Внимая Лермонтову...

Меланхолия*

Мне не лежать убитым в правой битве
под жарким солнцем с раною в груди –
влекусь по миру я стезей избитой,
лишь небытье маячит впереди.

Но снятся мне порой Отчизны дали,
покинутые в смуте бытия.
А сердце будто чует холод стали,
и стынет кровь – тускнеет жизнь моя.

И мнится мне, друзья в той дальней дали
среди забот и радостей своих
подарят словом теплым и печальным
того, кто не был ими вовсе позабыт.

Но разговор беспечный и веселый,
что прозвучит в родимой стороне,
уж не услышу я в краю далеком
и словом не откликнусь о себе...
-----------
* Навеяно стихотворением М.Ю. Лермонтова «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана...»)

Перечитываю вновь и вновь стихотворение бесконечно любимого и близкого мне Поэта. Настоящего Поэта и настоящего Человека. Вот оно:


В полдневный жар в долине Дагестана
С свинцом в груди лежал недвижим я;
Глубокая еще дымилась рана,
По капле кровь точилася моя.

Лежал один я на песке долины;
Уступы скал теснилися кругом,
И солнце жгло их желтые вершины
И жгло меня — но спал я мертвым сном.

И снился мне сияющий огнями
Вечерний пир в родимой стороне.
Меж юных жен, увенчанных цветами,
Шел разговор веселый обо мне.

Но в разговор веселый не вступая,
Сидела там задумчиво одна,
И в грустный сон душа ее младая
Бог знает чем была погружена;

И снилась ей долина Дагестана;
Знакомый труп лежал в долине той;
В его груди, дымясь, чернела рана,
И кровь лилась хладеющей струей.

Чувствую, что обязан еще нечто добавить, поделиться тем чувством, которое охватывает меня при чтении этого поистине мистического произведения лермонтовского гения. Об этом писали лермонтоведы – о ярко-образном предвидении Поэта и о том, как он выразил его последовательностью снов, заключающих в себе друг друга. Скажу, что для меня здесь, может быть, самое непостижимое в нашем сознании – уходящая в бесконечность череда самовосприятий человека...

Но и другое хочется сказать. Всегда, вдохновляясь произведением великого Поэта, чувствую неловкость – как будто пытаюсь ему подражать. Конечно, нет. Ибо какие строки могут сравниться с лермонтовскими? Другое поразило меня сейчас, когда я закончил свою «Меланхолию». Поэтические строки всегда выражают душевное состояние их автора. И не только душевное, но и духовное. Читая Лермонтова, созерцающего прямо-таки с космической высоты собственную смерть, чувствуешь все величие его духа, подлинное бессмертие его. Приходит на ум мысль: а ведь нужно самому испытать вдохновение от строк истинного Поэта, попытаться что-то написать самому, чтобы по-новому и глубже ощутить и пережить хорошо знакомые строки. Так я учусь у Лермонтова.


Рецензии
Спасибо, Дмитрий, за единодушие в отношении к гению. Смею предложить Вашему вниманию несколько наивное, но выстраданное эссе «Лермонтов. Out of body». См. сб. «Побасенки» у меня на странице.
Благодарю ещё раз.

Елена Викторовна Скворцова   17.08.2023 22:14     Заявить о нарушении
Спасибо за отклик, Елена. И за Ваше эссе о Лермонтове. Очень приятно читать, когда о Лермонтове пишет человек его по-настоящему любящий и понимающий.

Дмитрий Новиков Винивартана   18.08.2023 06:06   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.