Учеба в школе. Труд или повинность?

     От семи до восемнадцати

    В поход за знаниями. Размышления публициста
 
    Вместо пролога:
   
    Сегодня я хочу предложить вниманию читательской аудитории статью о  школьном образовании в Российской федерации. Очень много нареканий поступает  в надзорные органы от родителей на несовершенство методик преподавания и чрезмерную загруженность учащихся домашними заданиями, многими другими проблемами, влияющими на весь учебный процесс. Итак, давайте вместе распутывать этот клубок противоречий. В этой работе я хочу сделать основной упор на проблемы, которые имеют место не в начальных классах, где  учебная нагрузка является щадящей.  Речь здесь больше пойдет о кабинетной   системе, то есть, начиная с пятого года обучения, вплоть до самого выпуска.
 Рассмотрим фотографию учебного дня  школьников пятых-восьмых классов.
       
    8-30.-начало занятий. !4-00-классы пустеют и учащиеся разбредаются по домам. Кто-то идет в кружки по интересам, другие бегут на спортплощадку гонять футбольный мяч и ли играть в волейбол, третьи спешат домой  помогать матерям по хозяйству. Выполнение домашних заданий  стало привычной,неотъемлемой  частью текущего цикла. Как правило, на самоподготовку уходит примерно около двух часов,если к этому относиться весьма добросовестно. А ведь хочется еще и во дворе погулять, и телевизор посмотреть, и с младшими братьями или сестрами  поиграться... А в сутках всего двадцать четыре часа. У старшеклассников же-вообще катастрофа! Полный цейтнот времени. В школе они заняты на час дольше, да и домашние задания требуют большего времени на выполнение. Что делают при такой высокой нагрузке большинство старшеклассников? Они, зачастую,игнорируют учительские задания на дом  и на очередных уроках дрожат от страха, боясь, что их вызовут к доске.Иногда Бог милует. Частенько выручает школьный звонок, а уж, если не повезет, то жирная двойка  лишний раз украсит классный журнал. Двойка к двойке, тройка к тройке, так и вырисовывается  картина успеваемости недисциплинированных ребят к учебе. Так что же нужно сделать для того, чтобы, как говорится, были и волки сыты, и овцы целы?
         
      ШКОЛА ДОЛЖНА ПРИНОСИТЬ РАДОСТЬ!
    
    Не так давно мне на глаза в интернете попался очередной комментарий гранда российской политики Владимира Жириновского, к которому я отношусь далеко не всегда с симпатией. Так вот, этот эпатажный депутат Государственной Думы громко заявил о том, что к школьной проблеме есть много вопросов, и один из наболевших-это выполнение домашних заданий. Жириновский рекомендует повысить мотивацию учащихся более активной работой на уроках и полностью повсеместно отменить внеклассную нагрузку на учащихся. Мне знакомы многие перлы этого эпатажника, наполненные,порой, горячностью и невзвешеннностью мыслей. А вот это предложение показалось мне вполне рациональным. И,действительно,представим себе на минуточку такую картину. Идет урок истории. Учитель увлеченно излагает новый материал. Дети  все превратились в слух,ловя каждое произнесенное слово наставника. А во второй половине урока предлагается вниманию проверка  усвояемости предыдущего урока. И в классе поднимается лес рук. Каждый ученик мотивирован этой активной работой, сулящей хорошую отметку в классном журнале. В принципе, во многих школах практикуется такое, только активная деятельность ребят в классе-это не что иное, как новаторская работа учителя,сумевшего привить заинтересованность к своему предмету. Хочу заметить, что в средних школах Западной Европы  отказались от практики домашних заданий уже давно, дполнительная нагрузка применяется лишь на каникулах  в виде внеклассного чтения. И здесь нет никакой обязаловки. Учитель рекомендует своим ученикам прочесть те или иные книжки для расширения кругозора.
    Безусловно, к  полной отмене дополнительных нагрузок для учащихся нужно тщательно готовиться. Для этого на уроках нужно больше использовать ролевые игры, строить учебный процесс в более увлекательной форме, погружая в работу всю классную аудиторию...
 
     ГДЕ ВЫ, ЛОБАЧЕВСКИИЕ, ЛОМОНОСОВЫ, БЕЛИНСКИЕ?...
      
    Весьма отрадно,что во многих российских гимназиях в последнее время увеличилось число специализированных классов. Так, стараниями руководителей некоторых территорий появились классы с углубленным изучением основ программирования ,медицинские классы, химико-биологические, общего гуманитарного профиля. Профессиональную подготовку будущих специалистов лучше всего начинать готовить со старших классов школы с тем, чтобы за три года обучения  (9-11 классы) успеть дать этому контингенту базовые профессиональные знания. Нужно шире и повсеместно внедрять в практику общение школьников со специалистами непосредственно в рабочих коллективах. Если ученики компьютерных классов два раза в неделю начнут посещать центры  новых компьютерных технологий, учащиеся- медики –морги и операционные,а химики, ботаники и зоологи профильные учреждения-ботанические сады,зоопарки, исследовательские лаборатории, то и выхлоп на выходе окажется продуктивным.
   На мой взгляд, нужно расширять сеть колледжей. В медицинских средних заведениях  целесообразно начать подготовку помощников врачей, которые были бы ориентированы не столько на профильное дело, сколько на подготовку и ведение лечебной и деловой документации, освободив тем самым лечащих врачей от рутинной бумажной работы. С учетом реалий сегодняшнего дня пришло время подумать и о расширении сети гуманитарных колледжей. В стране, особенно в глубинке, да и в других отдаленных провинциях испытывается кадровый голод в  грамотных рекламщиках, пиар-специалистах, журналистах районной и городской печати. Прекрасно осознаю, что журналисты-это товар штучный, и здесь одного желания трудиться на этом поприще мало, ибо как ни говори, а без способностей на этой стезе делать нечего.  И здесь я предлагаю действенный рецепт. В областных центрах, городах губернского подчинения и районных центрах регулярно проводить творческие конкурсы с целью выявления талантливых ребят. По результатам таких творческих состязаний следует формировать небольшие группы, которые начнут вгрызаться в профессию под началом опытных кураторов, а наиболее способные к журналистской работе смогли бы пополнить ряды студентов этих гуманитарных колледжей. Если подойти к решению этой проблемы комплексно, то и  с кадровым голодом на гуманитарном фронте можно будет покончить навсегда!
   
   СТУДЕНТ-ЭТО  ЗВУЧИТ ГОРДО!
   
   Не могу не коснуться и такой проблемы, как  поступление в вузы. Раньше в СССР  широко применялась практика вступительных экзаменов. Долгие десятилетия она себя оправдывала, однако,щупальца спрута  вгрызлись мертвой хваткой и в эту сферу. Коррупция в вузовской системе приняла широкий размах и на смену вступительным испытаниям пришла сдача ЕГЭ. В этой статье я не буду раскладывать по полочкам достоинства и недостатки  этих  тестовых нововведений, скажу лишь, что прием в  некоторые вузы страны в виде эксперимента можно было бы осуществлять следующим образом. При нехватке у абитуриента определенного количества баллов, при наличии у него небольшого рабочего стажа или отметки в военном билете о прохождения срочной службы в армии, проводить с такими кандидатами в студенты собеседование по профильной дисциплине и по  результатам зачислять их в учебное заведение. Министерству высшего образования неплохо бы  увеличить число приема студентов на бюджетной основе на 20 процентов. В этом случае, так называемые, кандидаты получили бы высокую мотивацию,ведь нередко, уже на первой зимней сессии  стартового курса происходит естественный отсев, и кандидат при успешной сдаче зачетов и экзаменов автоматически вольется в студенческое братство.
    Эта статья-лишь малая авторская попытка обратить внимание государственных чиновников на  животрепещущую проблему. Пусть в России появятся новые Белинские. Лобачевские и Ломоносовы! Страна огромна, и творческий потенциал у нее высокий. Нужно просто больше думать о подрастающем поколении. Ведь, именно ему предстоит строить новую крепкую Россию.

   Июль, 2019.


Рецензии
Уважаемый Борис, если школьники не научатся самостоятельно работать с учебным материалом, то студентов, тем более Ломоносовых и Лобачевских из них не получится.

Ната Никова   19.08.2020 08:58     Заявить о нарушении
В целом статья с убедительным содержанием. Хочется добавить, что чиновники от просвещения, видимо, чтобы доказать свою необходимость, и что не зря они живут за счёт бюджета, упражняются в создании всё новых и новых систем и методик обучения и отчётности и наносят большой вред школьному образованию вместо его развития.

Александр Смирнов 83   05.09.2020 09:33   Заявить о нарушении
На это произведение написано 36 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.