Журналист. Стареть нужно красиво

Хочешь стать журналистом? (Не потому что красиво звучит, или модная профессия; а потому что эта работа нравится – тогда надо узнать о ней больше.) Одного желания мало – надо, чтобы «желания совпадали с возможностями».
***
И ещё – работа, как и очень многие явления, имеет начало. Потому готовиться к ней следует как можно раньше.
После окончания восьмого класса нас отправили на август в подшефный колхоз помогать на сельхозработах. Такое было повсеместно. Старательно отработали, и вернулись в город.
Мама попросила меня написать рассказ на тему «Как я провёл август», что и было исполнено. К нам пришла её коллега-журналист, записала на диктофон и отбыла. Позднее сообщила о дате радиопередачи.
(В основе творчества всегда лежит добро; а также положение, что совместно люди добиваются гораздо большего, чем поодиночке.)
Послушал. Пришёл в школу. И вот она – слава. (Выяснилось, что тщеславен – а чего себе врать?) Некоторые одноклассники, оказалось, тоже слышали передачу. Она их развеселила. Слышала эту передачу и завуч, бывшая директором нашего трудового лагеря. И, хотя рассказ был в эзоповом стиле, осталась очень довольна и похвалила автора. Как же – продвинул родную школу.
В общем, всё было правильно – выполнена общественно полезная работа и сделан по ней отчёт.
Другой мог бы использовать этот импульс как трамплин в будущее; но у автора не было жизненного опыта (а у кого он есть в пятнадцать лет?), никто не дал хороший совет (замордованным работой родителям было не до того; да и не факт, что автор бы ему последовал), да и нашлись другие, более важные, как тогда казалось, дела – погулять, побалдеть, и проч.
Через двадцать лет, оказавшись безработным и, будучи не в состоянии найти работу, которую знал, любил, и умел делать, автор горько пожалеет о бездарно потраченном времени и своём однобоком развитии. Можно было заниматься литературной деятельностью?
***
В советское время литературная деятельность не сулила лавров. Сейчас всё стало намного проще.
***
А то:
- любил читать, а когда любишь читать – читаешь много, попутно становясь грамотнее (железобетонно – если в наше время школьник решит стать грамотнее, ему стоит читать литературу, изданную в советское время; в том числе детскую с пометкой «для нерусских школ» - там отмечены ударения);
- можно было (для начала) работать в классной (а если бы повысили, то и в школьной) стенгазете – там же не обязательно пропесочивать двоечников и прогульщиков (могут и морду набить – а ты как хотел; тут уже другой аспект – надо уметь себя защитить, но об этом в другом месте; помни – «<журналист> - всегда боец. Даже если совсем не боец.»); н/п, писать сказки или стишки (тоже как-нибудь рассмотрим) – главное, чтобы школьному народу было интересно и он читал. А школа – это часть жизни и подготовка к будущему. Если в школьной стенгазете ты себя проявить не смог,  то, скорее всего, журналистом тебе стать будет сложно.
- можно было развить успех, попробовать сотрудничать с региональной молодёжной газетой (сначала - внештатником), работала же там моя одноклассница; а там уж – как пойдёт;
- в инженерном вузе был факультатив с несколькими общественными специальностями, в т. ч.  журналистской; хватило запалу только на одно занятие – первое; показалось неинтересным (а что  вам интересно – чтобы сразу предложили работу журналиста-международника? – Тогда вам не сюда. - - Ну, хоть бы сказали, где мне это пригодится… - Да хотя бы для написания кандидатской диссертации, голова садовая).
А, да что теперь; как сложилось – так сложилось. Важнее сделать выводы, которые могут помочь другим.
***
О языке много сказано мудрых слов, найти их и узнать нетрудно. Знание без действия – ничто.  Язык следует изучать, чтобы знать хорошо. (Пригодится при изучении другого языка, или если придёшь устраиваться в литературное издание корректором – никто же не думает, что его сразу поставят главредом?)
Его надо применять – писать сочинения, изложения; и подходить к этому серьёзно, а не как если бы их готовил для юмористической передачи. Хохмачом же до старости неохота быть? – Но ведь были и есть … - - Мы – не они; у них свой путь, у нас – свой. И пусть у тебя отбирает сочинение более сильный подлец-одноклассник и всем на потеху читает вслух – это он не от большого ума, настоящие мужчины так не поступают (был у меня один такой – и где он теперь? Кто его помнит?) Можешь честно ответить: «Нет ничего смешного в том, что я хочу стать журналистом/писателем». (О писателе – в другой миниатюре.)
Думается, насмехаться перестанут. А если и не перестанут – ну и что? Выбор профессии – это дело личное, и чем раньше начата закачка мускулов физических или умственных, тем легче будет в будущем.
Необязательно иметь много подписчиков в IN, лезть из каждого телеканала (тоже рассмотрим, если получится), пописывать в журналы.
Если тебе есть что (созданное собой) сообщить людям – это надо делать. Письменно или устно. Коротко и ясно.
Личное мнение автора, необязательно правильное. Профессия журналиста для человека может быть основной (есть вероятность карьерного роста) и дополнительной (н/п, дежуришь сторожем и тупишь стилосы – т. с., одна деятельность – для денег, другая – для души. Интересно? – Кому как нравится. Карьерный журналистский рост здесь менее вероятен).
И опять мы сталкиваемся с проблемой выбора. Если ты планируешь вернуться в родное село (очень правильно, всецело поддерживаю), вряд ли тебе надо поступать на журфак – лучше что-то другое, более материальное. А писать можешь в районную газету, если нравится; но для этого совсем необязателен диплом журналиста.
Состарившись, когда не будет сил держать в руках мастерок, метлу, топор, и т.д., можно тряхнуть стариной. Главное, чтобы было чем тряхнуть.
***
Безусловно красиво старела непревзойдённая Фаина Раневская. – Но она такая одна … - - Однако почему она сумела? – С мозгами у великой всё было очень даже в порядке.
Думается, если тренировать мозги, стареть красиво шансов будет больше.
Как-то так.


Рецензии