Крещатик. Объединение КЛАО. Действительные члены

      ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМИ ЧЛЕНАМИ КЛАО и участниками многих вечеров были
актеры театра НИКОЛАЯ СОЛОВЦОВА: Михаил Федорович Багров-Топор, Мария Ивановна Велизарий;  Мария Михайловна Глебова; Исаак Эзрович Дуван-Торцов; Иван Платонович Киселевский, Евгений Яковлевич Неделин (наст. Недзельский) (1850-1913); Анна Александровна Пасхалова (Чегодаева); Николай Петрович Рощин-Инсаров; Павел Леонидович Скуратов; Тимофей Александрович Чужбинов.
 
         МИХАИЛ ФЕДОРОВИЧ БАГРОВ (настоящая Топор; 1864-после 1923) – актёр и антрепренер.
          После окончания в 1883 году Московского театрального училища, до 1898 года – актёр Московского Малого театра. В 1900–1910 годы- в театре Соловцова; в 1910– 1917 годы – антрепренер киевских и одесских оперных и драматических трупп. Так, при его участии, на киевской сцене были поставлены оперы: «Ноктюрн» Н. В. Лысенко, «Пан сотник» Г.А. Козаченко, «Черевички» П.И. Чайковского (1918, впервые на украинском языке), «Галька» Станислава Монюшко и «Сельская честь» Пьетро Масканьи (1923, обе исполнялись на украинском языке).
   
          МАРИЯ ИВАНОВНА ВЕЛИЗАРИЙ(по мужу Егорова;1864-1944)- актриса, педагог, мемуаристка; жена актера, режиссера, педагога- Ивана Михайловича Шувалова (наст. фамилия Егоров;1865-1905).
       Бабушка - крепостная актриса А.П.Новицкая-Капустина; мать— провинциальная актриса М.Н.Новицкая.
          Училась у известного актёра Василия Васильевича Самойлова(1813—1887).
         С 1886 года стала выступать в Петербурге, затем в провинциальных театрах в антрепризах: режиссёра и актёра Николая Николаевича Синельникова (1855- 1939) (Ростов-на-Дону); театрального деятеля, актёра, антрепренёра, организатора театральных обществ- Михаила Матвеевича Бородая(1853-1929) (Харьков, Екатеринослав, Казань, Саратов) и  в Киеве у Н.Н.Соловцова.
         В 1889-1891 годах- актриса театра Елизаветы Николаевны Горевой(1859—1917) в Москве, в 1903 году - петербургского театра драматической актрисы Лидии Борисовны Яворской(1871-1921).
           В 1916 году покинула сцену по болезни.
         После революции 1917 года М. Велизарий работала театральным режиссёром, руководила красноармейской и рабочей самодеятельностью в провинции. Также преподавала театральное искусство. Последние годы провела в Ленинградском доме ветеранов сцены.
        Оставила воспоминания "Путь провинциальной актрисы".

         МАРИЯ МИХАЙЛОВНА ГЛЕБОВА (1840-1919) - драматическая актриса, антрепренер, жена Н. Н. Соловцова.
        Играла в провинции, затем в Александринском театре в Петербурге, в театре М. М. Абрамовой в Москве. В пьесе Чехова «Леший» исполняла роль Елены Андреевны (1889). С 1891 г. работала в труппе Н. Н. Соловцова в Киеве. После его смерти возглавила антрепризу.

         ИСААК ЭЗРОВИЧ ДУВАН-ТОРЦОВ (1873-1939) - актёр, режиссёр и театральный деятель, преподаватель в драматической школе киевского общества искусства и литературы. По происхождению караим.
         Учился в Евпаторийской , а затем в Симферопольской гимназии. Тогда же началось его увлечение театром.
         В 1896 году окончил юридический факультет Киевского университета. Поступив в университет, участвовал в спектаклях Киевского драматического общества, в течение 2-х сезонов играл на сцене киевского железнодорожного театра.
        С 1899 года- старший кандидат при киевской судебной палате.
       С 1901 года в составе труппы Н.Н. Соловцова, где исполнял характерные роли: Городничий(«Ревизор» и Подколесин («Женитьба» Н.В.Гоголя), Фамусов(«Горе от ума» А.С.Грибоедова), Андрей («Три сестры» А.П.Чехова ), Расплюев («Свадьба Кречинского» А.В.Сухово-Кобылина), большинство героев пьес Александра Николаевича Островского.
        В 1904 году снял городской театр в Вильне, одновременно занялся постановкой спектаклей в виленском народном театре.
        В 1905 году перенёс свою деятельность в Киев, где состоял антрепренером в театре киевского общества грамотности, а с 1906 году одновременно работал в театре Соловцова.
        В 1914 году завершил деятельность в Московском Художественном театре и приглашен руководителем в Общедоступный драматический театр в Каретном ряду.
       С 1917 года - директор киевского театра «Соловцов» .
       В 1920-е годы - работает в берлинском театре «Синяя птица» и в «Пражской группе» Московского Художественного театра, преимущественно в качестве режиссёра.
        Последние годы жизни прошли в Париже.
        Как артист, Исаак Эзрович придерживался лучших традиций русского классического театра и отличался в своей игре большим благородством тона, несмотря на комический и бытовой характер своего репертуара.          

          ИВАН ПЛАТОНОВИЧ КИСЕЛЕВСКИЙ(1839- 1898).
          Иван Киселевский не готовился к театральной карьере, а мечтал стать моряком. Окончил морской кадетский корпус, затем был мировым посредником Петергофского уезда и старшим нотариусом курского окружного суда. Любовь к театру и успешные выступления в любительских спектаклях увлекли Киселевского на сцену. В 1873 году с большим колебанием, оставил службу чиновника и перешел на путь служения Мельпомене. Играл в провинции, в 1879-1883 годы в Санкт-Петербурге, затем в Москве, в театре антрепренера, драматурга и переводчика Федора Адамовича Корша(1852-1923).
           Последние годы жизни проживал в Киеве, пользовался огромной популярностью в городе, много сил отдавал на деятельность Литературно-артистического общества, принимал участие в спектаклях и концертах, весь сбор от которых шел в фонд Общества, а также в кассу «Политического Красного Креста» - нелегальной организации, которая помогала политзаключенным.
          Игра И. П. Киселевского прельщала зрителей благородством манер и тонким вкусом. Нетвердое знание ролей вызывало паузы во время исполнения, но у находчивого артиста даже они были своеобразно колоритны.

         ЕВГЕНИЙ ЯКОВЛЕВИЧ НЕДЕЛИН (настоящая фамилия — Недзельский; 1850- 1913) — актер, антрепренер, педагог, режиссер польского шляхетского происхождения.
         Учился в Немировской гимназии и Одесском коммерческом училище.
         Работал в Одесском коммерческом банке, а до 1873 года- помощником бухгалтера в Одесской городской управе. Одновременно выступал в любительских спектаклях Одесского общества изысканных искусств (режиссеры Берг и Самсонов, профессиональные актеры).
         В августе 1873 года в Новочеркасске (труппа Козловского)  начал профессиональную артистическую деятельность.
        Работал в театральных труппах Иркутска (три сезона), Одессы (1878-1879), Киева (1880, труппа М. М. Савина (Славича), Таганрога (1881-1882, держал антрепризу), Казани, Саратова, Ростова, Харькова.
        В 1887 году вступил в Харьковское общество актеров, которое возглавлял актер и антрепренер Михаил Матвеевич Бородай(1853-1929)
        В 1891 году вместе с Н. Н. Соловцовым и Т.А.Чужбиновым -соучредитель общества драматических актеров в Киеве, где работал до 1896 года.
        В 1896-1898 годы выступал в труппе М.М.Бородая в Харькове.
        В 1898-1906 годы -актер киевского театра «Соловцов», а в 1905-1906 годы- руководитель и режиссер общества актеров театра.
        В 1906-1908 годы работает в Одессе, а 1909-1913 годы -снова в Киеве.
С 1898 года преподавал в музыкально-драматических училищах Марии Каэтановны Лесневич-Носовой и Станислава Михайловича Блюменфельда.
Сыграл в театре около 500 ролей (комедийных, характерных, фатов).

           АННА АЛЕКСАНДРОВНА ПАСХАЛОВА(ЧЕГОДАЕВА; 1867– 1944) – драматическая актриса, племянница композитора Виктора Никандровича Пасхалова(1841-1885). В 1887 году окончила Петербургское театральное училище и вступила в труппу Александрийского театра, где выступала до 1895 года. В 1898 году перешла в киевский театр Николая Соловцова, с которым связан наиболее значительный период её творчества. Её исполнение отличалось изяществом сценической формы, богатством интонаций и психологических нюансов, им был присущ мягкий лиризм, обаяние. Её лучшими ролями были: Маргарита Готье («Дама с камелиями» А.Дюма-сына), Лариса(«Бесприданница», Кручинина «Без вины виноватые» и Катерина «Гроза» А.Н.Островского), Маша, Соня («Три сестры», «Дядя Ваня» А.П.Чехова) ; Луиза Миллер («Коварство и любовь» Ф.Шиллера); Марикка, Магда («Огни Ивановой ночи», «Родина» Германа Зудермана).

           Актер театра Соловцова (1895-1899 годы) НИКОЛАЙ ПЕТРОВИЧ РОЩИН-ИНСАРОВ(Пашенный ; 1861-1899).
        Отец народной артистки СССР - Веры Николаевны Пашенной(1887-1962).
       На профессиональную сцену вышел в 1883 году. Служил на сцене театра П. М. Медведева в Астрахани, театра Корша, театров Абрамовой и Е. Н. Горевой в Москве.
        Николай Петрович был актер, несравнимый во многих драматичных ролях. Он играл любовников, фатов, резонеров, однако его Чацкий в «Горе от ума» А.С.Грибоедова , Тригорин в «Чайке» А.П.Чехова и Борис Годунов стали шедеврами сценической работы.
         В 1899 году актер, которого, по воспоминаниям современников, знала и любила вся Россия, был убит из ревности неким художником Маловым, только потому, что его жена восхищалась игрой артиста.

Актёр и антрепренёр - ПАВЕЛ ЛЕОНИДОВИЧ СКУРАТОВ(наст. фам. - Новиков; 1861- ?).
           Учился в Петербурской консерватории (класс скрипки и композиции), -где слушал курс драматического искусства под руководством Н. Ф.Сазонова и Д.Д.Коровякова. На сцене с 1881 года.
         В 1882-1884 годах– играл в Москве, в Малом театре. C 1905 по 1926 год играл преимущественно в Киеве, где в 1907 году открыл драматические курсы. Написал несколько пьес, а также статей и очерков на театральные темы.

ТИМОФЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЧУЖБИНОВ (настоящая фамилия ГРИНШТЕЙН; 1852-1897)- выдающийся актер-комик.
           Посвятил Киеву 18 (из 23) лет своей сценической деятельности. Честный, чувствительный к чужому горю человек, он так же является одним из основателей Общества. Его знали, уважали и любили не только в Киеве, но и во многих других городах. Он видел в служении искусству высокий гражданский долг. Т.А.Чужбинов создал замечательную галерею образов: Осип («Ревизор» Н.В.Гоголя), в пьесах А.Н.Островского: Юсов («Доходное место»), Чугунов («Волки и овцы»), Счастливцев («Лес»); Третий мужик («Плоды просвещения») Л.Н.Толстого.
 
ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМИ ЧЛЕНАМИ были выдающиеся украинские актеры: Николай Карпович Садовский, Панас(Афанасий) Карпович Саксаганский, Мария Константиновна Заньковецкая, Марк Лукич Кропивницкий

          НИКОЛАЙ КАРПОВИЧ САДОВСКИЙ (Тобилевич;1856-1933)- брат драматурга Ивана Карповича Карпенко-Карого (1845-1907); актера Панаса (Афанасия) Карповича Саксаганского и одной из выдающихся актрис украинской сцены, оперной певицы(сопрано) и драматической актрисы- Марии Карповны Садовской-Барилотти(1855-1891).
           Жизненные «университеты» для Николая Тобилевича начались в 1864 году с Бобринецкой уездной школы, затем были гимназия в Херсоне,
Елисаветградское реальное училище. Из Бобринца берет начало дружба с
М. Кропивницким, который часто заходил в семью И. Карпенко-Карого, где
жил и Николай Садовский. Они втроем образовывали музыкальное трио, где
Николай играл на виолончели.
В 1881 году Н.К.Садовский выходил на профессиональную сцену и работал сначала в труппе Марко Кропивницкого, затем в труппе Михаила Старицкого. В 1888 году Н. Садовский совместно с М.К.Заньковецкой возглавил собственную труппу. Впоследствии, в 1898 году эта труппа слилась с труппой Саксаганского, а в 1900 году - с труппой М.Л.Кропивницкого.
          Н. Садовский дебютировал в роли Николая в "Наталке Полтавке". Все, кому пришлось видеть его в этой роли, утверждают, что такого яркого образа уже никому из актеров не повезет создать.
           Сорок лет отдал театру Николай Карпович. Театр Садовского — это театр переживаний, страстей, настоящих человеческих взаимоотношений художественно и поэтически воспроизведенных. Сам Николай Садовский сыграл несколько сот ролей главных и второстепенных, при поэтому — мастерски.
           Оценивая 25-летнюю актерскую деятельность Н. Садовского, Л. Старицкая-Черняховская писала: «Как артист Садовский глубоко национальный украинский талант. Красота его —народность его. Каждый художник-живописец имеет свой колорит, и тот колорит придает известную красоту и оригинальность его произведению. Такой колоритный артист и Садовский. По силе драматической передачи психологии человека, по колоритности игры он имеет мало себе равных среди артистов русских. Это чисто украинский национальный талант».

         ПАНАС (АФАНАСИЙ) КАРПОВИЧ САКСАГАНСКИЙ (Тобилевич; 1859 -1940) - актёр, театральный режиссёр, драматург и педагог школы Марка Кропивницкого, корифей украинского бытового театра, Народный артист СССР(1936).
         В 1877 году окончил Елисаветградское реальное училище. Играл в трупах М. Старицкого, М. Кропивницкого, Н. Садовского. В 1918 году основал в Киеве Народный театр, на базе которого в 1922 году был создан Украинский драматический театр им. М. Заньковецкой, работал в нем.
          Автор комедий «Лицемеры» (1908), «Шантрапа» (1914), воспоминаний «По пути жизни» (1935). Писал также труды по теории театрального искусства.

           МАРК ЛУКИЧ КРОПИВНИЦКИЙ(1840-1910) - актёр, писатель, драматург, основатель украинского профессионального театра.
           Мать писателя имела прекрасный голос, играла на фортепиано, флейте, гитаре и многих других музыкальных инструментах, учила местных барышень-бобринчанок игре на фортепиано: имела собственную школу, в которой было до 40 учеников, в основном еврейские дети.
          В 1861-1871 гг. служил канцеляристом в учреждениях Бобринца и Елисаветграда (ныне Кировоград).
          В 1862-1863 годы был вольным слушателем юридического факультета Киевского университета.
          Кропивницкий активно занимался художественными переводами. Именно он впервые перевел на украинский язык «Ревизора» Николая Гоголя, «Отелло» Уильяма Шекспира.
           В 1880 году составил собственную труппу, в которую вошли талантливые артисты: Мария Заньковецкая, Анна Затыркевич-Карпинская, Николай Садовский. Приблизительно через год эта труппа сливается с труппой Михаила Старицкого, в которой Кропивницкий становится ведущим режиссером. Начинается новая эпоха в истории украинского профессионального театра.
           Константин Сергеевич Станиславский отмечал:«Такие украинские актеры, как Кропивницкий, Заньковецкая, Саксаганский, Садовский - блестящая плеяда мастеров украинской сцены, вошли золотыми буквами на скрижали истории мирового искусства.».
          Русский писатель, журналист, драматург, театральный критик и издатель - Алексей Сергеевич Суворин (1834-1912) писал: «Кропивницкий - не только бесподобный актёр, но и такой же бесподобный режиссёр».

           МАРИЯ КОНСТАНТИНОВНА ЗАНЬКОВЕЦКАЯ (настоящая - Адасовская;1854-1934)
           С десяти лет Мария начала обучение в частном пансионе Осовской в Чернигове. Отец Марии имел замечательный голос, сочный баритон, а Мария — сильное меццо-сопрано. Вдвоем они часто устраивали для гостей своего дома в Заньках семейные концерты.
           В 1871 году в Гельсингфорсе начала брать уроки пения в местном отделении Петербургской консерватории, у профессора Гржимали. Все восхищались ее прекрасным голосом, но, к несчастью, уже в первый год работы на сцене она заболела, после чего тембр некогда такого сильного меццо-сопрано значительно изменился к худшему. Спасением оставалась сцена.
           В 1882 году состоялся её дебют на профессиональной сцене. Красивый голос Марии Константиновны (меццо-сопрано) способствовал её успеху на сцене. В1906 году Мария Заньковецкая участвовала в создании первого украинского стационарного театра в Киеве.
            Искусствоведы ставили Заньковецкую на уровень мировых звезд театра: итальянки Элеоноры Дузе, француженки Сары Бернар и россиянки Веры Комиссаржевской. О величии и неповторимости таланта Заньковецкой отзывались: Толстой и Чехов, Тычина и Рыльский... И кто мог остаться равнодушным к образам обездоленных героинь этой обладательницы сцены! Она жила и мечтала, как и ее несчастные сестры Украины.
              Известный редактор-издатель газеты «Новое время» А.С.Суворин в серии статей, посвяшенных гастролям трупы в Санкт-Петербурге, отмечая актерский талант Заньковецкой, писал: «Это актриса с талантом большим, самостоятельным, оригинальным, натура вся сотканная из самых чувствительных нервов».
             Во время своего 25-летнего юбилея (1908) Заньковецкая призналась перед залом: «Я верю в лучшее будущее родного народа».
             В январе 1923 года в Украине торжественно отпраздновали 40-летие деятельности М. К. Заньковецкой. Ей первой в советской Украине правительство присвоило звание Народной артистки республики.
             «В ней, как и в Садовском,- писал  литературовед и театровед Александр Иосифович Дейч  (1893 - 1972),- не чувствовалось ничего от профессионального, актерского. Выглядела она очень молодо. Ее лицо нельзя было назвать красивым, но оно отличалось оригинальностью и значительностью. Особенно выделялись глубокие, умные глаза, которые, как я понял позже, умели передавать малейшие душевные движения ее героинь. Говорила Заньковецкая мягко, и в ее грудном голосе слышалась напевность украинской речи. Одета Мария Константиновна была просто, носила вышитую украинскую блузку и широкую, модную тогда шерстяную юбку. Монисто в шесть рядов обвивало ее шею. Все это удивительно шло к ней, не производя впечатления нарочитой простоты или претенциозности».

             Активными деятелями Общества были МУЗЫКАНТЫ: Генрих Антонович Бобинский, Людмила Семеновна Паращенко-Тутковская, Казимир Александрович Пятигорович, Евгений Августович Рыб, Михаил Михайлович Сикард, Александр Васильевич Химиченко, Марк Исаевич Черняховский и Карл Иосифович Шадек, а также ведущие оперные певцы: Григорий Иванович Внуковский, Оскар Исаевич Камионский, Елизавета Ивановна Мусатова-Кульженко, Александра Александровна Сантагано-Горчакова, Иоаким Викторович Тартаков.

             ГЕНРИХ АНТОНОВИЧ БОБИНСКИЙ (1861-?)- музыкант и композитор. Музыкальное образование получил сначала в Варшавской консерватории, затем в музыкальном училище московского филармонического общества, курс которого окончил в 1887 году.
              Впервые выступил в качестве пианиста в 1880 году в Кракове, затем выступал неоднократно в разных городах России и за границей (Вена,1893); с 1887 года принимал постоянное участие в концертах московского филармонического общества и тогда же назначен преподавателем музыкального училища московского филармонического общества, а с 1893 года живет в Киеве, участвует в концертах Киевского отделения РМО, а также преподает в музыкальном училище.
        Написал: увертюру, вариации для струнного квартета и ряд фортепианных пьес. В 1913 году при открытии Киевской консерватории впервые прозвучал фортепианный концерт Г.Бабинского

          Член Музыкального отделения и участница многих концертов КЛАО- пианистка, музыкальный педагог, общественный деятель, жена Николая Аполлоновича Тутковского (1857-1931)- ЛЮДМИЛА СЕМЕНОВНА ПАРАЩЕНКО (ПАРАЩЕНКО-ТУТКОВСКАЯ;1867- 1943)
В 1888 году окончила Киевское музыкальное училище (класс Н. Тутковского). Как одна из лучших учениц, была приглашена в созданную Н. Тутковским в 1893 году частную музыкальную школу преподавателем по классу рояля.
Кроме работы в школе, была участницей концертов, в которых участвовала с выдающимися местными и зарубежными музыкантами того времени, которые выступали в Киеве.
Постоянно участвовала в «камерных утренниках», которые с 1915 г. почти каждое воскресенье проходили в зале Купеческого собрания. В этих камерных концертах она в дуэте с Н.Тутковским играла фортепианные переложения образцов симфонической музыки. После закрытия в 1931 году школы Н. Тутковского и смерти мужа не оставляла связей с учениками, со многими занималась бесплатно.
Говоря о таланте Л. С. Паращенко, как пианистки, киевская пресса отмечала: «Она сыграла весьма изящно «голландский» концерт французского композитора Анри Литольфа и заявила еще полнее разносторонние качества своего дарования в собственном концерте, устроенном ею минувшей весной в зале музыкального училища».
По воспоминаниям современников, имела веселый нрав, была жизнерадостным человеком и остроумным собеседником, однако преподавателем была требовательным, что ценилось родителями учеников.
       
          Входил в состав музыкальной комиссии при КЛАО- скрипач, альтист, педагог КАЗИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ ПЯТИГОРОВИЧ (1855 -?) - 
          Учился в Киевской 2-й гимназии, где начал обучение игре на скрипке у педагога, скрипача, одного из основателей Киевской скрипичной школы Ивана Водольского.
В 1874-1875 годы продолжил обучение в Киевской музыкальной школе РМО, а в 1875–1879 годы - в Московской консерватории.
Исполнительскую деятельность начал в 12-летнем возрасте. Являлся солистом оркестра Киевского Отделения РМО, в концертах которого исполнял партию 1-й скрипки в квартете В. А. Моцарта и октете Ф. Мендельсона.
В 1870-е годы активно выступал в Москве. В 1880 годы выступал в городах Западной Европы. После возвращения в Киев участвовал в ансамблях, организованных Н.В. Лысенко, концертных вечерах РМО.Выступал в струнном квартете Михаила Сикарда.
Преподавал игру на скрипке и альте в различных музыкальных школах Киева: музыкальной школе Николая Тутковского, музыкально-драматической школе Сигизмунда Блуменфельда и в Музыкально-драматической школе Н.В.Лысенко. Сделал ряд переложений для скрипки с фортепиано.
Известный дирижер и скрипач, Народный артист СССР Юрий Федорович Файер (1890-1971) вспоминал своего учителя по Киевскому музыкальному училищу: «Уроки Пятигорович вел увлеченно, с полной самоотдачей, и заниматься с ним всегда было интересно, хотя и не легко. Между учителем и учеником вскоре установился контакт, что, конечно, в немалой степени способствовало моим быстрым успехам в учебе».

Входил в состав музыкальной комиссии при КЛАО композитор, скрипач и дирижёр польского происхождения-ЕВГЕНИЙ АВГУСТОВИЧ РЫБ (1859-1924) -
       Окончил Варшавский музыкальный институт по классу скрипки польского композитора и педагога Аполлинария Контского(1825-1879). Затем поступил в Санкт-Петербургскую консерваторию, которую окончил со званием свободного художника по классу скрипки композитора и дирижера профессора Леопольда Ауэра(1845-1930) в 1883 году и теории композиции Николая Андреевича Римского-Корсакова(1844-1908) в 1885 году.
       С 1885 года преподавал теорию композиции в Киевском музыкальном училище, а также вел уроки игры на скрипке и руководил ученическим оркестром Киевской Первой гимназии.
       С 1913 по 1919 год - профессор Киевской консерватории. Играл в струнном квартете, выступавшем ежегодно в двух сериях концертов камерной музыки. Дирижировал симфоническими концертами Русского музыкального общества. Составил ряд учебников по теории музыки. Автор ряда камерно-инструментальных произведений.

       Входил в состав музыкальной комиссии при КЛАО - скрипач, композитор и педагог французского происхождения МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ СИКАРД (1867 -1937)
        Родился в 1868 году в Одессе. Игре на скрипке учился с детства. В раннем возрасте переехал с семьей в Киев. Исполнительскую деятельность начал в Киеве в девятилетнем возрасте.
        Учился в Киевском музыкальном училище (1882-1884, класс скрипки композитора и музыкального педагога Отакара Шевчика;1852-1934); Парижской консерватории (1884-1886; класс Жозефа Массара(1811-1892). Совершенствовался в Берлине у скрипача и композитора Йозефа Йоахима(1831-1907) и немецкого композитора и педагога Вольдемара Баргиля(1828-1897) по классу композиции.
Лауреат конкурса скрипачей Парижской консерватории (1886, 1-я премия).
В 1888 году вернулся в Киев, где начал выступать с концертами, а также создал собственный успешный квартет, где исполнял партию первой скрипки. В 1893 году сблизился с Николаем Лысенко и создал новый квартет, с которым часто выступал в Киеве, городах Российской империи, а также в Берлине, Праге и др.
С 1892 года преподавал в Киевском музыкальном училище РМО, частных школах Станислава Блуменфельда и Николая Тутковского.
В 1894-1995 годы солист Оркестра Колонн в Париже.

           АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ ХИМИЧЕНКО (1856-1948) - флейтист, преподаватель Киевского музыкального училища. Начальное музыкальное образование получил под руководством своего отца Василия Химиченко, который был крепостным у князя П. Лопухина и, играл на флейте в его частном симфоническом оркестре. В 1879 году окончил Московскую консерватории по классу флейты у немецкого композитора и педагога профессора (класс флейты) Фердинанда Бюхнера(1823-1906), (класс оркестрового мастерства) Николая Рубинштейна, (класс гармонии) Петра Ильича Чайковского(1840-1893).
С 1879 года- солист оркестра Киевской оперы.
С 1880 года- преподаватель Музыкального училища Киевского отделения РМО
В 1913- 1941 годы - профессор по классу флейты Киевской консерватории им. П. И. Чайковского. Поддерживал дружеские отношения и переписывался с П. И.Чайковским. Много выступал как солист-концертант, неоднократно упоминался в прессе как один из лучших инструменталистов-исполнителей оперного театра. Кроме этого дирижировал оркестром при Юго-Западной железной дороге, публиковал критические статьи в газетах «Заря» и «Киевское слово» Во время Второй мировой войны оставался в оккупированном Киеве. В 1943 году, спасаясь от преследований советской власти, переехал во Львов.


  МАРК ИСАЕВИЧ ЧЕРНЯХОВСКИЙ - музыкант, дирижер, педагог внес значительный вклад в развитие украинского театра.
        Родился в Житомире в семье скрипача. Играть начал в 10 лет, а в 1882 году начал свою артистическую деятельность в труппе Марка Кропивницкого.
         В 14 лет Черняховский переезжает в Киев, куда его пригласили играть в оркестре, между прочим 1-ой скрипкой. На него обратил внимание Николай Рубинштеин, предложил поступить в Консерваторию, но семья не разрешила, да и самому Марку хотелось дирижерской работы.
        С 1883 года М.И.Черняховский возглавлял хор и оркестр в труппе Михаила Старицкого (при участии Кропивницкого, Заньковецкой и Садовского), подняв исполнительский уровень оркестра театра на достаточно высокий уровень. В 1884 году он дирижировал первой постановкой «Утопленной» Николая Лысенко, а в 1887 году осуществлял музыкальное руководство во время ответственных гастролей в Москве, где получил за свою дирижерскую деятельностью благосклонность профессиональной критики и широких кругов почитателей музыкального искусства.
           В 1903 году Черняховский переезжает на постоянное место жительства в Баку. В бакинской консерватории руководил оркестровым и теоретическим классамми.

          КАРЛ ИОСИФОВИЧ ШАДЕК- музыкант (виолончелист, контрабасист) и ученый-медик чешского происхождения.
Родился в Житомире в семье музыканта и преподавателя мужской гимназии И. В. Шадека. В 1858 году переехал в Киев.
В 1874 году окончил Киевский университет, в котором учился за казенный счет, и получил диплом врача.
Карл Шадек успешно занимался наукой. Его основательные труды по дерматологии и сифилидологии издавались на русском, польском, английском, немецком и испанском языках. В 1881-1886 годах работал хирургом в Киевском военном госпитале.В январе 1881 года стал одним из членов-учредителей Общества ночных дежурств, на базе которого с 1902 года было создано Общество скорой медицинской помощи.
Как музыкант играл на виолончели, контрабасе. В 1860-х — 1870-х годах вместе с отцом и братом выступал во многих камерных концертах в Киеве. Карл Шадек был членом возглавляемой Н.В.Лысенко музыкальной комиссии при Литературно-артистическом обществе.

         В концертах, организуемых Обществом, принимали участие ИЗВЕСТНЫЕ ОПЕРНЫЕ АРТИСТЫ:  ФЛОР ТОДОСОВИЧ ВЛОДЕК; ГРИГОРОЙ ИВАНОВИЧ ВНУКОВСКИЙ;МАРИЯ ВАСИЛЬЕВНА ЗОТОВА (1861– 1913); ЕЛИЗАВЕТА ИВАНОВНА МУСАТОВА-КУЛЬЖЕНКО; ОСКАР ИСАЕВИЧ (ИСАКОВИЧ) КАМИОНСКИЙ; ВЛАДИМИР АПОЛЛОНОВИЧ ЛОССКИЙ(1874- 1946); МИХАИЛ ЕФИМОВИЧ МЕДВЕДЕВ ; артист оперы (драматический тенор),  обладатель феноменально гибкого, сильного и звонкого голоса обширного диапазона (легко брал верхнее РЕ и МИ-БЕМОЛЬ)- ДМИТРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ОРЛОВ (настоящая Калгин ; 1842-1919);  АЛЕКСАНДРА АЛЕКСАНДРОВНА САНТАГАНО-ГОРЧАКОВА.

          ФЛОР ТОДОСОВИЧ ВЛОДЕК(1879- около 1934) - певец(тенор) драматический актер.
        Учился в Санкт-Петербургской консерватории. Около 1901 года поселился в Киеве. Пел в хоре и выступал как солист в концертах, организованных Н.В.Лысенко, участвовал в спектаклях труппы Михаила Старицкого. В советское время работал учителем пения в нескольких школах.
В репертуаре Влодека были камерно-вокальные произведения  и украинские народные песни.

         ГРИГОРИЙ ИВАНОВИЧ ВНУКОВСКИЙ(настоящая Внученко; 1879- после 1927) - оперный и концертный певец (тенор).
          В 1895—1898 годах учился в музыкально-драматической школе Ф. М. Блуменфельда в Киеве (класс Екатерины Массини).
          Артистическую деятельность начал в 1890-х годах в хоре Николая Лысенко в Киеве.В 1907—1923 годах- солист Киевской оперы, где исполнял преимущественно характерные партии. В 1918 году пел партию Дьяка («Черевички» П.и. Чайковского) в первой украинской постановке на сцене Киевской оперы. В репертуаре Г. Внуковского - романсы Николая Лысенко (среди которых «По дубраве ветер веет», «На рассвете я встал»).
            В 1903 году участвовал в открытии памятника И. Котляревскому в Полтаве, где исполнял несколько народных песен и романсов украинских композиторов, в частности впервые исполнил сольную партию тенора в кантате Николая Лысенко «На вечную память Котляревскому». В 1907—1914 годах принимал участие в концертах киевских товариществ «Баян», «Просвещение», «Украинский клуб», а также в концертах, посвященных Т. Г.Шевченко.
          Был участником многих спектаклей Театра Николая Садовского.
         С 1926 года пел в хоре Киевской оперы. После 1927 года дальнейшая судьба неизвестна.

           МАРИЯ ВАСИЛЬЕВНА ЗОТОВА(1861-1913) - оперная и камерная певица(меццо-сопрано), музыкальный педагог.
          В 1877-1882 годы обучалась пению в Петербургской консерватории, а затем в Париже и Милане. В 1885- 1889 годы - солистка Киевской оперы; в 1889-1898 годы- солистка московского Большого театра. В 1898 году возвращается в Киев, преподает в Музыкально-драматической школе им. Н. Лысенко (профессор с 1904), а также на музыкальных курсах 3.И.Худяковой.
Одновременно выступала в концертах (иногда в дуэте с оперной певицей оперы (лирико-колоратурное сопрано) - Еленой Александровной Муравьевой (1867-1939)) с исполнением произведений Н.Лысенко. В 1904 году совместно с Н.Лысенко организовала концерт, посвященный 100-летию со дня рождения Михаила Глинки, в котором пели ее ученики.

          ОСКАР ИСАЕВИЧ(ИСААКОВИЧ) КАМИОНСКИЙ(1869-1917) - оперный и камерный певец (лирический баритон) и музыкальный педагог.
          Родился в еврейской купеческой семье. С детства обучался игре на скрипке, с 12 лет участвовал в Киеве в гимназическом хоре и пел соло (альт). В 1888-1891 годы обучался в Петербургской консерватории, где все годы учебы его поддерживали знаменитые русские музыканты и педагоги: А. Рубинштейн, П. Чайковский, Ф. Блуменфельд, И.Тартаков. По их совету Камионский поехал в Италию (Милан) совершенствоваться в вокальном искусстве у А. Ронци и Ч. Росси.
В 1892 году дебютировал в партии Валентина в Неаполе, а затем с неизменным успехом выступал на оперных сценах разных итальянских городов и даже в Греции, в Афинах, в Королевском театре.
            С 1893 года в течение 20 лет успешно выступал на оперных сценах: в Петербурге (1904-1905), Москве (1905-1908). за рубежом- в Монте-Карло (1907), в Японии (1909), Лондоне (1910), во Франции и Германии. В 1904 году преподавал в Киевском музыкально-драматическом училище пианистки и педагога - Марии Каетановны Лесневич-Носовой.
          В 1915 году оставил сцену. По отзывам прессы, был одним из лучших на русской сцене исполнителем партии Фигаро в «Севильском цирюльнике» Дж. Россини. Записал на грампластинки около 400 произведений.

          МИХАИЛ ЕФИМОВИЧ МЕДВЕДЕВ (настоящее Меер Хаимович Бернштейн;1852-1925) - певец (тенор) и музыкальный педагог.
        Родился в семье раввина. Обладая красивым голосом (альтом), в детстве пел в хоре. В 1876 году поступил в Киевское музыкальное училище, где учился пению сначала в классе камерной певицы (сопрано) и музыкального педагога Аделаиды (Адель) Яковлевны Ваккер (1848-?), затем у И. Кравцова. В 1878 году его пение случайно услышал пианист-виртуоз, брат композитора А.Г. Рубинштейна - Николай Григорьевич Рубинштейн(1835- 1881) и предложил бедному музыканту отправиться вместе с ним в Москву, где юноша сразу был зачислен на 3-й курс Московской консерватории в класс Дж. Гальвани. Одновременно обучался сценическому мастерству в классе выдающегося артиста Малого театра, драматурга и педагога Ивана Васильевича Самарина(1917-1885).
         Еще в студенческие годы подготовил под руководством П.И. Чайковского партию Ленского и исполнил её на премьере оперы в ученическом спектакле в 1879 году, став первым исполнителем партии Ленского в «Евгении Онегине», а за исполнение роли Германа в «Пиковой даме» П.И.Чайковского, которую многие критики считали его лучшей работой, композитор подарил ему клавир оперы с надписью «Наилучшему Герману».
         Медведев был солистом Большого и Марийского театров.
         В 1882 году дебютировал в партии Собинина в Киевской опере (антреприза Иосифа Яковлевича Сетова (1826-1893)).
         В 1898-1900 гг. с большим успехом концертировал по городам США (Нью-Йорк, Филадельфия, Бостон, Чикаго) и Канады (Монреаль, Квебек); в 1901 году организовал оперную труппу для гастролей по Америке. Гастролируя по Северной Америке, пропагандировал произведения русских композиторов М.И.Глинки, Ц.А.Кюи, Н.А.Римского-Корсакова, А.С.Аренского; П.И.Чайковского, а также исполнял концертные произведения Ф.Шуберта, Ж.Массне. Местные газеты писали: «Исполнением романсов Чайковского Медведев открыл Америке русского Шуберта»; «Прекрасное исполнение романсов Чайковского не часто приходится слышать. Поэтому редким наслаждением было слушать их в исполнении Медведева».
          В 1898 году преподавал в Киевской музыкально-драматической школе пианиста и композитора Станислава Блюменфельда.
         В 1905 году пел в Киевской филармонии и в Киевской консерватории, вел педагогическую работу, организовал собственный театр и школу под названием «Киевские высшие оперные и драматичные курсы со специальним инструментальным отделом М.С.Медведева», где, помимо вокала, преподавались теория музыки, дикция и сценическое мастерство.
          В 1912-1925 гг. преподавал в Саратовской консерватории. Когда при советской власти все театры и школы были национализированы, добился совместно с оперной и камерной певицей(лирико-драматическое сопрано) Алевтиной Михайловной Пасхаловой (1875-1953) открытия в Саратове классов Камерного пения. Вместе с Н. Сперанским организовал в Саратове постоянный оперный театр (1918-1920 гг.) и был его руководителем.
        М. С. Медведев также изестен исполнением романсов Михаила Глинки, Николая Римского-Корсакова, Жюля Массне, Цезаря Кюи, Петра Чайковского и др.

Член Музыкального отделения КЛАО- концертно-камерная певица (сопрано) и вокальный педагог - ЕЛИЗАВЕТА ИВАНОВНА МУСАТОВА-КУЛЬЖЕНКО (в девичестве Мусатова; 1871- 1951)
Жена невропатолога Алексея Стефановича Кульженко (1870-1952), невестка  киевского книгоиздателя Стефана Васильевича Кульженко.
В 1887-1891 годы училась пению в Петербургской консерватории.
С 1897 года выступала в хоровых и квартетних концертах, спектаклях Киевского драматического общества.
         С началом Первой мировой войны участвовала в благотворительных концертах в пользу семей погибших воинов.
В ноябре 1920 года вместе мужем эмигрировала сначала в Афины (Греция), где в 1922 году выступила с концертом, а затем поселилась в Загребе, где открыла школу пения. В июле 1930 года в Загребе выступила на вечере российского общества. Часто участвовала певица в музыкальных радиопередачах.
Впоследствии избрана профессором Афинской консерватории.
В 1912 году композитор Г.М.Глиэр посвятил ей романс «Ты мне была сестрой» (слова К. Бальмонта).

         Оперная певица (лирико-колоратурное сопрано), музыкальный педагог и переводчица- АЛЕКСАНДРА АЛЕКСАНДРОВНА САНТАГАНО-ГОРЧАКОВА (урождённая Мезенкампф, в замужестве Горчакова, выступала под псевдонимом Сантагано;1842-1913).
          Обладала сильным, гибким, подвижным голосом обширного диапазона, драматическим талантом. Исполнение отличалось необычайной экспрессией.
          Начала заниматься музыкой в Полтаве у Алоиза Едлички. Несколько лет училась в Петербургском Патриотическом институте, где обучалась вокалу у итальянского композитора, певца и педагога Пьетро Репетто(1824-1870).
          В 1865 году, против воли родителей, уехала в Италию, где училась профессиональному пению у Торелли в Милане.
         В 1867-1871 годы пела на сцене Киевской оперы. В 1870-1880-е годы гастролировала в Италии с собственной труппой, пропагандируя русскую музыку.
          В 1869 году выступила в Петербургском Мариинском теаре в опере Александра Даргомыжского «Русалка».
          В 1874 году в Милане по её инициативе была поставлена опера Михаила Ивановича Глинки «Жизнь за царя», причём Горчакова сама перевела либретто на итальянский язык и отчасти финансировала постановку. .
           Владея несколькими иностранными языками, перевела на русский язык «Практический метод итальянского пения» Н. Ваккаи-Тешнера(1898); либретто свыше 75 опер, в том числе к операм Жоржа Бизе «Кармен», Камиля Сен-Санса «Самсон и Далила», Амбруаза Тома «Гамлет», Жюля Массне «Вертер». Возможно, ей принадлежит и русский текст популярной «Элегии» французского композитора Жюля Массне.
   Оставив сцену, Горчакова стала заметным вокальным педагогом. После 1897 года преподавала в Киеве в музыкальной школе Николая Тутковского, позднее открыла свои частные вокальные курсы.
           Написала много оригинальных стихов и романсов, две драматических пьесы и водевиль, которые шли на частных петербургских сценах и в провинции.

         ИОАКИМ ВИКТОРОВИЧ ТАРТАКОВ (1860-1923)- оперный певец (баритон) и режиссёр, профессор Петроградской консерватории (1920), Заслуженный артист императорских театров, Заслуженный артист Республики (1923).
         Родился в Одессе в еврейской семье. Рано проявил свои вокальные способности. Окончил Петербургскую консерваторию, ученик певца(баритон) и педагога, выходца из Бельгии Камилло Эверарди (1825-1899).
         В 1881 году после окончания консерватории с серебряной медалью, с большим успехом дебютировал в Одессе. В следующем году пел в Санкт-Петербурге, до 1884 года выступал на сцене Императорского Мариинского театра, работал педагогом в музыкальной школе им. Н.А.Римского-Корсакова. В 1884-1887 и 1890-1893 годы выступал в Киевской опере: антреприза Николая Николаевича Савина; настоящее Слави), с 1890 года - антреприза артиста оперы (драматический баритон), режиссёра, антрепренера и вокального педагога Ипполита Петровича Прянишникова(1847-1921).
         В Киеве артист дебютировал 8 сентября 1884 г. в роли Риголетто и оставил хорошее впечатление. «…г. Тартаков, молодой начинающий артист,- писала о нем критика,- выказал себя с весьма выгодной стороны. Голос его – баритон с весьма мягкими и красивыми оттенками; заметен вкус в исполнении»
         Лучшими партиями, исполненными И. Тартаковым на киевской оперной сцене, были Онегин, Демон, Дон Жуан и Риголетто. Об исполнении последней партии в ноябре 1887 года газета «Киевское слово» писала: «Ради его одного эту оперу можно слушать с наслаждением. В этой роли артист раскрывает все силы своего таланта и его исполнение оставляет сильное впечатление: пение превосходное, полное чувства страсти, задушевности в партии Риголетто г. Тартаков может быть поставлен на ряду с первоклассными исполнителями…»
         С 1885 года -режиссёр Киевской оперы, а в 1888 году занял там же должность главного режиссёра. Впервые в Киеве поставил «Кармен» Жоржа Бизе (1885) и «Мазепу» П. Чайковского (1886). В «Пиковой даме» пел в присутствии П. И. Чайковского. В 1887-1888 годы участвовал в гастрольной поездке по странам Европы (Англии, Германии, Дании), организованной антрепренером Владимиром Николаевичем Любимовым(наст.фам. Брантгендлер; 1855-1902)
         Тартаков был кумиром киевской публики, его выступления сопровождались шумным успехом. По воспоминаниям, по Крещатику за этим чрезвычайно красивым, импозантным, очень популярным человеком неизменно шла толпа поклонниц и сторонников, как за божествим, а идол не знал, куда спрятаться от людской толпы.

         Среди ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫХ ЧЛЕНОВ - художник и педагог, основатель и руководитель(1875-1901) Киевской рисовальной школой, академик живописи,  статский советник НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ МУРАШКО (1844 -1909).
          В 1863-1868 годы учился в Петербургской Академии художеств. В 1879 за одну из своих первых картин «Мотив из окрестностей Киева» Н. Мурашко удостоен Советом Академии художеств звание классного художника 3-й степени.       
         В 1885 году отправился заграницу с целью изучения методики преподавания живописи и рисунка в рисовальных школах и академиях искусств  Кракова, Вены, Парижа, Болонье, Флоренции, Рима. Позднее ещё дважды (в 1891 и 1894) выезжал заграницу.
          Учитель рисования в Киевских учебных заведениях: Киевской Первой мужской гимназии(1868 - 1870), в реальном училище (1873-1895) и  Коллегии П.Галагана (1883- 1886)
В 1875 -1901 годы руководил,  основанной им Киевской рисовальной школой.
        Начиная с 1877 года, по его инициативе в Киеве ежегодно проводились художественные выставки, на которых были представлены произведения лучших  русских, украинских и зарубежных художников-реалистов.
  Последние годы жизни о провел в селении Буча под Киевом,  всецело отдаваясь творческой работе. Особенно напряженно работал художник над книгой мемуаров «Воспоминания Старого Учителя», которые вышли двумя выпусками еще при жизни художника.
         Искусствовед, литератор, публицист, педагог, теософ - Евгений Михайлович Кузьмин(1871 - 1942) , который в 1893 году окончил Рисовальную школу , оставил портрет Николая Мурашко:«Но вот уже на стене тоже бледно-зеленой тенью зарисовывается голова. Высокий немного наклонный лоб переходит в длинные «художественные» волосы. Длинная, немного вперед борода будто подчеркивает тоже длинную, немного вытянутую вперед, шею. Не обладая деньгами, а имея при себе только терпение и страстную любовь к делу, Мурашко основал школу»


Рецензии