Блок. Потемнели, поблекли залы... Прочтение

24*. «Потемнели, поблекли залы…»


                Потемнели, поблекли залы.
                Почернела решотка окна.
                У дверей шептались вассалы:
                «Королева, королева больна».

                И король, нахмуривший брови,
                Проходил без пажей и слуг.
                И в каждом брошенном слове
                Ловили смертный недуг.

                У дверей затихнувшей спальни
                Я плакал, сжимая кольцо.
                Там — в конце галлереи дальней
                Кто-то вторил, закрыв лицо.

                У дверей Несравненной Дамы
                Я рыдал в плаще голубом.
                И, шатаясь, вторил тот самый —
                Незнакомец с бледным лицом.
                4 февраля 1903



     Рыцари, король, королева… Это мир «Северной симфонии» Андрея Белого:

     «Стаи северных богатырей собирались к древнему трону, а у трона король молодой говорил новые речи, обнимая красавицу королеву, юную жену свою.
Зубцы его короны и красная мантия сверкали, когда он встряхивал вороными кудрями - весь исполненный песни.
     Он говорил о вершинах, где вечное солнце, где орел отвечает громам.
     Приглашал встать над пропастями.
     Он говорил, что туманы должны скрыться, сожженные солнцем, и что ночь - заблуждение.
     Огненным пятном горели одежды королевские пред троном…»

     Правда, замок в стихотворении не описанный Белым, а… может, соседний? Но месторасположение замка – это всего лишь частность. Другая – живое проявление двойника, «незнакомца с бледным лицом». Как намёк на то, каким образом поэт увидел этот мир: 

     «…Как бы ревнуя одинокого теурга к Заревой ясности, некто внезапно пересекает золотую нить зацветающих чудес; лезвие лучезарного меча меркнет и перестает чувствоваться в сердце…
     Переживающий все это – уже не один; он полон многих демонов (иначе называемых  "двойниками"), из которых его злая творческая воля создает по произволу постоянно меняющиеся группы заговорщиков. В каждый момент он скрывает, при помощи таких заговоров, какую-нибудь часть души от себя самого. Благодаря этой сети обманов – тем более ловких, чем волшебнее окружающий лиловый сумрак, – он умеет сделать своим орудием каждого из демонов, связать контрактом каждого из двойников; все они рыщут в лиловых мирах и, покорные его воле, добывают ему лучшие драгоценности – все, чего он ни пожелает: один принесет тучку, другой – вздох моря, третий – аметист, четвертый – священного скарабея, крылатый глаз…»
     Ал. Блок. «О современном состоянии русского символизма»

     Не частность в стихотворении – отчаяние героя, не частность – ужас предчувствия неизбежности ухода «Несравненной Дамы».


Рецензии