Блок. Я к людям не выйду навстречу... Прочтение
Я к людям не выйду навстречу,
Испугаюсь хулы и похвал.
Пред Тобой Одною отвечу,
За то, что всю жизнь молчал.
Молчаливые мне понятны,
И люблю обращенных в слух.
За словами — сквозь гул невнятный
Просыпается светлый Дух.
Я выйду на праздник молчанья,
Моего не заметят лица.
Но во мне — потаенное знанье
О любви к Тебе без конца.
14 января 1903
В детстве после первого дня в школе мать его спросила, как там? Он ответил: "Там люди!.."
В 903-ем ему уже 23, но к "людям" он так и не привык. И как два года назад удивлялся:
«Кругом о злате иль о хлебе
Народы шумные кричат…
3 февраля 1901»
…так и теперь он от них отделяется:
Я выйду на праздник молчанья,
Моего не заметят лица.
Нет и шага к тому, что представилось ему год назад:
"Я шел — и вслед за мною шли
Какие-то неистовые люди.
Их волосы вставали под луной,
И в ужасе, с растерзанной душой
Зубами скрежетали, били в груди,
И разносился скрежет их вдали.
Я шел — и вслед за мной влеклись...
... Передо мною шел огнистый столп.
И я считал шаги несметных толп.
И скрежет их, и шорох их ленивый
Я созерцал, безбрежный и счастливый.
1 января 1902"
*
Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
«
...По мнению З.Н. Гиппиус, высказанному в рецензии на 11 (НП. 1904.
N2 12. С. 275). «воздушная мертвенность, русалочий холод есть в этих ( ... ) слишком далеких земле песнях о слишком прозрачной "Прекрасной Даме". Это не Sancta Rosa (Святая Роза - лат.), это облачная Лилия; ( ... ) это тот новый мистико-эстетический романтизм, который пленяет отрывом от земной крови нашу усталую душу, но пленяет на мгновенье>>. Однако в позднейшем эссе "Милая девушка" (Речь. 1908 . .№ 251. 19 окт.) 3. Гиппиус защищает стихотворение от упреков в индивидуализме, говоря, что уход от людей был необходимой фазой эволюции Блока ("Если бы это было сказано теперь ... Но тогда - пусть не выйду навстречу. Так было нужно, так- хорошо").
- «... За то, что всю жизнь молчал» и след.- Романтическая апология молчания (как формы внесловесного проникновения в сущность мира) обновлена в представлении символистов Тютчевым ("Silentium!" 1830 (?)и "Есть некий час, в ночи всемирного молчания ... ", (1829)) и Метерлинком. Мысли о необходимости молчания, многократно повторявшиеся Блоком в 1902-1903 гг. и активно обсуждавшиеся в его переписке с А. Белым, отражают, в частности, назревающий протест против "нецеломудрия" публицистического стиля Мережковского. Ср. в письме С. Соловьеву (весна 1903 г.): "Нельзя так вопить о том, на чем неизменно понижается голос".
»
Свидетельство о публикации №219071200420