Рубеж. Ч 1. Ржевское стояние. Г 4. Первые тропы

Рубеж.

Повесть.
Олег Русаков.



Часть 1. Ржевское стояние.


Глава 4. Первые военные тропы.


            …Тяжелые брызги полетели в разные стороны. Мишка
почувствовал, как его ноги приняли удар воды. Почувствовал резкое
погружение в блестящую под ним несколько секунд назад, поверхность
реки. От страха, не закрыв глаза, и поэтому, видя вокруг прозрачную на
метры подводное светлое пространство, пронизанное стрелами солнечных
лучей под золотыми бликами поверхности воды, и огромное количество
воздушных пузырей в ее толще. Пузыри, быстро поднимающиеся вокруг него
вверх, глухим эхом заполняя слух, сам он все глубже уходил под воду.
Пузыри были и маленькие, и большие, но все белые и блестящие, все время
сжимаясь и разжимаясь… Вдруг под его ногами почувствовалась какая-то
мягкая подводная перина, в течении следующего движения души он отчетливо
понял, что его ноги вязнут в иле…
            Парень резко выпрямил колени и начал всплывать, пытаясь в
следующий миг помочь себе руками. Руки тут-же запутались в стропах,
медленно перемещающихся в толще воды. Прозрачность позволяла все это
видеть, в том числе и как черный ил поднимается снизу, медленно поглощая
его ноги уже почти до самой промежности, а сверху из-за того, что на
поверхность реки опустился купол парашюта, стало темнее. Миша, сильнее
работая уже только ногами, наконец вынырнул под купол, распластавшейся
на поверхности воды плотной ткани, полностью накрывшей место его
приземления, правильнее будет приводнения, жадно вдыхая воздух из-под
мокрой ткани парашютного купола, с трудом головой разделяя поверхность
воды от ткани, чувствуя тяжесть кирзовых сапог и обмундирования, которые
с каждой секундой становились все тяжелее и тяжелее, Трифонов стал
пытаться отстегнуть лямки парашюта, стропы, уже успевшие намотаться на
руки, мешали парню, он вытащил нож, и воткнул в купол, ткань была
плотная,… но нож острый…

            Через пару минут озираясь по сторонам, Мишка собирал в охапку
мокрый парашют. Скрутил собранный купол стропами и завязал его в тугой
сверток, отрезав от него несколько тонких и крепких строп, смотал их в
клубок. Кинжалом под прибрежным кустом выкопал ямку в мягкой черной земле,
то и дело разрезая корни кустов, предварительно отложив дерн в сторонку.
Поместив туда парашют, присыпал землей, наверх аккуратно не спеша положил
дерн, затем вылез из-под куста, не делая резких движений, присматриваясь
насколько незаметен закопанный парашют. Опустил ветки прибрежного ивового
куста. Хоть вода из сапог была вылита, они все равно хлюпали. Трифонов
зашел по щиколотку в воду и стал брызгать на холмик под кустом, где
только что закопал средства приземления, чтобы смыть с травы дерна грязь,
и чтобы дерн не пожелтел сразу в жаркий уже июньский день.
            Далее, внимательно всматриваясь в шуршащий ветром и яркими
солнечными лучами лес, пытался уловить звуки и признаки приземления
других участников их группы, ища место приземления технических парашютов
со снаряжением и оборудованием. Проведя так пару десятков секунд, он
вернулся к своему мокрому вещевому мешку и сунул в него клубок обрезанных
строп.
            Один из парашютов со снаряжением повис на дереве метрах в ста
пятидесяти от его приземления. Груз был значительно тяжелее парашютиста и
ветер не смог его утащить до реки, хотя Мишка так старался не попасть в
воду, оттягивая стропы, аж до обратного хлопка купола под порывами ветра.
При этом Трифонов был не первый у грузового парашюта, и не в одиночестве
он оказался в нитку мокрый. Один из разведчиков уже, вскарабкавшись на
дерево, обрезал стропы грузового парашюта…

            Их группа забрасывалась в соединение партизанских отрядов с
одной стороны, для координации их действий при готовящемся очередном
наступлении подо Ржевом, с другой стороны, для обеспечения партизан
полевой связью, в виде двенадцати полевых телефонов и семи километров
полевого телефонного провода, доставки боеприпасов, и… осуществлению
какой-то важной диверсионной операции на Смоленщине. А Мише было поручено
очень важное задание… Он должен был научить группу бойцов, из партизан,
прокладывать полевую телефонную связь и коммутировать полевые телефоны,
а командиров партизан пользоваться самими, еще диковинными в армии,
полевыми телефонными аппаратами. Научить держать кабеля и телефоны в
сохранности и пользоваться снаряжением связиста. А далее в составе
группы разведчиков, после выполнения всех заданий, выйти к регулярным
войскам в районе некоего селения, какого - этого Мишке известно не было.
Об этом было известно только разведчикам, они должны там, совместно с
партизанами, провести диверсионную акцию на железной дороге между Вязьмой,
Смоленском, и городком под странным названием Белый, о чем тоже не было
известно Михаилу.

            Минут через сорок после приземления и обнаружения всех грузов,
боец поставленный в охранение задержал мужчину и женщину, которые
ответили на пароль, после чего на опушку выехали сначала три подводы и
два десятка партизан, а через несколько минут еще две подводы, сколько на
погрузке было уже гражданских определить было трудно, вооружены они были и
нашим и немецким оружием… да и кроме простого Мишкиного интереса, это было
и не к чему.

………………………………………

            А попал в эту группу Мишка случайно. После учебки,
подготовленных для десантирования связистов хотели отправить в деревню
Красное, где формировался стрелковый полк в составе которого
предполагалось формирование нового подразделения до батальона численностью
для парашютного десантирования в тылу противника и ведения автономных
боевых действий. Но их отправку опять приостановили, а через два дня
объявили, что часть курсантов выезжают до станции Шаховской, но не все, а
только те, которых отберет офицер, прибывший из Шаховской со специальными
поручениями. Отобранные поступят в его распоряжение и отбудут по месту
назначения, остальные будут направлены в деревню Красное на
запланированное формирование.

            В создаваемое диверсионно-штурмовое десантное подразделение
отобрали только пятерых связистов, в их число попал и Трифонов, так как у
него в деле было отмечено, что он хороший стрелок. Уроки отцовой охоты с
раннего детства не прошли даром. Вот так, по случаю деревенских навыков, он
и попал в разведывательно-диверсионное подразделение. В Шаховскую
отправились почти сразу, только курсантам позволили собрать вещмешки и
парашютное обмундирование закрепленное за каждым из них поименно. Через
полчаса они уже тряслись в кузове невиданной доселе машины с тремя парами
колес, со странным трудно выговариваемым название «Студебеккер»… вместе с
ними в кузове лежало и их десантное обмундирование, кроме трех комплектов
полевых телефонов, видимо полученных разведчиком на тыловом складе.
            Только через восемь часов с двумя короткими остановками и
перекусом по-быстрому, горячей перловкой с тушенкой, их транспорт прибыл в
Шаховскую, в хозяйство разведроты капитана Васильева... 17 гвардейского
полка, 5й гвардейской дивизии, которая в данное время проходила
переформирование где-то под Юхновым. А бойцов роты Васильева, при
переформировании, было решено, так сказать, «ставить на крыло», им всем
предстояло пройти подготовку десантирования с самолетов.


Историческая справка.


            Это было новшеством в Красной армии.
            Первые попытки доставки военных подразделений в тыл противника
были новыми тактическими опытами в Красной армии, которые приходилось
внедрять практически сразу в бою. Эти военные операции не имели средств
доставки. Не было в 1941 году в СССР отечественных самолетов, которые можно
было применить для доставки личного состава на большие расстояния, и
десантирования подразделений пехоты в ближние тылы противника. В 1940м году
были разработаны по американскому прототипу - Douglas DC-3 США и выпущены
первые 8 единиц транспортных пассажирских и военно-транспортных самолетов,
затем их производство было остановлено. С началом войны производство
возобновили в Москве, но завод необходимо было эвакуировать. вновь их
начали производить в конце января 1942го года. За 1942 год было выпущено
80 машин. к окончанию войны в небо поднялись 2125 самолетов этого класса.
Их выпускали до 1953го года, последняя машина была выведена из эксплуатации
в 1970 году.
            Эти транспортные самолеты получили название ЛИ-2 в 1942м. До
этого он шёл как прототип.
            Но в начале 1942 года при проведении Ржевско-Вяземской
стратегической наступательной операции Калининского и Западного фронтов
десантирование пехоты в тыл фашистов было осуществлено с помощью тяжелых
бомбардировщиков, перевозя пехотинцев в закрытых бомбовых отсеках самолетов,
десантируя небольшие группы парашютистов.
            Эти операции давали очень неплохие результаты при прорывах
немецкой обороны. Создавая в прифронтовых тылах немцев панику и
неразбериху, нарушая узловые коммуникации противника и связь, эти
подразделения, не связанные, как правило, никакими определенными задачами,
создавали стратегическую пустоту, во вторых эшелонах обороны противника,
при этом неся, опять же как правило, не большие потери. К тому же группы
были малочисленные, и потеря одной группы не приводила к трагическим
последствиям для тактических и стратегических планов командования.
            Это открывало возможность расширения оперативных действий
атакующих войск сразу после прорыва немецкой обороны. Приводило к быстрому
продвижению ударных сил Красной Армии в глубь немецкой обороны, расширяя
молниеносно, таким образом, плацдармы для введения крупных группировок
войск и разделения обороны противника на локальные рубежи с последующим их
вытеснением с занимаемых позиций, или полным уничтожением. Реальная
возможность формирования и применения значительных по численности и
вооружению десантных подразделений возникла при открытии Ленд-лиза. С
появлением весной 1942 года в составе нашей авиации первых транспортных
самолетов Douglas C-47 (прототип Американского пассажирского самолета
Douglas DS-3a) созданного американцами специально для военных поставок
сначала, с 1940 года, в Великобританию, а затем и в воюющую Россию по
открывшемся в начале 1942 года торговым путям в северные порты СССР, а так
же своим ходом, то есть перелетая из Канады, или с Аляски через все
восточные пределы огромной, истекающей кровью, страны.
            За войну с 1942 по 1945 годы в СССР было поставлено 707 машин
данной модификации. В Великобританию – 1900 машин. Этот самолет по
паспорту брал на борт 28 солдат для десантирования, или четырнадцать коек
для раненых и трех врачей. Естественно, для десантирования наши прибегали
к хитростям, заливали поменьше горючего, убирали из салона лавки,
увеличивая таким образом количество парашютистов до сорока человек, а
другой раз и более. Эта крылатая машина очень хорошо зарекомендовала себя
как военно-транспортный и медицинский самолет за время Великой
Отечественной войны, и после войны крылатый извозчик долго служил в
военной и гражданской авиации СССР, пока полностью не был заменен на
отечественные прототипы, уже значительно с большей полезной нагрузкой.
После окончания Великой Отечественной Войны Дугласы еще долго коптили
Советское небо, честно отдавая себя Советскому Народному хозяйству.



Глава 4. Первые военные тропы. (продолжение)


            Диверсионно-разведывательное подразделение формировали из
рослых и сильных парней и мужиков. Большая часть из них были уже с военным
опытом после госпиталей или успешно проведенных диверсионных операций,
приветствовалось, если солдат имел довоенную спортивную подготовку, но
опыта десантирования с самолета не было, как правило, ни у кого и на
знакомство с небом отводилось целых две недели. А связистов привезли уже
для этого дела подготовленных, хоть и из учебки, и у каждого из них за
плечами было уже по шесть, семь прыжков. Через два дня как они прибыли на
место и были расписаны по взводам, по местам службы, в роту прибыл командир
капитан Васильев. Он приехал, в расположение роты, из штаба армейской
разведки с нужными приказами. Оказалось, что через пятнадцать дней его
подразделению, пройдя обучение на десантирование, уже надо было вернуться
под Юхнов в расположение 5й гвардейской дивизии, проходящей там очередное
переформирование.
            Для Михаила было в новинку прыгать из больших самолетов, он не
знал, что они Американские, но это оказалось намного проще, чем с крыла
У-2. Ему даже стало нравиться встречаться с голубым небом и с молодой
зеленью земного царства под жестким куполом парашюта. Прыжки в открытое
небо начинали входить в привычку.

……………………………………..

            «Посылки», как называли партизаны тюки с оборудованием и
боеприпасами, открывались и перегружались на подводы. Когда груз был
разложен на повозки, обоз неспешно тронулся по лесной тропе, не понятно,
как ориентируясь среди зеленых зарослей, без всяких дорог, предварительно
выдвинув вперед охранение из трех партизан, пятеро разведчиков и связист
двигались в середине обоза, за второй подводой. Колодяжный – командир
разведгруппы и старшина шли где-то с проводниками.
            - Ну как там на большой земле? – не громко спросил Мишку не
молодой бородатый мужик звонким голосом, через дым папироски, подгоняя не
сильно лошадь вожжами, не садясь на повозку – скоро немца-то погоним с
нашей землицы?
            Миша молчал, не зная, чего ему отвечать.
            - Чего молчишь-то сынок…
            - Да я не молчу… Просто чего сказать не знаю. – ответил,
всегда задорный в разговоре, Михаил.
            - А чего сказать? Так и скажи, готовится там наша армия фрицев
энтих гнать к чертовой матери или нет.
            - Да я в армии-то… - он ухмыльнулся, - только с учебки.
            Дед поправил свой карабин на плече и опять легко ударил
вожжами по широкому крупу кобылы, и не громко:
            - Давай милая, давай…
            А та, мордой раздвигая ветки не охотно шла вперед, фыркая и
закрывая глаза.
               Как партизаны ориентировались в лесу с подводами было не
совсем понятно. Чаща была густой не только для лошадей с подводами, но и
для пеших людей. Но груз везли между деревьев уверенно, зная куда они
двигаются.
               Небольшая группа партизан замыкала движение обоза,
максимально устраняя все возможные следы его движения, где нужно, заметая
колею, в траве или на мхе, грубыми прутьями и ветками, в том числе собирая
лошадиные лепешки, коли они выдавали движение обоза.


Продолжение:       http://www.proza.ru/2019/07/12/255



27.07.2017
Русаков О. А.
г. Тверь


Рецензии
Обстоятельный, серьёзный труд, полон интересных исторических и технических моментов. Читается легко с интересом. Нам бы ещё подрастающее поколение приучить к чтению такой литературы. В своей погоне за "прогрессивным и продвинутым" Западом можем и голову(мозги) потерять если не одумаемся...

Николай Ходанов   30.03.2021 21:05     Заявить о нарушении
Так оно и есть, уходят те люди, кто видел ту страшную войну. некому уже рассказать скупыми словами о страшном увиденном в те уже далекие годы. Считаю - цель образования как раз и заключается в том, чтобы давать детям знания, которые они с большим трудом могут получить иначе.
Без истории в голове человек обязательно придумает нужные ему мифы. Без истории своей Родины... своих предков человек - сирота!

Олег Русаков   31.03.2021 08:47   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.