Про Эразма и Маразмы

Маразм заключается в том, что кроме как с названием одного из сортов голландского сыра – гауда – вряд ли кто из жителей XXI столетия ассоциирует этого человека – Эразма Роттердамского ( записан при рождении как Gerrit Gerritszoon, почему стал впоследствии Эразмом – никто не помнит – но так и присох к нему двойной псевдоним - Desiderius Erasmus ).
Он родился в местечке неподалёку от современного Роттердама, которое так и называется – Gouda  ( произносится в оригинале как Ховда ).

Было это в те времена, когда холера, язва, чума и прочие замечательные ужасы истребляли европейское население почти моментально.
Точнее – во второй половине пятнадцатого, начале 16-го веков.
Это важно знать, так как понятие чистоты, гигиены, медицины, комфорта, удобств, инфраструктуры у современного человека слишком отличается от реалий 1460-х годов.
“Благодаря чуме” Эразм остался сиротой в 13 лет, и у подростка внезапно появился выбор – монастырь или нищенство.

Окружение у Эразма было не менее пикантное, чем чума: столетние и всякие прочие войны, реконкиста, инквизиция, костры, открытие Америки, образование Испанского и других европейских королевств и монархий, снова эпидемии, колонизация, рабы и так далее.
Даже книгопечатание было изобретено Гутенбергом всего лишь за четверть века до его рождения – в 1440-х годах.
И клавесин чуть позднее впервые появился – после 1450-х.

Кто жил в те же годы в Европе:
Микеланджело, Рафаэль, Леонардо да Винчи, Перуджино, Франсуа Вийон, Сандро Боттичелли, Лоренцо ди Медичи, Иеронимус Босх, Альбрехт Дюрер, Лукас Кранах, Себастьян Брандт, Николай Кузанский,… и многие другие.
А также Ганс Гольбайн, то есть Hans Holbein младший, который и написал портрет Эразма Роттердамского из Гоуды, благодаря чему он по сей день идентифицируется ещё и живописно.

Эразм в течение многих лет преподавал греческий язык, в качестве одного из редких в ту пору знатоков этого языка, и читал богословские курсы, в основу которых им был положен подлинный ( ! )  текст Нового Завета.
Писал преимущественно на латыни.

Основные тезисы, на которых построены идеи Эразма:

Людьми не рождаются, но делаются путём воспитания;
Человека человеком делает разум;
Не должно быть в мире никакого насилия и войн;
Ребёнка надо правильно воспитывать с самого рождения. Лучше, если это делают родители. Если они не могут это делать сами, то должны подобрать хорошего учителя;
Ребёнку надо дать умственное и нравственное воспитание;
Важно физическое развитие.
В своем основном педагогическом трактате «О первоначальном воспитании детей»,
а также в других трудах по вопросам воспитания («О благовоспитанности детей», «Беседы», «Метод обучения», «Способ писать письма») Эразм определил необходимость сочетания античной традиций при выработке педагогических идеалов,
а также принцип активности воспитанника (врожденные способности могут быть реализованы лишь через напряженный труд).
Внутренний мир ребёнка — это божественный мир, и к нему нельзя относиться с жестокостью.
Воспитание является целью, обучение — средством.
Главным в воспитании выступает правильно поставленное образование.
Правильно поставленным образованием является классическое, в основе которого лежат латинский и древнегреческий языки ( ! ) и античная культура.
Ребёнку надо дать раннее научное образование. Начинать нужно с 3 лет. ( ! )
Обучать сначала языкам, к которым малый ребёнок очень восприимчив.
Учитывать собственную активность и деятельность ребёнка.
Особое внимание при обучении детей нужно уделять тренировке памяти, так как от неё зависят все дальнейшие успехи ребёнка в обучении.
В процессе обучения ребёнок и воспитатель должны относиться друг к другу с любовью, поскольку «первый шаг в обучении есть любовь к учителю».


Вот что успел сделать этот человек и какое наследие оставил.

Подготовил первое издание греческого оригинала Нового Завета с комментариями, положил начало критическому исследованию текста Священных писаний.
Способствовал возвращению в культурный обиход литературного наследия античности.
Владея латынью не хуже, чем родным языком, работал над собранием рукописей классических авторов и над критическим изданием их сочинений.
Перевёл и напечатал большое число произведений античных авторов:
Аристотеля, Цицерона, Демосфена, Лукиана, Светония, Овидия, Плавта, Плутарха, Еврипида, Сенеки…

и т. д.

Пока не умер в 1536-м году – 12 июля.

*

Маленький вопрос:

Почему в эпоху чумных трупов на площадях, голода и выплёскивания помоев из окон на улицу, оставшийся сиротой подросток – сын какой-то случайно забеременевшей служанки – мог блестяще образовать себя сам и стать другом и советником огромного числа представителей науки, культуры, литературы, искусства и власти – от епископов, монархов до папы римского ?

И почему сегодня – спустя 500 лет – всем обеспеченные жирные ленивые тинэйджеры и взрослые люди могут лишь тыкать в мобильники для пересылки смайликов ?
Кто-нибудь знает древнегреческий и латынь ?
А ?

Да какой там… Светоний…

Люди 21-го века писать грамотно не способны.
Вообще.
Потому только смайлики и скобочки…


PS

“ Они до такой степени поглощены своим усладительным вздором, что, проводя за ними дни и ночи, не находят уже ни минуты времени для того, чтобы хоть раз перелистать Евангелие или Послания апостола Павла ”

( “Похвала Глупости”, 1509 год )

*

\13 07 2019/

*


Рецензии