наречии) споймаю.
- А дядько не велит лодку трогать!
- А мы тишенько. Никому нэ кажем.
Пришлось идти за ключом. Хотя какой там ключ? Дядькин замок-контрольку можно гвоздиком открыть.
Ладно, иду с ключом к лодке. Сашко там. Лягушку уже "споймал". И на крюк насадил. Хорошо я адаптирована к станичным нравам и потому не стошнило.
Ладно, снимаю замок. Сашко берёт весло. Да, именно одно весло. И как веницианский гондольер, стоя в корме, отчаливает.
Я сижу в носу и любуюсь пейзажем станицы "с моря".
Чуток времени и мы у плавней. Сашко кладёт весло на дно и достаёт шест, лежавший там же. Теперь он будет отталкиваться шестом от дна. Потому, что грести в плавнях невозможно.
- Сашко, так сом в бочаге живёт. Зачем мы в плавни лезем?
- Так усе думають шо вин в бочаге, а мы його в плавнях споймаим!
Я вздохнула горестно. И тут Сашко особенно сильно оттолкнулся шестом от дна, шест увяз в иле, Сашко повис на шесте. Плоскодонка и я продолжили движение в камыши. Правда недалеко.
Я была девочка начитанная и сразу вспомнила Джером Джерома и его "Трое в лодке..."... И начала дико хохотать, особенно когда Сашко сполз с шеста в ил.
Потом тихонько взяла весло и начала подбираться к незадачливому гондольеру.
И всё бы было хорошо, если бы Сашко не навалился на борт плоскодонки пытаясь в неё забраться. Я в этот момент сесть не успела и поэтому, когда лодка под весом брата наклонилась, по параболе спикировала в камышовый ил.
Теперь мы оба мокрые стояли по пояс в воде. Забраться в лодку с одной стороны было невозможно. Она просто черпала воду под нашим весом.
Пришлось синхронно залезать с двух разных бортов.
Мокрые и все в иле. Замечательно порыбалили!
Но Сашко не сдавался. Он взял в руки лежащий на дне специальную снасть для вспугивания сомов. Это палка с жестяным конусом на конце. Его надо в воду пихать быстро. Тогда раздаются ухающие звуки и по теории сом всплывает.
Минут десять Сашко "ухал", а затем забросил в воду лягушку на крючке.
Как и следовало ожидать, никакого сома не появилось, но крюк запутался в камышах и Сашко пришлось лезть в воду чтобы достать его.
Помаявшись ещё часок мы всё-таки вернулись к месту стоянки плоскодонки. Вернули всё на место.
Но вечером Сашко по-полной получил от отца за морские прогулки, а меня бабуля поучила полотенцем по попе. И заставила стирать сарафан, испачканный в тине.
Вот такая история ни о чём...

* повага - почёт


Рецензии
Прочитала с удовольствием. Можно назвать рассказ - НЕУДАЧА. Но плоскодонка тоже название почти эротическое. Так девочек с низким бюстом называли... А сома на рыбалке видела. кАК ОН по сырой траве перебирался. А сама однажды такой крюк от закидушки поймала на озере во время купания. Просто якорь. На сома стояла закидушка. А попалась я. Потом с трудом вынул муж, но спилил и сам крюк и петельку для лески. Ох и орала я. А потом как бы прошил меня остатками от крючка. И потом жалел. Отвлекал полночи от боли. Почему мужья считают это лекарством?
Смеюсь.
Будьте здоровы.
Хорошо написано. Очень. Правдивая история.

Валентина Телухова   31.01.2021 09:44     Заявить о нарушении
Спасибо большое за отзыв! Мне очень важно именно Ваше мнение! Держитесь, я тоже ду Ваших даже не рассказов, а просто заметочек.

Саша Лиса   01.02.2021 18:57   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.