Ода пароходу

       Глубокоуважаемые читатели, простите автора за то, что он затащил вас на свою страницу поэтическим заголовком. Речь пойдет не о поэзии и философии, а о технике, к которой большинство из вас относятся если не с пренебрежением, то с равнодушием. Но, поверьте мне, и в этой области можно найти интересную философию и даже лирику.
       Начнём со скучного. Многие тысячелетия человеческая цивилизация с большей или меньшей скоростью, но неуклонно продвигалась в потоке времени к нынешнему состоянию. На её пути были разные испытания – природные и социальные. Ледниковые похолодания и последующие потепления, взрывы вулканов, нашествия метеоритов приостанавливали или убыстряли скорость развития цивилизации, но не прекращали движение живучей материи. Первобытные люди освоили огонь, приручили диких зверей, овладели колесом, а их потомки, в постоянных войнах с природой и между собой, придумали религию, бумагу, порох, письменность и многое другое.
       Всё, что творилось на земном шаре, происходило с использованием естественных форм энергии – мышц людей и животных, ветра в парусах судов и лопастях ветряных мельниц, гидравлической энергии потоков воды в тех же мельницах, разных станках и приспособлениях. Беда была  в том, что все устройства работали только там, где есть потоки воды и ветра, и то не всегда. Например, на реках с узкими, извилистыми фарватерами использование больших парусных судов было затруднено.
      А развитие цивилизации требовало увеличения грузопотоков. Рост городов ограничивался возможностями снабжения  их продуктами питания и другими товарами. Для доставки грузов зимой использовались санные караваны с лошадиным тяглом,  летом грузы возили на телегах. Кое-где лошади заменялись ослами, мулами и верблюдами. Значительную часть грузов в летний период перевозили естественными водными дорогами на сплавных судах разного типа. Проще было, если груз переправлялся по течению реки, и суда передвигались самосплавом. Но чаще всего реки текли не в том направлении, куда было надо. В России главные артерии – Волга и Дон текли с севера на юг, а продовольственные области были на юге, и не случайно в начале 19 века только на Волге насчитывалось более 600 тысяч бурлаков-лямочников, которые тащили баржи с грузом против течения.
       Применение мускульного передвижения, кроме низкого коэффициента полезного действия, имело и другие недостатки – люди могли забастовать, а животные - заболеть какой-нибудь заразой, и тогда весь транспортный процесс нарушался. Но с этим приходилось мириться, потому что других способов грузоперевозок не было. Люди с этим свыклись, и им казалось, что такое положение вещей будет продолжаться вечно.
      И вдруг свершилось неожиданное происшествие, которое в корне изменило всю цивилизацию. Этим происшествием стало изобретение  паровой машины. К новому железному существу мир вначале приглядывался, приспосабливая по старинке новое чудо техники на земных объектах – для откачки воды из шахт или для привода ткацких станков. А потом людям пришла мысль, что такую штуку неплохо было бы использовать для всяких транспортных устройств: «запрячь» её, например, в дилижанс или установить на корабль, чтобы она вращала многовесельные колёса. Чудо этого изобретения заключалось в том, что оно не было привязано к месту, как водяной двигатель речной мельницы. Паровой двигатель перемещал и сам перемещался вместе с транспортным средством; для его работы следовало прихватить только топливо – дрова, уголь, нефть или что-то ещё.
       Как только эта мысль внедрилась в головы людей, произошел взрывной скачок в развитии техники во всём мире, исключая, может быть, папуасов Новой Гвинеи и аборигенов Арктики. Мир мгновенно заполнился паровыми транспортными средствами -  пароходами и паровозами. За  какие-то полвека (что 50 лет по сравнению с многими тысячелетиями человеческого бытия!) мир изменился до неузнаваемости. Паровые суда мгновенно вытеснили бурлацкие артели, хотя те пытались возражать - в начале пароходостроения между пароходными компаниями и бурлацкими коллективами шли серьёзные войны. Шутка ли, один пароход заменял пятьдесят или сто бурлаков, По Волге прокатился вал безработицы. Потом, правда, часть людей привлекли на заготовку дров для пароходов, другая часть вошла в пароходные команды, а откровенные противники пароходов стали ушкуйниками – речными пиратами, грабившими пароходных пассажиров.
       Влияние парового двигателя на развитие человечества было огромным.
       Во-первых, на паровых машинах нарабатывался начальный опыт людей в практическом использовании тепловых двигателей – преобразователей энергии особого рода, в которых дешёвая тепловая энергия горючего превращается в дорогую механическую энергию.
      Во-вторых, строительство пароходов привело к бурному развитию горно-добывающей промышленности, металлургии, машиностроения, электротехники, не говоря уже о теплотехнике.
       Появился класс технической интеллигенции – инженеров и техников. Повысилась общая культура взаимодействия людей с механическими устройствами. Грузоперевозки стали более интенсивными, а проникновение пароходов, как средств доставки грузов, в отдаленные районы привело к развитию инфраструктуры страны: строились пассажирские пристани и грузовые причалы, обустраивались подъездные дороги и прибрежные города. Пароходы и паровозы преобразили мир. Если раньше, чтобы добраться из Москвы до Иркутска, требовались месяцы, то с постройкой Транссибирской магистрали на это уходила пара недель.
      Внедрение паровой техники повлияло даже на культуру человеческого сообщества. По Волге, Дунаю и другим рекам стали ходить огромные пассажирские суда с роскошными каютами, ресторанами и музыкальными салонами. На одном из таких судов знаменитый Скрябин проводил свои фортепианные концерты перед восхищенной волжской публикой. На другом пароходе не менее знаменитый Шаляпин отрабатывал свой голос. Композиторы сочиняли опусы, посвященный паровозу и пароходу. Были пароходы-театры, пароходы с православными храмами, организовывались пригородные пассажирские перевозки.
      Для России с её огромными пространствами и сетью естественных речных дорог появление пароходов стало очень кстати, и она стала развиваться так быстро,  как никакая другая европейская страна. Пароходы для неё стали важными двигателями прогресса, и в начале ХХ века у России был самый крупный в Европе речной флот.
      Драматизм паровой истории заключается в том, что, раскрутив маховик цивилизации, паровые двигатели сами себя очень быстро похоронили. Пароходный век оказался слишком коротким. В России первое паровое судно было построено двести лет тому назад, а уже через 150 лет пароходов практически не осталось. Полтора века по историческим меркам цивилизации – лишь мгновение.
      Но пароходная эра не прошла бесследно. Новые технические решения при строительстве паровых машин и котлов нашли применение в более поздних тепловых устройствах и трансформаторах энергии. Например, принципиальная схема преобразования тепловой энергии в самых современных атомных установках такая же, как и в самых старых паровых установках судов. Многие элементы паровых машин (механизм передачи движения от поршня к коленчатому валу, регуляторы оборотов, системы парораспределения) были успешно применены при конструировании двигателей внутреннего сгорания.
       Подтолкнув развитие цивилизации, паровые двигатели, как и положено великим труженикам, незаметно ушли в тень, освободив дорогу своим детям – двигателям внутреннего сгорания и газовым турбинам. И сейчас о них вспоминают немногие - память человеческая коротка и обидно забывчива. Тружеников не помнят.
      Похоже, что сейчас мы переживаем такой же момент развития цивилизации, как и при изобретении паровой машины. Кто предполагал ещё тридцать-сорок лет назад, что разработка обычного арифмометра взамен бухгалтерских счетов с костяшками и логарифмических линеек приведет сначала к созданию ЭВМ, потом к электронным  системам связи, а в конечном итоге выльется в совершенно новое НЕЧТО - персональные компьютеры, мобильные телефоны, интернетное пространство, видеосистемы и прочее. Маховик цивилизации раскручивается с невероятным ускорением.
      И здесь хотелось бы обратить внимание на следующее. Механики знают, что тепловые двигатели иногда, при неисправной системе авторегулирования, идут «вразнос», когда нарушается баланс между активной энергией и энергией потребления, в результате чего двигатель неуправляемо разгоняется до тех пор, пока выдерживают детали, а потом он разлетается на куски...
      Не  получилось бы такое с нашей цивилизацией. Сумеет ли человеческий разум земного сообщества уравновесить слишком разогнавшийся маховик прогресса?


                На снимке - Пассажирский пароход начала ХХ века
                "Великая княжна Ольга Николаевна"


Рецензии
Конечно, это не ода, а серьёзная философия.
Борис, а может краткое сообщение об этом отправите в Зеркало?

Евгений Ширяев   26.10.2020 07:04     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.