Премьера Урок дочкам

20 июля 2019 г. в КДЦ "Полет" сыграли премьеру музыкального сатирического спектакля по пьесе "Урок дочкам" И.А.Крылова

В  этом году 2 февраля исполнилось 250 лет со дня рождения Ивана Андреевича Крылова, замечательного русского баснописца. Свою первую книгу басен он выпустил в 1805 году, а до этого события был успешным драматургом. Пьеса Крылова является переработкой пьесы  Мольера  "Смешные жеманницы".

Комедия И.Крылова «Урок дочкам» закончена в 1807 году и посвящена патриотическому воспитанию.  Сегодня, как и в первое десятилетие XIX в. защита русского менталитета от чужеземных влияний становится  важной  этической проблемой .

Известно, что пьеса "Урок дочкам" пользовалась большой популярностью у современников. 
Демонстрировать спектакль сегодня можно в школах для старшеклассников (пьесу проходят в 7 классе), и для людей любого возраста в библиотеках и музеях, поскольку в пьесе соблюдено единство времени и места при минимуме декораций..

В «УРОКЕ ДОЧКАМ»  Крылов язвительно высмеивает преклонение  высшего света перед всем иностранным.

 С точки зрения жанра пьеса «Урок дочкам» сочетает черты комедии положений (неожиданные стечения обстоятельств, провоцирующие смешные ситуации), и черты комедии характеров (убогие нравы и глупость дворян и находчивость их умных слуг).
      
 Слуги Даша и Семён — артистичные, находчивые, самостоятельные, вольные люди. Они любят и выручают друг друга в сложных ситуациях.

      Хитрый слуга разорившегося дворянина    Честона Семён притворяется французским маркизом, чтобы разжалобить богатых дочек Велькарова и добыть денег для женитьбы на их горничной  Даше (своей давней возлюбленной). Притворяться ему сложно, поскольку французского он не знает, а пока, в основном, кучер, отчего постоянно попадает впросак.

Даша   —  единственный не комический персонаж в спектакле. Ей приходится выручать своего Семенушку, когда барышни-сестрички могут догадаться, что он не маркиз. 

Велькаров - хозяин усадьбы - комический персонаж, поскольку  ему трудно быть суровым отцом, хотя дочки его постоянно огорчают.   Устами Велькарова Крылов высказывает собственные представления о добропорядочном воспитании русского человека, о необходимости уважения к старшим и недопустимости космополитизма, но при этом автор делает это с юмором.

Фекла и Лукерья Велькаровы. Девицы мнят себя француженками, но при этом недостаточно умны, плоховато двигаются, а в озорстве своем грубоваты. 
 
 Няня Василиса. Добрая няня с чувством собственного достоинства и, в то же время,  исполнительная «верная раба» своего хозяина — внимательно следит, чтобы барышни говорили только по-русски.. При этом занята постоянно собственным делом —   сидя вяжет носки, отчего всегда таскает с собою табуретку.

Сидорка — деревенский конторщик. Правая рука Велькарова, посвящён во все тонкости воспитания господских барышень, домашних и расчётных дел, ведёт конторскую книгу.

Лиза — девушка на сенях, для контроля за местом нахождения хозяев. Дружит с Дашей. В курсе всех дел.


 Финал комедии Крылова отличен от мольеровского (слуг у Мольера в "Смешных жеманницах" побили палками).
Дворянин Велькаров добр и великодушен, он способен посмеяться над  ситуацией  и даже выделяет Семену денег  на женитьбу на Даше и возвращение молодоженов  в Москву. И от своего намерения обучить дочерей должным манерам он не отказывается, оставляя их няне Василисе на воспитание.


Для нашего спектакля длинные монологи героев переведены мною в песни, так что наш спектакль можно считать сатирической музыкальной комедией. Музыка написана специально для нас Алексеем Егоровым. С либретто нашего спектакля можно познакомиться в разделе "пьесы".

Костюмы изготавливались строго по историческим источникам и в соответствии с описаниями И. Крылова. (Моды 1806 - 1807 г.)


Рецензии