Князь-оборотень

Возвращались домой на машине в Россию через Беларусь после недельного отдыха в Дубровнике. Мы с Ленкой на заднем сидении уткнулись в айфоны, погрузившись во Всемирную паутину, а наши спутники прокладывали путь в родные пенаты. Неожиданно Ленкин локоть заехал мне в бок.

- Ай! Чего толкаешься?!

- Смотри! - подруга сунула мне под нос экран.

Я прочитала вслух:

«Любителей мистики и развлечений приглашаем на праздник - «Купальская мистерия»! Ждём всех 6 июля с 20.00 на площадке у Дома культуры в г.п. Ветрино.
Лесные русалки предложат каждому желающему выбрать ленточку судьбы и, загадав желание, повязать её на купальское «Древо чистой души».
Водяной проведёт обряд «омовения водой». Баба Яга проверит ваши знания и выберет претендента на титул «Лесной знахарь».
Вас ждут: купальское игрище с традиционном костром, поиск папараць-кветки, песни и хоровод. Дегустация крупников и многое другое.
Дресс-код - самый интереснный и яркий костюм, стилизованный под старину для участия в конкурсе Купальский приговор».

- Давайте заглянем туда, сегодня ведь шестое, - предложила Ленка.

Я не возражала, тем более, что у меня имелся подходящий наряд для подобного мероприятия. Парням  захотелось попробовать национальный белорусский напиток, поэтому согласились сделать небольшой крюк. Ехать  всего ничего. По быстрому переоделись с Ленкой в кустиках, а через двадцать минут оказались в нужном месте в нужное время. Народу собралось прилично. Много ряженных. На мою фигуру, облачённую в белую рубашку с короткими рукавами-фонариками, украшенных славянским орнаментом и красный льняной сарафан с вышивкой мужчины бросали заинтересованные взгляды, а женщины - завистливые.  Накануне вымыла голову, а волосы в первый день после мытья наиболее пушистые. Теперь они свободно спускались пышными золотыми локонами по плечам и спине.

Подружка надела бледно-голубое атласное платье в пол. Не сказала бы, что ей вообще идёт голубой цвет, а этот слишком блеклый оттенок и вовсе делал  похожей на утопленницу. Если организаторы мистерии решат, что так и задумано, то первый приз Ленке обеспечен. Пыталась я подруге втолковать, но она упёрлась, и всё тут! Вбила себе в голову, что голубое платье идеально подходит девушкам, которые являются обладательницами голубого цвета глаз. Только глаза у Ленки разного цвета. Если в правом, после самовнушения  и большого желания, можно отыскать голубизну, то левый - карий, без вариантов.  Гетерохромию (разноглазие) называют "привлекательным недостатком с прикрученным фитильком" (потому что на самом деле это скорее не недостаток, а особенность). Суеверные люди убеждены, что разноцветные глаза -  признак темных сил, их обладатель может сглазить. Глупые предрассудки. Ленка вполне нормальная девушка. И вообще  считаю, что люди с разными глазами приносят удачу.   

Что приятно  удивило, так это то, что народ не скапливался в одном месте. Терпеть не могу толпу! К счастью, аниматоры разделили любителей древних обрядов по интересам. Мужчин привлёк процесс варки крупника. Что такое? Не вдаваясь в подробности: травы, мёд и водка. Подругу заинтересовал процесс плетения венков.  От такого удовольствия я отказалась. В детстве следы на руках  от одуванчиков долго не смывались. Летом воспитатели организовывали ежедневные экскурсии в ближайший фруктовый сад. Там - живой жёлтый ковёр из одуванчиков. Мы плели  венки, а травинкой связывали концы. Сколько я  венков наплела - на всю оставшуюся жизнь хватит. Поэтому, поручив подруге сплести венок и на меня,  пошла в разведку дальше.

В конкурсе «Лесной знахарь» изначально  не собиралась принимать участие, так как в травах лечебных ничего не смыслю. Желающие поглазеть, вроде меня, нашлись, а вот поучаствовать никто в очередь не становился. Баба Яга, одетая как полагается: в рубашку, юбку, фартук, косынку, а для пущей убедительности ещё и в лапти, обвела публику недобрым взглядом. Аж, сердце в пятки ушло, когда цепанул по мне.
Наведённый, словно лазер, кривой палец с длинным пожелтевшим  ногтем выцелил двух жертв — весьма упитанной комплекции и далеко не первой молодости. Но кто сказал, что праздник Ивана Купалы только для молодых?
Радуясь, что пронесло мимо - расслабилась. Рано обрадовалась. Баба Яга  неожиданно схватила меня за руку и потащила к остальным жертвам.  Я заартачилась и попыталась вырваться, однако хватка у ведьмы оказалась железной. Впору менять прозвище с Костяной ноги, на Железную лапу, или — Стальной капкан. Так  подневольно стала третьей участницей. По цвету волос, наверное,  выбирали. Блондинки. Правда, натуральной была только я.

- Задам три вопроса, - скрипучим голосом начала бабка-ёжка. - На кого волшебный боб укажет ( «боб» - игрушка из киндер-сюрприза, представлял собой пластиковый цилиндр синего цвета, утяжелённый с одной стороны), тот и отвечает.

- Его можно есть, но чаще прикладывают к ране для заживления. Как называется? - спросила Яга, шмыгая длинным носом.
Простыла что ли?
Она крутанула импровизированный боб, и этот гад указал на меня, нахально задрав рыльце.

- Подорожник, -  машинально ответила, удивляясь простоте вопроса.

- Угадала! - Ведущая из недр фартука достала листик подорожника с пенька и показала его зрителям. Её жест послужил сигналом для бурных и продолжительных аплодисментов. Коих мы не дождались. Всего лишь несколько жидких хлопков от людей чиновничьей внешности. Местная администрация?

- Его трудно не заметить. Листья вырастают до двух метров… Используют в народной медицине с древних времён.

Сложив дважды два, пришла к выводу, что кроме одного известного мне растения, ничего другое не подходит под описание. Видимо, не одна такой умной оказалась. Когда боб опять указал на меня, блондинки в летах стали бросать косые взгляды в мой адрес, словно  боб к себе специально примагничиваю.

- Не виноватая я, он сам ко мне пришёл — демонстрируя на лице  мировую скорбь, жалобно произнесла.

Среди зрителей раздались смешки. Ладно, повеселили народ и хватит. Надоел этот балаган с детскими вопросами.

- Баобаб, - невинно хлопая ресницами, ответила.

- Чего?! - рот Бабы Яги открылся от удивления, продемонстрировав несколько кривых клыков.

Ух ты! Даже челюсть фальшивую надела, вживаясь в роль.

- Баобаб — лиственное дерево с ветками похожими на корни. Эликсир здоровья практически от всех болезней. Начинает зацветать, когда ещё нет листьев. На скрюченных ветках появляются бутоны. К вечеру они распускаются в огромные белые цветы, которые цветут только одну ночь. Как папоротник, - пояснила я. Не стала говорить, что пахнут эти красавцы крайне омерзительно.

Мой стёб - ей расплата за насильное принуждение к участию в конкурсе. Она явно не ожидала подобного ответа. Зато юмор оценила публика. Смешки перешли в откровенный хохот.

Тут я заметила, как Яга уставилась на кого-то за моей спиной, словно ожидает дальнейших указаний. Обернувшись, увидела незнакомца в чёрном плаще и надвинутым на глаза капюшоне. Он едва заметно кивнул. Баба Яга недовольно повела носом, насупила косматые брови, однако ослушаться не посмела.

Их явный сговор показался подозрительным.

- Пошутила над старенькой бабушкой. Ведь о лопухе думала, а молвила о другом. Ответ засчитан. Теперь последний вопрос, который определит победителя конкурса. И не вздумай более шутки шутить!

Мои соперницы решительно вышли вперёд, желая взять реванш. Пусть берут! Я же встала так, чтобы держать в поле зрения  зрителей. Точнее, одного. Устремив пристальный взгляд на незнакомца, мысленно потребовала:
 
 «Молись, мой Шут, снимай свой балахон
  И жги колпак за скорби в жертву Богу.»

Увы, внимание красивой девушки не польстило его мужскому самолюбию. Таинственный незнакомец стал уходить. Впору бежать за ним и требовать объяснений. И что  ему предъявлю?
Поэтому, когда вслед за ним покинула участников конкурса, то направилась в противоположную сторону от мужчины в чёрном.
Как раз подошла очередь гадать на венках (если утонет — замуж не выйдешь, если поплывёт — суженый придёт). Мой венок куда-то уплыл, а Ленкин, к её великому огорчению, затонул, хотя оба венка сплела она сама.

- Может это твой венок сейчас плывёт, ты просто их перепутала, - постаралась утешить её.

- Нет. Когда уже заканчивала для тебя плести, ленточку синюю ветер принёс. Наверное, с дерева желаний сорвал. Вот и завязала её, чтобы венок не распался. Да  ты сама венок на воду спускала.

- Лан! Ерунда это всё. Наши ребята сейчас напиваются. Забирай любого, коли замуж не терпится.

- Я суженного хочу, а не того, кто рядом, - возразила подруга.

Желая отвлечь Ленку,  затащила  в хоровод вокруг костра. В лицо так и пахнуло жаром. Невозможно глаз оторвать от танца огня. Мы все — язычки  пламени, как единое целое. Дух захватывает от чего-то глубинного, не подвластного сознанию.

Песни, пляски, хороводы следовали друг за другом. Смельчаки прыгали через костёр, а некоторые даже ходили по тлеющим углям. Голова закружилась, а тут бросили клич - искать цветок папоротника.  Окончательно пришла в себя уже в лесу. 
- Смотрите, луна взошла. Увидеть такую луну в день летнего солнцестояния - огромное везение! - воскликнул кто-то из организаторов.
Я так и не поняла, луна какая-то особенная, или само явление.  Искать то, чего не существует… Хотя пройтись освежиться после плясок не помешает.

Вначале все шли гурьбой, потом разбрелись в разные стороны. Подруга отстала, кокетничая с нашим проводником. Не стала ей мешать. Ноги сами несли вперёд по едва заметной тропке, словно  сзади неведомая сила подталкивала. Лунный свет освещал дорогу. Спохватившись, что могу заблудиться в незнакомом месте, заставила себя остановиться.
И тут мимо меня с визгом, будто за ним волк гнался, пробежал поросёнок! Да не наш. Вьетнамскую свинью не спутаешь ни с одной другой породой: приплюснутая мордочка с маленькими стоячими ушками, приземистые коротенькие конечности и провисающий до земли живот. 
Потеряется ведь в лесу, дурачок. Надо его поймать.
Далеко не убежал. Стоит, глазом на меня косит. Я к нему, а он, дождавшись, когда подойду, быстро удрал.  Бегает «узкоглазый» шельмец по лесу и не подпускает к себе. Из-за него так далеко забралась, что звуки не доносилось, лишь уханье филина в чаще леса. И поросёнок убежал.
Хорошо, хоть тропку отыскала. Только перепутала, закружившись по лесу, пошла вперёд, а не повернула назад.
Как цветёт "папараць-кветка" даже не представляла. Заметила, что из куста папоротника высунулся тонкий стебель. Ветерок его колышет. Из-за этого движения не сразу разглядела почку на конце стебля. Зато, когда она лопнула с звонким щелчком,  чуть не подпрыгнула. Замерла от восхищения при виде прекрасного мерцающего цветка.
"Сорви меня!" - прошелестело в тишине. Едва наклонилась, как чья-то четырёхпалая волосатая рука с издевательским хохотом протянулась к нему. И такая злость взяла, что  не раздумывая,  схватила палку, лежащую на дороге и ударила наглеца со словами:
- На чужой каравай рот не разевай!
Вор взвыл дурным голосом и исчез.  Тут только заметила, что сжимаю не палку, а змею. Видимо та, поражённая тем, как её использовали, впала в ступор. Содрогаясь от ужаса и отвращения отбросила змею. Несчастная рептилия поспешила  уползти от чумовой бабы.
Словно под гипнозом сорвала  "папараць-кветку".  Кажется, я заблудилась. Поняла это окончательно через несколько часов хождения. Попыталась дозвониться до своих, благо айфон - мой верный товарищ во внутреннем кармане сарафана лежал. Безуспешно. Меня пронял нервный смешок.
- Телефон не ловится, не растёт кокос, - запела, вспугивая тишину. И как-то сразу полегчало. Оцепенение прошло.  Положила цветок в карман. Пусть полежит пока. Уже светало, когда увидела серебристую полосу воды, мелькнувшую за деревьями. Направилась прямиком туда.
Утренний туман, тёмная зеркальная гладь и плотно обступающий лес придавали озеру некую  таинственность. Илистый берег, поросший камышом. И кувшинки золотой каймой опоясали остров на озере. Подойдя к самой кромке воды, разглядела подводную дорогу, выложенную из камней. Она вела прямо к острову. Приходилось слышать, что в Литве известны каменные тропинки - кулгринды, только проходят они через болота. А тут... Сняла обувь и осторожно вступила на тропу. Босые ноги  скользили  по мокрым валунам. И всё же благополучно добралась до твёрдой земли. Когда выбралась, не удержалась и зачерпнула озерной  воды, чтобы смочить пересохший рот.
Послышались женские голоса и пение. Я пошла на  звуки и увидела девочку лет десяти. Она пила воду прямо из озера, черпая её ладошками. Хотела спросить у неё, но девчушка протянула мне горсть красных ягод. Я не смотрела на них. Не могла взгляда отвести от её лазоревых глаз. Таких ярко-небесных никогда не приходилось видеть. В висках возникла резкая боль. И тут  как обожгло! Жар шёл с кармана, где лежал цветок. Достала его. Лицо девочки сильно исказилось. Девочки?!  Да это старая горбунья, что-то злобно бормочет себе под нос. Я моргнула - никого! Видно показалось. Что за наваждение? Боль тут же прошла. Сознание прояснилось. Глянула, а на траве  лежат волчьи ягоды. Надо уходить отсюда. Поздно. Появилась стайка девушек. Нереально красивые. Стан их тонкий и гибкий, лица  бледные, не загорелые совсем. Красавицы закружили  в хороводе, увлекая меня  за собой к воде. На цветок папоротника, который  не успела спрятать, старались не смотреть. Случайно коснулась им одной из девушек, а та отскочила в сторону и зашипела. Цветок полыхнул ярким пламенем, освещая их прекрасные и неживые лица.  Стал заметен след от креста между грудей. Утопленницы-русалки!
- Пошли прочь! - отгоняя их, взмахнула цветком, как факелом. Разомкнув круг,  вырвалась и побежала вглубь острова. Аллилуйя! Можно перевести дух. Спаслась. Это ведь нечисть и нечисть опасная. Защекочут и утопят.
Через несколько шагов наткнулась на  неказистое и заброшенное строение. Однако внутри сводчатый потолок выложен красным кирпичом. Зашла и замерла на месте. За столом, лицом ко мне, сидит мужчина в очень знакомом чёрном плаще. Только капюшон на этот раз откинут, что позволяло расмотреть  красивое и мужественное лицо. Правильные черты лица, светлые глаза под соболиными бровями.  Тёмные кудри падали на широкие плечи. Хорош собой.
- Ну, здравствуй, суженная! - пылко сказал он, вставая.  Статный, высокий.
- Я не ваша суженная. Вы заблуждаетесь.
- Это я выловил твой венок, значит отныне ты моя невеста.
Действительно, на столе лежал злополучный венок с памятной синей ленточкой.
- Да не бойся, красавица! Что я упырь какой, чтобы деву силком брать. Как полюбишь меня - свадьбу сыграем. Только лучшего жениха тебе во всём свете не сыскать. Богат и знатен я. Все знают и чтут князя Друцкого - Рогволда.
- Ты - колдун! Колдовством заманил на этот проклятый остров, где меня чуть не погубили.
- Всего лишь указал  путь на Велижье, вспугнув порося. Показал цветок, ставший для тебя оберегом.   Охранял в лесу, следуя за тобой серой тенью. Ведь я князь и волкодлак - человек-оборотень, волхв и воин, обладающий способностью обращаться в волка. Единственный из сыновей князя Полоцкого - Всеслава, кто унаследовал его дар. Да и ты не простая девица. Как увидел тебя там, понял, что скрыта в тебе богиня Макошь.
Не захотела дальше слушать этот бред. С меня довольно. Хочу домой.
- Забирай!- бросила ему цветок и выбежала на свободу.
По камушкам перелетела, словно птица, оставляя позади за собой остров.  Буквально сразу за деревьями наткнулась на друзей. Ленка, ребята сразу обступили.
- Где ты бродила?! Час тебя уже ищем. Пошли, сейчас поздравлять будут тётку, что аленький цветочек, то есть, цветок папоротника нашла.
Я огляделась по сторонам - ночь, полная луна в небе. Неужели мне привидился потусторонний, опасный и вместе с тем манящий мир?! Ничего хмельного не пила. Только воды из озера зачерпнула.
Без интереса наблюдала, как отыскавшая горшок с красным цветком - по замыслу организаторов олицетворяющий кветку, принимает поздравления. Кстати, это оказалась одна из моих соперниц по конкурсу травников. Наконец настал её звёздный час.
Не испытывая энтузиазма, приняла известие, что победила в конкурсе нарядов.
- Кого вы изображали? - спросил ведущий.
Хотела ответить, что себя, но вместо этого неожиданно произнесла:
- Я та, кто милует и награждает лишь сильных духом, не прекращающих борьбу до конца, помогает  выходить из самых безнадёжных ситуаций, когда человек идёт из последних сил, но не изменяет себе и мечте.  Я - Макошь.
Что на меня нашло, сама не знаю. Видимо, запали в душу слова князя-оборотня.
 
- Ну, ты даёшь! Так сказала, что даже я поверила, - призналась Ленка, когда мы уже ехали в машине.
 
По возвращению  отыскала информацию про остров Велижье посреди озера Черствятское. С островом связана легенда, будто сам Люцифер утопил в озере церковь. Ещё странность -  озерная вода обладает необычным эффектом...
"Галлюциногенным", - мрачно подумала я, пролистывая страницы текста.
Узнала, что по словам сторожилов, от берега к острову ведёт подводная дорога, выложенная из камней. Только не всякий может её отыскать.
Про цветок папоротника  же сказано: "Тот, кто его найдёт, станет понимать язык птиц, зверей и деревьев, да обретёт клад".  Нашла сведения и про Всеслава - князь, чародей и оборотень. А вот о сыне его Рогволде лишь скупые строчки: "Рогволд (Рогволод) Всеславович княжил в Друцке". Старалась забыть его. Только он не забыл.
- Здравствуй, лЮбая! - слышу знакомый бархатистый голос, от которого сердце радостно екнуло.
Оборачиваюсь. Это он!




Строчки из стихотворения Алексея Ганина "Разуму".


Рецензии
Большое спасибо, очень интересный рассказ!

Соня Ляцкая   03.08.2019 02:01     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.