Будем помнить о вас и любить

      Корр.  Это воспоминания моих подруг. Я записала их на диктофон, как в старые добрые времена, когда работала радиожурналистом. Правда, сегодня в моих руках  диктофон, а не портативный магнитофон "Репортёр". Но какая разница! Главное я вновь ощутила себя человеком, умеющим выбрать из долгой беседы самое важное, интересное и подчас удивительное. Жаль только, что не могу передать их голоса в звуке, потому что ипостась "проза.ру" - печатное слово.
               
      Мы – дети войны. Той самой, за Победу которой страна заплатила запредельную цену – более 30 миллионов  жизней. Сегодня не только наши дети, но и внуки, а порою и правнуки старше нас, бывших в годы войны. У меня в гостях сёстры Анна Преснова и Галина Макарова.

     Анна, расскажи, пожалуйста, в какой семье ты родилась и как сложилась жизнь твоих родственников в годы войны.

     Анна Преснова.  Встречаясь со своей двоюродной сестричкой Галей и ведя неспешные разговоры, мы невольно вспоминаем о том страшном и горьком времени с какой-то светлой печалью. Ужасное время от нас отдалилось, скрылось за непроницаемым горизонтом, а Победа осталась. Гордиться же нам есть чем!

     Наш род Пресновых приумножается по четырём ветвям. Во главе каждой стояли братья Дмитрий, Яков, Василий и Ефим. Старшему – Дмитрию Андриановичу, 1894 года рождения, - довелось участвовать в сражениях Первой Мировой войны. Недавно в Москве и некоторых других российских городах воздвигнуты монументы в память об этой военной эпопее. Папа был обучен пулемётному делу, воевал на границе с Галицией, получил ранение. После лечения комиссовался и вернулся домой. В 1918 году вступил в ряды Красной Армии.

      С первых  дней  Великой Отечественной войны Дмитрий Андрианович был мобилизован на защиту Родины, в войска противоздушной обороны. Служил в Москве, защищая город, где жили его жена и две дочери, одна из которых я – Анна. В роте пожарных отец прослужил до конца войны.
 
      Корр.  Трое братьев твоего отца тоже ведь участвовали в боевых действиях?

      Да. С болью вспоминаю брата своего отца – Якова Андриановича. Он не сразу оказался на фронте, потому что имел слабое зрение, носил очки. Но как только положение в столице резко осложнилось, он ушёл добровольцем в ополчение. Больше о Якове ничего неизвестно: жена Арина и малолетние сыновья Николай и Виктор получили сообщение, что он «пропал без вести».

      Несмотря на критическую ситуацию в Москве, город продолжал жить и работать. Страшнее самой смерти были бомбёжки. Немецкие самолёты налетали тучами, всё небо чернело. А бомбы падали, падали…

       Василий Андрианович Преснов по случаю брони продолжал трудиться на Московском заводе химических изделий, который размещался в Хапиловском переулке. Это район Чертаново. Он был членом партии, женат и имел маленькую дочурку. К сентябрю 1941 года фашисты стянули под Москву огромные силы, готовясь перейти в генеральное наступление. Над столицей нависла реальная угроза вторжения врага. Началась эвакуация правительственных учреждений, предприятий и населения. В этот трагический для москвичей период Василий столкнулся с непредвиденными обстоятельствами. Завод готовился к эвакуации.

        Преснов, как имеющий бронь, должен был продолжать нести трудовую вахту. Но секретарь парткома распорядился иначе: вместо того, чтобы как коммунисту влиться в ряды доблестной Красной Армии и двинуться на фронт, он своей властью направил на фронт Василия Андриановича. Посчитал, что тот лучше справится с этой миссией. А сам тем временем с женой и двумя детьми отправился в эвакуацию, оставив на попечении соседей (другими словами – на произвол судьбы) семидесятилетнюю тёщу. Прощаясь, призывал всех последовать его примеру, пугая подчинённых тем, что Москва заминирована и будет взорвана перед приходом фашистов.

        Окружающие его люди оказались намного патриотичнее и дальновиднее. Хотя они не были членами партии, но коммунистический дух, честь и совесть у них были неизмеримо выше. Они твёрдо были уверены, что Москву не сдадут. Из уст в уста передавалось заверение Жукова Сталину: «Москву, безусловно, удержим!». Так и произошло. Только В.А.Преснов не мог знать об этом: он погиб, защищая столицу.

        Во время войны мне было 10 лет, и потому многое сохранилось в памяти. Да и отец своими рассказами не давал забывать тяжёлое военное время. Мы воспитали своих детей, а теперь внуков и правнуков на сохранении памяти обо всех героях Великой Отечественной войны, в том числе и на примере братьев Пресновых, их предков.
 
          Корр.  Когда в разговор вступает Галина Ефимовна Преснова (по мужу Макарова), перед глазами всплывают всё новые и новые картины горестной военной жизни.

          Галина Макарова.  Завод, на котором, мой отец, Ефим Андрианович Преснов, имеющий бронь, работал слесарем по ремонту оборудования, эвакуировали на Урал. Выехали из Москвы зимой. Ехали так долго, что казалось, этому не будет конца.  Однажды папа во время стоянки поезда вышел за водой. А вернуться к нам уже не смог, так как на соседнем пути дорогу ему перегородил другой состав. Совсем, как в кино. Мама, Анисия Ивановна, быстренько собрала наш нехитрый багаж, который для неё и двух маленьких дочерей – моей сестры Вали и меня – оказался неподъёмным, и вышла на следующей станции. Папа догадался выслать телеграмму начальнику этой станции, и тот впустил нас  в помещение вокзала.

           Первое жильё у нас было  в Кирове. Помню, как я стояла на подоконнике, смотрела из окна на улицу, а там строем проходили военные и пели:

         - Гей, вы поля, зелёные поля,
            Красная кавалерия, садитесь на коня.

            Мне это очень нравилось.

        Затем мы жили в Свердловске, Салде, Верхнем и Нижнем Тагиле. Папа по-прежнему работал на заводе. Одежда рабочая, как и у всех – телогрейка и сапоги. Однажды ему, чтобы снять сапоги, пришлось их разрезать. Чтобы накормить нас с сестрой, он голодал, и ноги опухли. А мы с сестрой и ребятишками пытались как-то дополнить пищевой рацион: собирали крапиву и лебеду.

          Корр.  Военное время особенно обостряет чувства и характеры, которыми человек был наделён от рождения: добро и зло. Может, припомните моменты общения с соседями, окружающими людьми?

          Галина. Я до сих пор с болью вспоминаю такой случай. В нашем доме на втором этаже жила какая-то актриса. Ей приглянулись мамины платье и туфли, которые висели в шкафу и ожидали своего светлого часа. Женщина стала настойчиво добиваться, чтобы мама продала этот «наряд», на что мама спокойно ответила, что война не вечна и по окончании она сама будет носить эти вещи.

         Актрисе очень не понравилось такое положение дел. В итоге она навела на нашу квартиру воров, и те украли не только платье и туфли, но и прихватили все  продовольственные карточки. Соседи удивлялись: « Что это ваши девочки не поют, как обычно». А мама отвечала, что они хотят кушать. Сердобольные соседи нас кое-чем угощали.

           Корр. Представляю, как ваша семья была счастлива, узнав, что Москва  освобождена, и вы можете вернуться домой.

            Галина.  Когда собрались вернуться в Москву, то узнали, что наша комната занята. Пришлось ехать  к бабушке в деревню Потресово Калужской области. Там мы ходили в школу, а в свободное от уроков время помогали колхозникам собирать зерновые колоски, сгребать сено, полоть. Старались из всех своих детских силёнок. Мама тоже не сидела без дела, а папа в это время работал в Москве и хлопотал о жилье.

           Наконец, нам предложили комнату в глубоком подвале. От соседей нас отделяла фанерная перегородка. Часто подвал заливало водой. Она стояла выше колен, и мы, возвращаясь из школы, шли наощупь и держались за стенку. Стоило во время болезни войти в кабинет врача и первые слова, которые мы слышали, были: «Вы в подвале живёте?». Мама удивлялась такой осведомлённости, а те отвечали: «От вас сыростью пахнет». В таких условиях мы прожили 7 лет. И только благодаря хлопотам депутата Чепилевского (я эту фамилию не забуду до конца дней своих), нам дали комнату от завода «Москабель».

        На лето мы спешили на отдых к бабушке, где невольно стали очевидцами важнейшей для страны стройки – города Обнинска. Он вырос на месте деревни Пяткино. Начинали строительство военнопленные немцы и финны, а достраивали наши солдаты.
 
        Много натерпелись за свою нелёгкую жизнь наши родители и близкие родственники. Мы помним о них с вечной любовью. Как и обо всех фронтовиках и работниках тыла, сохранивших для нас нашу Родину.


Рецензии
Память... Ее не возможно забыть, особенно нашим детям и внукам. БУДЕМ ПОМНИТЬ!

Александр Финогеев   08.01.2024 17:25     Заявить о нарушении
Вы правы, Александр. Память - это такое ЧУДО, которым наградил нас Господь. И великое СЧАСТЬЕ.

Раиса Лунева   08.01.2024 17:38   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.