Долохов рыцарь печального образа

«Война и мир». Два лика Федора Долохова

Федор Долохов – второстепенный персонаж романа «Война и мир», неистовый гвардеец-семеновец, офицер, неоднократно разжалованный в солдаты за буйный нрав и невозможные эскапады, кумир экзальтированных барышень, идол романтически-восторженных юношей.

На первый взгляд может показаться, что Толстой в лице Долохова вывел перед читателями портрет так называемого энфан террибль – «bad boy», плохого мальчика – если выражаться трескуче-пошлым языком современных культурных штампов. Однако, на наш взгляд, Долохов как художественный тип невообразимо сложнее, а потому помещать столь замечательную физиономию в полинялую рамку ветхих клише постмодерной культуриндустрии было бы равносильно загонять живого человека в прокрустово ложе.

Долохов неукротимый буян и безжалостный до зверства бретер, которому «ничего не стоит убить человека» просто так, от скуки. Чужая жизнь для него – копейка, однако при этом Федор истово любящий сын. Из пристрастной характеристики матери следует, что Федя натура возвышенная и глубоко прекрасная, несправедливо гонимая ординарным светом [1, c. 393]. Однако еще Писарев показал подлинную сущность подобного рода выспренних натур на примере Евгения Онегина [2]. Слезливая до тошноты любовь Долохова к дорогой матушке свидетельствует отнюдь не в его пользу – подобного рода подслащенные сантименты особенно гнусно наблюдать у матерых душегубов, коим и является на самом деле наш пресловутый храбрец и «сын отечества»: «в Польше убил было жида, изволите знать…» [1, c. 151].

Показное благочестие по отношению к матери и ненависть к женщинам вообще (Долохов, как следует по тексту романа, был махровым женоненавистником [1, с. 394]) – автохтонный блатняцкий мотив, выкристаллизовавшийся в условиях уродливой тюремной сентиментальности. Данный феномен в свое время обозначил В.Т. Шаламов в «Очерках уголовного мира».

Лютый зверь Долохов, будто восторженная институтка, носится с небывалым идеалом «небесного существа», встреча с которым очистила бы заблудшую душу. Избранницей 28-летнего дуэлиста становится пятнадцатилетняя Соня, однако она любит другого [1, с. 395].

Трагедия Долохова в том, что он как и Печорин, несмотря на свою внешнюю привлекательность, умеет только повелевать, но не умеет нравиться, а потому, подобно тургеневскому бретеру Лучкову, становится от досады «грубым до плоскости, до оскорбления» [3, с. 43].

Долохов весьма изобретательно мстит сониному возлюбленному Николаю Ростову, в пух и прах обыгрывая того на сумму в 43 тысячи – по числу совместных его, Долохова, и Сониных лет [1, с. 405]. В такой слезливой арифметике отчетливо проступает сентиментальная логика законченного маньяка.

Как известно, сентиментальность нередко сопряжена с жестокостью, однако эта довольно-таки избитая максима не позволяет продвинуться в характеристике Долохова далее ходульных утверждений о «неоднозначности», «двойственности» данного персонажа. К такому тривиальному выводу в отношении личности Федора Долохова, казалось бы, подталкивает нас сам автор, как бы походя, отмечая одну довольно примечательную внешнюю особенность своего героя. Толстой, приступая к описанию облика Долохова, указывает на оригинальную складку губ, образующую в уголках рта подобие двух улыбок [1, c. 53]. Однако поверхностное уподобление Долохова  двуликому Янусу ничего не даст в плане постижения подлинных причин долоховской ненависти.

На наш взгляд, в попытке постичь неявные мотивы поведения Долохова полезно будет применить компаративный метод и сопоставить данного персонажа с пушкинским Сильвио из повести «Выстрел». Данное сравнение напрашивается само собой.
Объектом неистребимой ненависти болезненно самолюбивого Сильвио становится молодой граф, «счастливец праздный». В отличие от Сильвио – относительно небогатого гусарского офицера, не обладающего прочными связями в высшем свете – молодому графу все досталось даром по праву рождения: и почет, и слава, и богатство. Появление в полку столь блистательного в своей беспечности соперника подорвало главенство Сильвио прежде всего в его собственных глазах. Таким образом, здесь отчетливо проступает мотив социальной зависти [4].

Граф был совершенно лишен тщеславия в силу естественности своего незыблемого положения в свете [5, с. 45]. Примечательно, что и собутыльник Долохова князь Анатоль Курагин, министерский сын, красавец-кавалергард, менее всего мог быть повинен в честолюбии и даже порой действовал в ущерб своей карьере, поддразнивая влиятельного отца и потешаясь над всеми почестями [1, с. 667-668].

Федор Долохов, как и Сильвио, не был особо знатен и богат, а потому жизнь не раз преподавала ему болезненные уроки. После дикой выходки с квартальным, когда на одной из попоек «от делать нечего друзья» Долохов, Безухов и Курагин привязали несчастного к спине медведя и пустили в Мойку, наказание понес лишь один «плебей» Долохов. Представители, как бы сейчас сказали, «золотой молодежи» Безухов и Курагин, отделались лишь высылкой из города, а их товарища, семеновского офицера разжаловали в солдаты [1, с. 58]. Отсюда, по существу, справедливые причитания матери Долохова: «В Петербурге эти шалости с квартальным, там что-то шутили, ведь они вместе делали? Что ж, Безухову ничего, а Федя все на своих плечах перенес!» [1, с.393].

Впоследствии уже Безухову довелось вынести на своих плечах жестокую месть безжалостного честолюбца. Интрижка Долохова с женой Пьера не была просто развлечением пресыщенного повесы. Это была именно месть. Месть Безухову в бессильной злобе за случай с медведем, за то, что Пьер был знатен и богат [6].

Другого своего «товарища», недалекого и блестяще пустого красавца Курагина, виртуозный манипулятор Долохов попросту использовал, беззастенчиво употребляя в своекорыстных интересах богатсво и светские связи сынка ясновельможного князя [1, с.668].

Таким образом, на основе метода сравнительного анализа удалось показать, что подлинным катализатором неистовства Долохова объективно выступал социальный антагонизм, выразившийся в слепом и, по существу, бесплодном бунте против господствующих сословных устоев.

1. Толстой Л.Н. Война и мир: Роман в 4 т. — Т. 1-2, кн. 1. — Мн.: Маст. лiт., 1987. — 719 с.

2. Пушкин и Белинский. «Евгений Онегин» // Писарев Д.И. Сочинения в четырех томах. Т. 3. — Государственное издательство художественной литературы, 1956.

3. Бретер / И.С. Тургенев. Полное собр. соч. в 30 тт. 4 // https://rvb.ru/turgenev/01text/vol_04/01text/0151.htm

4. Сильвио // Архангельский А.Н. Герои Пушкина https://lit.wikireading.ru/46214

5. С.М. Шварцбанд. Повесть Пушкина «Выстрел» (Опыт анализа внутренней структуры) // Научные труды: Вып. 36: Вопросы литературы. – Новосибирск, 1971.

6. Долохов // Долинина Н. По страницам «Войны и мира»: Заметки о романе Л.Н. Толстого «Война и мир». — Л.: Детская литература, 1978.


Рецензии
Сразу же прочитал Ваши очерки, Паша, и не знал, что на них ответить. У Шаламова я мало что читал, но помню его пассаж про лживость зековских сентиментальных "материнских" мотивов и в этом настоящая правда подобных персонажей. Вы ярко обозначили Долохова как абсолютного отморозка и, кажется, социальный момент явился случайным поводом для оправдания "скользкой дорожки". Ваш вывод напомнил классическую любовь советских "разъяснителей" к классовым противоречиям. И вот тут я в замешательстве. Да, бытие определяет сознание, но не стал бы Долохов отморозком в любом случае, так сказать, по зову души? Хотя, всё-таки, по смыслу Вашей статьи, надеюсь, не стал бы.

Андрей Рамодин   21.07.2019 23:10     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Андрей! Несказанно рад Вашему визиту и вашим, как всегда, тонким наблюдениям. Признаться честно, относительно Долохова я и сам в глубоком замешательстве. Такого типа "демонические натуры" печоринского склада великолепны только на бумаге в романном переплете или на большом экране. А если разобраться, то такими "печориными и долоховыми" помельче прямо кишат пенитециарные учреждения: зарезал из ревности сожительницу, убил собутыльника за то, что тот послал на х... - задеты вопросы чести, если угодно. В этом и была ошибка большевиков - объявив проституток, убийц и воров "социально близкими" они невольно (а, может, и намеренно) породили то уродливое царство блатных понятий, которое изобразил многострадальный Шаламов в своей "прозе документа". Убежден, что встреть кто-либо из благодушных советских разъяснителей такого "долохова" на узкой дорожке - мигом бы забыл свои мантры про "классовый антагонизм" и истошно бы вопил "КАРАУЛ! МИЛИЦИЯ!!" С другой стороны, я твердо убежден, что смена текущей общественной формации могла бы снять большинство социальных проблем и таких долоховых стало бы значительно меньше. Ведь как блестяще заметил Лев Давыдович - цель всякой революции заключается в том, чтобы сделать из проституток и воров философов и поэтов. Хотя руками этих несостоявшихся "философов и поэтов" сторонников опального Троцкого потом давила в тюрьмах лагерная администрация. Ах, черт, парадокс на парадоксе. Никак не разорвать этот порочный круг! Выходит, остается только надеяться. Но неужели этого мало?

Паша Цвибышев   22.07.2019 09:24   Заявить о нарушении
Я полностью согласен с Вами и, конечно, рад новой встрече. Собственно, за подтверждением наших с Вами убеждений далеко идти-то и не надо - как бы то ни было, СССР воспитал-таки нового человека и довольно в короткие сроки. Перед взором предстаёт этакий романтик, альтруист, идеалист и просто хороший человек.) Даже, думаю, позднее мещанство, якобы сдавшее страну, сильно преувеличено. А, ведь, хе, я тут читал статейку, выдержки из старых газет о быте первых комсомольцев. Так там такое иногда творилось - и бордели, и повальное пьянство, и вообще какие-то махинации в духе "лихих 90-х". Но проходит с десяток лет и пожалуйста - горящий взор и чистые сердца. Конечно, и мы с Вами говорили об этом в случае дела Москвина, шастали отдельные уродцы маргиналы, и, наверное, это неизбежно даже в сверх идеальном обществе. Но улучшение общего фона этики и психологии, действительно, не мало, если не сказать, всё. И да, смена социально-экономической формации решающий шаг к этому. Ведь, что такое Долохов и Ваши примеры разных, там, "защит чести"? Это гипертрофированное эго. Эго закон капитализма. Где не "хлеба краюха и ту пополам", а "кто раньше встал, того и тапки". Может показаться, что банальная ревность тут ни причём, но всё-равно это дух эгоцентризма и озлобленности, витающий в воздухе. Да и вообще, наше "я" требует глобальной очистки. Поверьте, конкретно и мне, и Вам стало бы намного легче дышать, сбросив хотя бы часть этого томительного груза. Ну а на Земле давно бы уж был коммунизм.)
А печорины и долоховы уходили бы пристыженными с комсомольского собрания, но вскоре спасали бы какую-нибудь девочку из горящего дома и в больницу пришли бы к ним их девушки в ситцевых платьицах, за окном весна, чирикают воробьи, конец фильма.)

Андрей Рамодин   22.07.2019 18:32   Заявить о нарушении
Защита чести - это все же характерный элемент феодально-рыцарских, традиционных, докапиталистических отношений. В гипертрофированное эго честь перерождается именно что при капитализме, когда буржуазия в ледяном потоке чистогана топит патриархальную патину веков с ее куртуазноностью, доблестью и пресловутой честью, какмписал Маркс. Пускай эти гипертрофированные отношения были, по-сути, лицемерны,однако за дворянской честью стояло многовековое сословное чванство, привилегия которого была добыта далекими предками с оружием в руках. Помнится, по легенде, когда один английский король (возможно, Иоанн Безземельный, точно не помню) решил устроить своим лордам т.н. "разбор шляхты" - потребовал документально подтвердить свое дворянство, один из феодалов на это требование просто извлек из ножен старый проржавевший фамильный клинок и молча показал королю. Капиталистическое эго же не имеет под собой ни фактического, ни даже полумифического основания. Господа либералы порросту провозгласили, что мы все личности, индивиды с уникальным и неповторимым мнением. Но, позвольте, "собственное" мнение, оно как дырка в заднице - есть у каждого. Беда капитализма в том, что он провозгласил формальное равенство (почему-то это равенство, в основном, касается купли-продажи на рынке), однако забыл что стартовые условия у людей далеко не равны. На это обращал внимание Мертон в "Социальнойиструктуре и аномии": в традиционном и феодальном обществе есть иерархия - крестьянину стать рыцарем за редким исключением, практически не возможно. Выше головы не прыгнешь, поэтому психологичнский климат в древних обществах, как ни странно, был более здоровым. Капиталисты же всем промыли мозги, что успеха может достичь каждый, однако, если копнуть биографии этих self-made man, то в большинстве случаев окажется, что они получили свое состояние по наследству или в результате крупных афер в т. н "сером" правовом поле. Отсюда на сегодня имеем такой ужасающий уровень психозов и психопатов. Примечательно, что любимый герой голливуда после супергероев, это психопат-маньяк.

Паша Цвибышев   23.07.2019 10:17   Заявить о нарушении
Ваши комментарии, Паша, так же блестящи, как и статьи и, конечно, Вы правы. Мало что изменилось, просто голубая кровь сменилась на обман на голубом глазу. Что касается психологического климата, то мне есть с чем его сравнивать, да и по советским фильмам, надеюсь, можно почувствовать атмосферу того времени. Ни нынешней нервозности, раздражения, зависти, страха перед будущим, бесконечного, какого-то невозможного дебилизма. Во всём была естественная нормальность. На экранах, в печати были умные люди. Сейчас невозможно представить, что когда-то деньги не были основополагающей целью. Как страна отражает своего правителя, так, ощущение, и меркантильный душок нынешние хозяева жизни передают одним лишь своим присутствием, потому что ничего другого они передать не в состоянии. Они, как бы, даже не нарочно это делают, а просто не умеют ничего другого. В школе подобные персонажи вызывали у меня недоумение. Купи-продай - убогость какая-то. Неудивительно, что где они не появляются, всё превращается в парашу. Вообще, на рубеже 80-90-х происходили удивительные вещи. Словно над страной распылили аэрозоль глупости. В детстве я читал классную книжку про приборчик, который изменял внутреннее состояние. Одним из устанавливаемых состояний была глупость, герой книжки оставил прибор случайно в классе, а когда вернулся застал сумасшедший дом и мало того, у всех выросли ослиные уши. Так и тут. Внезапно режиссёры стали снимать дерьмо, актёры разучились играть и т.д. Что это было, я до сих пор строю разные версии. Искусственная или естественная метаморфоза при духе наживы? Если так, то есть надежда на выздоровление, если сменится строй.

Андрей Рамодин   23.07.2019 19:24   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.