Про систему Берта Хеллингера

    …В восьмидесятых годах прошлого (20-го) столетия Берту Хеллингеру удалось выявить и сформулировать повторяемость феноменов (или, точнее, феноменологических рядов разных уровней) названных им «порядками» - души, родовой и личной совести, любви. 
Ну, немец же! – порядки, уровни, иерархия… (даже если он, вдруг, немецкий еврей или, к примеру, австриец).
На основе данных порядков, или, может быть, порядка системного взаимодействия в семье им создана методика системной семейной расстановки – ныне популярная во всем мире психотерапевтическая методика.
  Основной тезис – семья есть система отношений и эмоций, – в которой существует некое морфогенетическое поле, включающее в себя эмоции и отношения не только ныне здравствующих членов семьи (в семью входят: родители, дети, братья и сёстры родителей, родители родителей, иногда, в оговорённых далее случаях – прародители и те, кто «освободил место» для членов семьи) но и уже умерших, погибших, пропавших без вести и даже не рожденных: как по причине выкидыша или аборта, так и тех, что даже не были зачаты, но о которых мечтали, думали - либо желали, либо опасались их появления – т.е. они участвовали в эмоциональных движениях семейной системы, хотя телесно по какой то причине так и не были воплощены. Присутствуют в семейном поле и прежние партнёры родителей. Вполне материалистический тезис, что система больше, чем простая сумма её частей (членов) здесь доведен до крайности, до выхода за рамки материалистических воззрений. 
  Сам термин «морфогенетическое поле» Хеллингер заимствует у Руперта Шелдрейка на которого и ссылается, используя это выражение в своих текстах. Что есть это поле - не конкретизируется – оно обозначает нечто, что обеспечивает эмоционально-информационную связь в семейной системе. Связь действующую, пока существует хотя бы один материально воплощенный член семьи. 
  Люди, не являвшиеся членами семьи, но находившиеся в значимых эмоциональных отношениях с ними (любовь, ненависть, зависть) либо взаимодействовавшие с ними в острых ситуациях (совместный труд, переживание трудностей, радостей, бед, предательство, убийство, катастрофа) так же могут вносить в семейное поле возмущения либо гармонизировать его. Фактически это связь всех со всеми. Сила взаимодействия зависит от иерархического положения члена семьи; влияние идёт от старших к младшим и эмоциональной силы раздражителя. Это касается живых членов системы. Умерших можно только понять и принять - иначе воздействие их на последующие поколения будет длиться и длиться (если была тяжкая судьба - до шести поколений).
  Пропавшие без вести и по какой-либо причине исключённые из общения и упоминания члены семейной системы должны быть возвращены и приняты обратно. В противном случае: младшие члены системы будут замещать отсутствующих и это замещение - фактически - жертва – поскольку замещение старшего младшим для родовой совести некорректно, и не приносит других результатов, кроме разрушения судьбы и жизни замещающего. 
  Личная совесть по Хеллингеру, как более позднее образование часто вступает в противоречие с родовой совестью, и, человек, свято уверенный в своей правоте и невиновности, идет к смерти, обречённый древними и находящимися выше человеческого понимания и логики системными механизмами. Как пример для таких случаев он приводит древнегреческие трагедии, где герои, движимые человеческими побуждениями (совестью, гордостью, любовью), противоречат воле богов (даже не осознавая этого) и погибают.
  Толкование понятия «душа» у Берта Хеллингера далеко от ортодоксального христианского: он считает, что крайняя самонадеянность полагать индивидуальную душу человека слишком значимой, а ее индивидуальное «спасение» возможным.
Какой смысл спасать малую и незначащую частичку Большой родовой души? Существует Душа рода, сама являющаяся частью Мировой Души. Порядки и иерархия души связаны с родом. 
  Действия во имя индивидуальной души и индивидуальной совести, часто противоречат порядкам и движениям Родовой Души, ведут к разрушению здоровья, личности и являются индивидуальным путём к смерти.
  Ключевые слова в системной семейной терапии – «смирение», «уважение», «принятие». Человек, принимающий членов своей семьи (всех, живых и уже умерших, без исключений и изъятий) такими, каковы они есть – гармоничен. Это первый этап гармонии, но он избавляет от страданий и, главное, от того, что искаженная страданием картина мира будет передана потомкам и они будут воспроизводить её вновь и вновь не видя ей альтернативы и других путей в жизни. Эмоции – это код родовой души, эмоциональные стереотипы – это фильтры восприятия, передающиеся от поколения к поколению. Именно на эмоциональном уровне, вне контроля разума, подсознательно, человек принимает решения жить или заболеть, или умереть. Разум лишь оформляет готовое решение в слова и поступки. 
  Именно с этим уровнем, соединяющем индивидуальную и родовую душу человека, работает системная феноменологическая психотерапия. 
Основной метод данного вида психотерапии (на первом этапе) – метод семейной расстановки. Сама методика несложна: человек, нуждающийся в решении или прояснении какой-либо семейной или личной проблемы проговаривает её перед терапевтом и группой его помощников (по Хелингеру все личные проблемы имеют корень в делах семьи и рода). Затем терапевт вопросами, построенными по специальной схеме (циркулярными вопросами) уточняет суть проблемы и её возможную связанность с какими либо членами семейной системы, после чего сам человек должен сделать запрос на семейную расстановку – по проясненной совместно с терапевтом формулировке проблемы. Получив конкретный запрос (а не расплывчатые жалобы) терапевт принимает решение о том, какие члены семейной системы будут привлечены на начальном этапе данной расстановки и дает разрешение фигуранту выбирать заместителей, необходимых для расстановки лиц, из числа группы помощников. ВСЁ! – здесь начинается мистика…
  Фигурант подходит к выбранному лицу и говорит: « Ты будешь моей душой, отцом, матерью, мужем, женой и т.д.». Потом берёт его за плечи, ведёт и ставит перед группой в том месте зала, где по его ощущениям он должен находиться. В этот момент заместитель включается в семейное поле и начинает на эмоциональном и чувственном уровне переживать по отношению к членам семейной системы фигуранта, то, что ощущает замещаемый им. После расстановки заместителей человек, по чьему запросу делается расстановка, выходит из группы заместителей и усаживается в стороне, откуда он будет наблюдать за работой группы заместителей, и в семейное поле входит терапевт. 
  Задача терапевта - не имея в данной ситуации своих побуждений (любопытства, каких либо оценок, желаний – в том числе: вылечить и помочь) ощущать внутренние эмоциональные связи и движения в семейной системе и, перемещая членов системы относительно друг – друга, задавать им вопросы: «Что вы чувствуете, находясь в этой позиции, относительно этого члена системы?» и, проявляемое эмоциональное напряжение между заместителями (в виде ощущений – тепла, холода, притяжения, отталкивания, желания смотреть на другого или невозможность поднять на него глаза и т. д.) сделать понятным и видимым для терапируемого.
  Наблюдая, как терапевт последовательно, сводит заместителя его души с заместителями других членов системы, терапевтируемый видит со стороны, скрытые от него в обыденной жизни (по причине включенности и полной идентификации со своей семейной ролью) движения и устремления собственной души. Иногда это движение к воссоединению с умершими – т.е. к смерти. Если ощущается неполнота системы или зависимость ее движений от отсутствующего в расстановке её члена – терапевт вводит его: умершего или исключённого, или забытого и потерянного семьёй. У женщин это бывают абортированные дети. Иногда это скрываемые семьёй жертвы семейного преступления, либо преданные и забытые родственники, проклятые родителями и брошенные дети. Предугадать какой «скелет в шкафу» у данной семьи невозможно. Терапевт, находясь в семейном поле, во время расстановки, использует феноменологичес-кий метод познания – полная выключенность собственных желаний и побуждений, позволяет включиться в семейное поле и, следуя его указаниям, почувствовать причину семейного страдания. 
  После проявления причины семейной эмоциональной деформации в семейное морфогенетическое поле, обозначенное заместителями, вновь вводится фигурант ранее наблюдавший со стороны. Рука об руку со своей душой (с заместителем её, конечно) он должен попросить прощения и выразить благодарность и любовь своим родителям и членам семейной системы уступивших ему место – в каком бы виде это не выразилось. Мёртвых не вернешь, но выразив им свою любовь и принятие их судьбы и роли в семейной системе, можно прервать цепь повторений неразрешенной семейной проблемы, как в последующих поколениях, так и собственной судьбе. Стремление к ушедшим любимым разрешается фразой: «Я вас люблю и помню, я еще поживу немного, прежде чем прийду к вам (тебе)». - Мёртвые они могут подождать, у них есть целая вечность. 
  Если по какой-то причине терапируемый не желает или не может, попросить прощения, либо принять произошедшее, терапевт не настаивает – значит время для разрешения этой проблемы еще не пришло. Душа движется шагами и для следующего шага может понадобиться время…
  Мое собственное участие в семейных расстановках, как в качестве заместителя, так и терапируемого, подтверждает (на уровне ощущений) всё вышесказанное. Однако удар нанесённый по моему материализму и рационализму очень тяжел.


Рецензии
Хелингер усложняет, все значительно проще

морфологическое поле ... знаем знаем, Эйнштейн сломался на подобной штуке

А Бесков - над общей теорией футбольного поля.

А что было на поле? - спросил Менакер Миронову
Платье в горошек

Но вообще-то прочел с интересом!

Михаил Гольдентул   18.10.2019 04:21     Заявить о нарушении
Спасибо, Михаил. Теория-теорией - а практически - работает. Колдовство и шаманство, блин!

Николай Попов 7   18.10.2019 09:10   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.