Блок. Она ждала и билась в смертной... Прочтение

17. «Она ждала и билась в смертной муке…»







                Она ждала и билась в смертной муке.
                Уже маня, как зов издалека,
                Туманные протягивались руки,
                И к ним влеклась неверная рука.

                И вдруг дохнул весенний ветер сонный,
                Задул свечу, настала тишина,
                И голос важный, голос благосклонный
                Запел вверху, как тонкая струна.
                Декабрь 1902







     Кажется поэт определился. В предыдущих сюжетах его кидало из мира в мир, от безнадежности к отчаянию, но  вот несколько стихотворений подряд посреди декабря – весна, небо, «беззакатная глубь и высь»…
     Вот только никуда не исчезает двойничество: и здесь опять, как в недавнем стихотворении, «две невесты» – одна «бьётся в смертной муке», важный голос другой – «поет вверху».
    («две невесты»  - см. ст "13. «Все кричали у круглых столов…»":


                "...Вдруг кто-то вошел — и сквозь гул голосов
                Сказал: «Вот моя невеста».

                ...А один, сам не зная отчего, —
                Качался и хохотал, указывая на него
                И на девушку, вошедшую в двери.

                ...Он указал им на девушку в углу,
                И звонко сказал, пронизывая мглу
                «Господа! Вот моя невеста»."


*

Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
     «
     По-видимому, навеяно воспоминаниями о недавней смерти бабки поэта, переводчицы Е.Г. Бекетовой, последовавшей 1 октября 1902 г.
     Символическое значение образа смерти в Р все более усложняется. С одной стороны, образ этот, как и в последних разделах СПД, связан с эсхатологическими "чаяниями" младших символистов, объединявших надежды на воплощение Вечной Женственности с мыслями о конце "этого" мира (ср. в письме Блока к А. Белому от 18 июня (1 июля) 1903 г.: "Мысль о Ней всегда носит в себе зерно мысли о Конце". С другой стороны, символика смерти постепенно сближается с настроениями начинающегося разочарования Блока в мистической утопии Вл. Соловьева. Смерть
оказывается одним из вариантов финала "мистического романа", отображенного в лирике Блока 1901-1904 гг.

     - «И вдруг дохнул весенний ветер сонный ...» - Ср. в стих. "На смерть деда": "Вдруг ветерком пахнуло от окна". Совпадает и размер обоих стихотворений - пятистопный ямб.
     »


Рецензии