Блок. Здесь ночь мертва... Прочтение
Здесь ночь мертва. Слова мои дики.
Мигает красный призрак — заря.
Наутро ввысь пущу мои крики,
Как белых птиц на встречу Царя.
Во сне и в яви — неразличимы
Заря и зарево — тишь и страх…
Мои безумья — мои херувимы…
Мой Страшный, мой Близкий — черный монах…
Рука или ветер шевелит лоскутья?
Костлявые пальцы — обрывки трав…
Зеленые очи горят на распутьи —
Там ветер треплет пустой рукав…
Закрыт один, или многие лики?
Ты знаешь? Ты видишь! Одежда пуста!..
До утра — без солнца — пущу мои крики.
Как черных птиц, на встречу Христа!
9 января 1903
Как же не совпадает всё-таки у Блока жизнь реальная и жизнь истинная! Казалось бы, всего пару месяцев назад у него было объяснение с любимой, по которой он тосковал четыре года! – летом будет свадьба, он сейчас – счастливый жених, а в стихах – ужас.
И невеста… Если тебе «…не трудно было отдаться волнению и "жару" этой "встречи", а неведомая тайна долгих поцелуев стремительно побуждала к жизни, подчиняла, превращала властно гордую девичью независимость в рабскую женскую покорность», если «тут прибавилось еще то "десятое чувство", которым влюбленная женщина понимает любимого», – ну, так пойми и встань рядом!
«Мы всюду. Мы нигде. Идем,
И зимний ветер нам навстречу.
В церквах и в сумерках и днем
Поет и задувает свечи…
…Я знаю всё. Но мы — вдвоем…
5 декабря 1902»
Но они так и не станут – «вдвоём», не станут парой.
И вот… Помните, что такое было «заря» для того поколения, как сияли зори 901-ого года?
«В 1900 – 1901 годах "символисты" встречали зарю; их логические объяснения факта зари были только гипотезами оформления данности; гипотезы – теории символизма; переменялись гипотезы; факт – оставался: заря восходили и ослепляла глаза; в ликовании видящих побеждала уверенность...»
(Андрей Белый. «Воспоминания о Блоке»).
Теперь заря стала «красным призраком», заря, которая еще весной была – «видением», которая заставляла его чувствовать себя теургом, «обладателем тайны»! – преобразилась в «тишь и страх». И вместо ликов – маски, указующие персты кажутся сухой соломой, херувимы – чучелами, от которых с клекотом рвутся птицы. И черные, и белые.
И распутья, распутья, распутья…
А.А. Блок. «Полное собрании сочинений и писем в двадцати томах. ДРУГИЕ РЕДАКЦИИ И ВАРИАНТЫ»:
«
Заглавие Страх
»
*
Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
«
- «Мигает красный призрак - заря». - Образы "мигания" и "подмигивающих" в переписке Блока и А. Белого- символы ложных, обманных "знаков" (Блок и Белый. С. 47). Мотив призрачных идеалов здесь и ниже дается через автоцитирование "высоких" ключевых образов СПД ("заря") в контексте, отрицающем их "объективность". Символика красного цвета близка Белому, который в письме от 20 марта 1903 г. связывает ее с "обманом" (Блок и Белый. С. 29. Примеч. 10).
- «Во сне и в яви - неразличимы ...» и след. - Другой способ раз облачения системы ценностей СПД - утверждение равнозначности прежде противополагающихся образов ("заря" и "зарево", "безумья"- "херувимы").
- «Мой Страшный, мой Близкий- черный монах». - Приход безумия- один из вариантов финала "мистического романа" в Р. Упоминание "черного монаха" в связи с темой безумия- возможная реминисценция из повести А.П. Чехова "Черный монах" (1894) .
- «... Там ветер треплет пустой рукав». - Мотив пустоты - одно из наиболее характерных изображений призрачного мира в Р .
- «... Как черных птиц ...» -- Символика "черного" в указанном письме А. Белого истолкована как "ужас" .
- «... навстречу Христа!» - Как носительницу христианской идеи Блок воспринимал Л.Д. Менделееву.
[
...что никакой цитатой не подтверждено. Возможно Редакция имеет в виду неотправленное письмо Блока к Менделеевой:
«…меня оправдывает продолжительная и глубокая вера в Вас (как в земное воплощение пресловутой Пречистой Девы или Вечной Женственности, если Вам угодно знать)».
С моей точки зрения, для Блока царство Вечная Женственность - это то что придет на смену христианству.
Напомню ключевое для его биографии Явление (Из дневников 1918 г о зиме 1901 г.):
«В конце января и начале февраля явно является Она. Живая же оказывается Душой Мира (как определилось впоследствии), разлученной, плененной и тоскующей...»
Вот эту Душу Мира, или "пресловутую Пречистую Деву или Вечную Женственность" он своим творчеством, своим " тайным знанием, за которым стоит тайное действие", своей жизнью пытался пробудить в... в Любочке Менделеевой.
И уж "носительницей христианских идей", девушку, таскавшую его в храмы, чтобы в их сумерках вдоволь нацеловаться, Блок не считал.
]
На трактовку образа возможно и воздействие Мережковских, А. Белого, а также друга Блока Е.П. Иванова. Сам Блок неоднократно писал о своем крайне
сложном, зачастую отрицательном отношении к Христу. Ср. в письме А. Белому от 1 августа 1903 г.: "Еще (или уже, или никогда) не чувствую Христа".
»
Свидетельство о публикации №219071100345