Блок. Потемнели, поблекли залы... Прочтение
Потемнели, поблекли залы.
Почернела решотка окна.
У дверей шептались вассалы:
«Королева, королева больна».
И король, нахмуривший брови,
Проходил без пажей и слуг.
И в каждом брошенном слове
Ловили смертный недуг.
У дверей затихнувшей спальни
Я плакал, сжимая кольцо.
Там — в конце галлереи дальней
Кто-то вторил, закрыв лицо.
У дверей Несравненной Дамы
Я рыдал в плаще голубом.
И, шатаясь, вторил тот самый —
Незнакомец с бледным лицом.
4 февраля 1903
Рыцари, король, королева… Это мир «Северной симфонии» Андрея Белого:
«Стаи северных богатырей собирались к древнему трону, а у трона король молодой говорил новые речи, обнимая красавицу королеву, юную жену свою.
Зубцы его короны и красная мантия сверкали, когда он встряхивал вороными кудрями - весь исполненный песни.
Он говорил о вершинах, где вечное солнце, где орел отвечает громам.
Приглашал встать над пропастями.
Он говорил, что туманы должны скрыться, сожженные солнцем, и что ночь - заблуждение.
Огненным пятном горели одежды королевские пред троном…»
Правда, замок в стихотворении не описанный Белым, а… может, соседний? Но месторасположение замка – это всего лишь частность. Другая – живое проявление двойника, «незнакомца с бледным лицом». Как намёк на то, каким образом поэт увидел этот мир:
«…Как бы ревнуя одинокого теурга к Заревой ясности, некто внезапно пересекает золотую нить зацветающих чудес; лезвие лучезарного меча меркнет и перестает чувствоваться в сердце…
Переживающий все это – уже не один; он полон многих демонов (иначе называемых "двойниками"), из которых его злая творческая воля создает по произволу постоянно меняющиеся группы заговорщиков. В каждый момент он скрывает, при помощи таких заговоров, какую-нибудь часть души от себя самого. Благодаря этой сети обманов – тем более ловких, чем волшебнее окружающий лиловый сумрак, – он умеет сделать своим орудием каждого из демонов, связать контрактом каждого из двойников; все они рыщут в лиловых мирах и, покорные его воле, добывают ему лучшие драгоценности – все, чего он ни пожелает: один принесет тучку, другой – вздох моря, третий – аметист, четвертый – священного скарабея, крылатый глаз…»
Ал. Блок. «О современном состоянии русского символизма»
Не частность в стихотворении – отчаяние героя, не частность – ужас предчувствия неизбежности ухода «Несравненной Дамы».
- «Незнакомец с бледным лицом...» - сквозной персонаж книг СПД и "Распутья". Его "биографический" источник обозначен в дневнике 1918 г.:
«
Любовь Дмитриевна ходила на уроки к М. М. Читау, я же ждал ее выхода, следил за ней и иногда провожал ее до Забалканского с Гагаринской — Литейной (конец ноября, начало декабря [1901 г.). Чаще, чем со мной, она встречалась с кем-то, кого не видела и о котором я знал.
»
Ср. "Она стройна и высока":
«
Она стройна и высока,
Всегда надменна и сурова.
Я каждый день издалека
Следил за ней, на всё готовый.
...Мелькали желтые огни
И электрические свечи.
И он встречал ее в тени,
А я следил и пел их встречи.
... И я, невидимый для всех,
Следил мужчины профиль грубый,
Ее сребристо-черный мех
И что-то шепчущие губы.
27 сентября 1902
»
*
Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
«
- «У дверей Несравненной Дамы ...» - Служение "Вечной Женственности" отождествлено со средневековым рыцарским культом Дамы (ер. стих. "Вхожу я в темные храмы ... " и "Я искал голубую дорогу ... ").
»
Свидетельство о публикации №219072600536