Автобусные маршруты Омска 1960-х годов

Документальное эссе

Категория: 6 +

1.

3 июля 2019 года я написал и опубликовал документальное эссе «Пассажирские автобусы Омска в 1959 году» [1], где, как мне казалось, я немного приоткрыл для Омского краеведения тайну автобусных маршрутов, работавших в нашем городе в конце 1950-х годов. Публикация вызвала небольшую дискуссию в Интернет-сообществе «Фотобус», и наиболее интересные её элементы я, в качестве «Постскриптума», так же включил в это произведение.
Однако, как показало будущее, я несколькоо поторопился.
Документ, найденный мною, был лишь кратким эпизодом в большом пласте информации, обнаруженном несколькими днями позднее. Эти материалы, несмотря на отсутствие карто-схем общественного транспорта того времени, позволяют всем интересующимся полностью удовлетворить своё любопытство относительно автобусных маршрутов того времени.
Следует подчеркнуть, что информация, которую я публикую ниже – это не планы, не предложения, а решения Омского исполкома, которые должны были выполняться автотранспортными предприятиями неукоснительно. В тех же документах можно найти упоминания о проблемах транспорта, о том, что он работает на маршрутах недостаточно хорошо.
Но всё-таки, приведённые мною данные – отличный ориентир для понимания развития маршрутной сети города Омска, своеобразный «срез» географии внутригородской транспортной системы.

2.
Я уже неоднократно писал (да это и очевидно), что конец 50-х годов был знаковым для развития общественного транспорта в городе Омске. Город активно развивался, население росло, появились поистине громадные предприятия машиностроения и нефтехимии, усложнилась география спальных районов. Предприятиям поручалось оказывать всякое содействие общественному транспорту, в том числе и покупкой подвижного состава. Поэтому на рубеже 50-х и 60-х годов город обладал сложной схемой автобусного, троллейбусного и трамвайного сообщения, которая постоянно совершенствовалась, развивалась и видоизменялась вместе с городской средой.
Из решения Омского городского Совета депутатов трудящихся (V сессия, VII созыва) от 22 декабря 1959 года «О мероприятиях по улучшению работы городского пассажирского транспорта»:
«[…] с получением автобусов организовать в 1960 году новые автобусные маршруты, ул. Б. Хмельницкого – посёлок «Южный» [-] ТЭЦ№2, посёлок Московка – посёлок «Южный» - ул. 15-я Рабочая – ТЭЦ-2 [;] вокзал – быв[ший] понтонный мост, кирпичный завод №1 – Сибзавод, городок Нефтяников – трест №1, юнгородок Куйбышевского района – трикотажная фабрика, между посёлками Городка Нефтяников […]» [1, л. 197].
Как мы видим, здесь Совет настаивает на новых, ранее не существовавших направлениях перевозок.
В следующем пункте нашего эссе мы увидим, в каких конкретно маршрутах воплотилось это решение.

3.

Для этого будем цитировать постановление №3-45/18-16 от 1 ноября 1960 года «Об установлении часов начала рабочего дня работы предприятий и учреждений города и утверждении маршрутов автобусного движения на осенне-зимний период 1960-1961 годов», а точнее – его приложение №2:  «Автобусные маршруты по городу Омску на осенне-зимний период 1960-1961 гг.».
Поскольку приложение представлено в табличной форме, его пришлось трансформировать в следующую последовательность: номер маршрутов, наименование и направленность маршрута, марка и количество автобусов с 15 ноября, марка и количество автобусов с 15 декабря (в случае отличий), интервал движения. Дело в том, что с 15 декабря (учитывая специфику дорожных условий зимой) на некоторых маршрутах добавляли по нескольку машин, чтобы сохранить интервал движения, поэтому в перечне к автобусам от 15 ноября следует добавлять автобусы от 15 декабря, и в сумме мы получим требуемое количество задействованных автобусов.
В квадратных скобках для удобства читателей я указал важнейшие элементы последовательности, а добавленные с 15 декабря автобусы пометил «плюсом».
Итак, перед нами полный список автобусных маршрутов города Омска на 15 ноября 1960 года:

«1 Вокзал – Городок Нефтяников [количество автобусов] 4 ЗИЛ [интервал] 22 мин.
2 Биофабрика – посёлок Амурский (Северные) [количество автобусов] 30 ЗИЛ [интервал] 3 мин.
3 Пос[ёлок] им. Менделеева – ж.д. переезд №418 [количество автобусов] 6 ЗИЛ [интервал] 11 мин.
4 Клуб им. Лобкова – клуб им. Гуртьева [количество автобусов с 15 ноября] 12 ЗИЛ; [количество автобусов с 15 декабря +] 3 ЗИЛ [интервал] 4 мин.
5 Клуб им. Лобкова – Карьер [количество автобусов] 4 ПАЗ [интервал] 10 мин.
6 посёлок Восточный - 3-й Разъезд [количество автобусов] 12 ЗИЛ [интервал] 7 мин.
7 Биофабрика – Московка [количество автобусов] 2 ЗИЛ [интервал] 30 мин.
8 Парк к[ультуры] и о[тдыха] – посёлок Волжский [количество автобусов] 2 ЗИЛ [интервал] 20 мин.
9 Городок Нефтяников – пос. Дальний [количество автобусов] 2 ЗИЛ [интервал] 30 мин.
10 Центральн[ый] рынок – 1-й кирпичн[ый] з[аво]д  [количество автобусов] 2 ЗИЛ [интервал] 20 мин.
11 Аэропорт – центр города [количество автобусов] 5 ПАЗ [интервал] 12 мин.
12 Кировский райисполком – к/т Маяковского [количество автобусов] 5 ПАЗ [интервал] 15 мин.
13 Цирк – кирпичный завод №8 6 ЗИЛ [количество автобусов] 3 ЗИЛ [интервал] 6 мин.
14 Пл[ощадь] Дзержинского – Амурские (восточн.) [количество автобусов] 10 ЗИЛ [интервал] 6 мин.
15 Лесоперевалка – ст. Куломзино [количество автобусов] 7 ПАЗ [интервал] 5 мин.
16 Ленинградская пл[ощадь] – овчин. мех. фабрика [количество автобусов] 2 ПАЗ [интервал] 30 мин.
17 Новостройка – авиаучилище [количество автобусов] 8 ПАЗ [интервал] 7 мин.
18 Ст[анция] Куломзино – совхоз №43 [количество автобусов] 2 ПАЗ [интервал] 45 мин.
19 Ст[анция] Куломзино – кожзавод [количество автобусов] 2 ПАЗ [интервал] 20 мин.
20 Вокзал – завод СК (экспресс) [количество автобусов с 15 ноября] 15 ПАЗ [количество автобусов с 15 декабря] 9 ПАЗ [интервал] 4 мин.
21 Ленинградская пл[ощадь] – Дворец культуры городка Нефтяников [количество автобусов] 10 ЗИЛ [интервал] 6 мин.
22 Городок Нефтяников – пос. Заводской [количество автобусов с 15 ноября] 4 ЗИЛ [количество автобусов с 15 декабря] 6 ПАЗ [интервал] 10 мин.
23 Городок Нефтяников – пос. Сибирский [количество автобусов] 3 ПАЗ [интервал] 10 мин.
24 Городок Нефтяников – домостроительный комбинат [количество автобусов] 3 ЗИЛ [интервал] 10 мин.
25 Виадук – клуб им. Гуртьева [количество автобусов с 15 ноября] 10 ЗИЛ [количество автобусов с 15 декабря +] 3 ЗИЛ [интервал] 4 мин.
26 Дворец культуры – Московка (Октябрьского района) [количество автобусов с 15 ноября] 6 ЗИЛ [количество автобусов с 15 декабря +] 2 ЗИЛ [интервал] 12 мин.
27 Дворец культуры – ж.д. переезд № 417 (Октябрьский район) [количество автобусов с 15 ноября +] 2 ЗИЛ [количество автобусов с 15 декабря] 1 ЗИЛ [интервал] 18 мин.
28 Кировский райисполком – ул. Ключевая [количество автобусов] 2 ПАЗ [интервал] 15 мин.
29 Биофабрика – Учхоз [количество автобусов] 2 ЗИЛ [интервал] 20-30 мин.
30 Кировский рынок – Центр [количество автобусов] 8 ПАЗ [интервал] 8 мин.
31 Дворец культуры – посёлок Светлый (Октябрьский район) [количество автобусов] 2 ПАЗ [интервал] 1-10 мин.
32 Виадук – посёлок Южный [количество автобусов] 2 ПАЗ [интервал] 30 мин.
33 Площадь Ленина – вокзал [количество автобусов] 6 ЗИЛ [интервал] 4 мин.
34 19 Амурская – 33 Северная, Герцена, 22 Северная, Вавилова, 7 Северная, Красный путь, Октябрьская – Вавилова, 22 Северная – Герцена – 33 Северная – 19 Амурская [количество автобусов] 5 ЗИЛ [интервал не указан – прим. В.Д.]
35 Клуб им. Лобкова – 7 Электровозная [количество автобусов] 8 ПАЗ [интервал] 5 мин.
Всего с 15 ноября с.г. АТК [здесь и далее – «автотранспортной колонне» - прим. В.Д.] №1 обеспечивает выход по всем маршрутам ежедневно 131 автобус и с 15 декабря с.г. – 143 автобуса. АТХ [вероятно, «автотранспортное хозяйство», либо опечатка; имеется ввиду АТК] №2 с 15 ноября с.г. – 75 автобусов и с 15 декабря с.г. – 95 автобусов» [3, л. 27-28].

Соотнеся список с распоряжением Совета депутатов из предыдущей главы, отметим, что, вероятно, по данному распоряжению были организованы следующие маршруты:
№ 10 Центральный рынок – 1-й кирпичный завод
№ 16 Ленинградская площадь – овчинно-меховая фабрика
№ 22 Городок Нефтяников – пос. Заводской
№ 24 Городок Нефтяников – домостроительный комбинат
№ 32 Виадук – посёлок Южный
И, соответственно, до 1960 года они отсутствовали.

4.

Теперь перейдём к маршрутной схеме лета 1961 года.
Из решения № 11/12 от 6 июня 1961 г. «Об утверждении маршрутов движения автобусов и троллейбусов на летний период 1961 года», приложение №1:

«Автобусные маршруты на летний период 1961 года»

Последовательность: номер и наименование маршрута, количество автобусов, марка, интервал движения (часы-минуты):

«1 Вокзал – Городок Нефтяников [количество автобусов] 10 ЗИЛ [интервал движения часы-минуты] 0-08
2 Биофабрика – 19 Амурская [количество автобусов] 30 ЗИЛ [интервал движения часы-минуты] 0-08
3 Пос[ёлок] Менделеева – переезд 418 км [количество автобусов] 7 ЗИЛ [интервал движения часы-минуты] 0-10
4 Клуб им. Лобкова – клуб им. Гуртьева [количество автобусов] 14 ЗИЛ [интервал движения часы-минуты] 0-03
5 Клуб им Лобкова – Карьер [количество автобусов] 7 ЗИЛ [интервал движения часы-минуты] 0-13
6 3-й Разъезд – посёлок Восточный [количество автобусов] 12 ЗИЛ [интервал движения часы-минуты] 0-04
7 Вокзал – посёлок им. 40 лет Октября [количество автобусов] 3 ЗИЛ [интервал движения часы-минуты] 0-30
7-а Площадь Ленина – посёлок 40 лет Октября [количество автобусов] 3 ЗИЛ [интервал движения часы-минуты] 0-25
8 Парк культуры и отдыха – посёлок Волжский [количество автобусов] 2 ЗИЛ [интервал движения часы-минуты] 0-30
9 Городок Нефтяников – посёлок Дальний [количество автобусов] 6 ПАЗ [интервал движения часы-минуты] 0-12
10 Центральный рынок – кирпичный завод №1 [количество автобусов] 2 ЗИЛ [интервал движения часы-минуты] 0-30
11 Аэропорт – центр города [количество автобусов] 5 ПАЗ [интервал движения часы-минуты] 0-12
12 Кировский райисполком – к/т им. Маяковского [количество автобусов] 2 ПАЗ [интервал движения часы-минуты] 0-30
13 Цирк – кирпичный завод №8 [количество автобусов] 8 ЗИЛ [интервал движения часы-минуты] 0-07
14 Пл[ощадь] им. Дзержинского – 30 Амурская [количество автобусов] 8 ЗИЛ 0-06
14а Пл[ощадь] им. Дзержинского – Новостройка [количество автобусов] 4 ЗИЛ [интервал движения часы-минуты] 0-15
15 Ст[анция] Куломзино - лесоперевалка [количество автобусов] 5 ПАЗ [интервал движения часы-минуты] 0-08
16 Овчинно-меховая фабрика – центр города [количество автобусов] 2 ПАЗ [интервал движения часы-минуты]  0-20
17 Новостройка – училище ГВФ [гражданского воздушного флота; количество автобусов] 8 ПАЗ [интервал движения часы-минуты] 0-06
18 Ст[анция] Куломзино – 43-й совхоз [количество автобусов] 1 ПАЗ [интервал движения часы-минуты] 1-20
19 Ст[анция] Куломзино – кожзавод [количество автобусов] 2 ПАЗ [интервал движения часы-минуты] 0-20
20 Вокзал – завод СК [синтетического каучука; количество автобусов] 20 ПАЗ [интервал движения часы-минуты] 0-04
21 Ленинградская площадь – городок Нефтяников [количество автобусов] 7 ЗИЛ [интервал движения часы-минуты] 0-09
22 Дворец культуры – Кировский райисполком [количество автобусов] 4 ПАЗ [интервал движения часы-минуты] 0-25
23 Городок Нефтяников – посёлок Сибирский [количество автобусов] 7 ПАЗ [интервал движения часы-минуты] 0-08
25 Виадук – клуб им. Гуртьева [количество автобусов] 11 ЗИЛ [интервал движения часы-минуты] 0-04
26 Дворец культуры Октяб[рьского] р[айо]на – кирзавод №7 [количество автобусов] 11 ЗИЛ [интервал движения часы-минуты] 0-06
29 Биофабрика – Учхоз [количество автобусов] 2 ЗИЛ [интервал движения часы-минуты] 0-20
30 Кировский рынок – центр города [количество автобусов] 7 ПАЗ [интервал движения часы-минуты] 0-06
31 Дворец культуры – посёлок Светлый [количество автобусов] 2 ПАЗ [интервал движения часы-минуты] 0-30
32 Виадук – посёлок Южный [количество автобусов] 3 ЗИЛ [интервал движения часы-минуты] 0-26
33 Площадь им. Ленина – вокзал [количество автобусов] 4 ЗИЛ [интервал движения часы-минуты] 0-07
34 Гостиница «Октябрь» - сады ул. Герцена [количество автобусов] 3 ЗИЛ [интервал движения часы-минуты] 0-24
36 Лесоперевалка – центр города [количество автобусов] 5 ПАЗ [интервал движения часы-минуты] 0-14
37 Ключевая – центр города [количество автобусов] 5 ПАЗ [интервал движения часы-минуты] 0-10
38 Центральный рынок – посёлок Харино [количество автобусов] 3 ПАЗ [интервал движения часы-минуты] 0-40
39 Биофабрика – Дворец культуры [количество автобусов] 2 ЗИЛ [интервал движения часы-минуты] 0-19

Троллейбусные маршруты:
1. Городок Нефтяников – ул. 3-я Транспортная 20 машин
2. Кинотеатр им. Маяковского – вокзал 16 машин
3. Кинотеатр им. Маяковского – ул. 3-я Транспортная 8 машин
4. Городок Нефтяников – управление жел[езной] дороги 10 машин [3 л. 103-104].

5.

Летом 1961 года так же выделялись специальные автобусы для подвоза омичей к пляжам Центрального и Куйбышевского района. Номера маршрутам не присваивались, хотя самих маршрутов было четыре.
Они были представлены приложении №2 решения № 11/12 от 6 июня 1961 г. «Об утверждении маршрутов движения автобусов и троллейбусов на летний период 1961 года»:

«Дополнительные автобусные маршруты на лето 1961 года по пассажирской АТК №1»

Последовательность: маршрут, количество автобусов, интервал движения в минутах, начало и конец работы.

«По воскресеньям:
19-я Амурская – пляж Центрального района [количество автобусов] 2 [интервал движения] 29  [начало и конец работы] 7-32 – 0-17
30-я Амурская - пляж Центрального района [количество автобусов] 4 [интервал движения] 12 [начало и конец работы] 6-04 – 0-01
Клуб им. Лобкова - пляж Центрального района [количество автобусов] 2 [интервал движения] 18 [начало и конец работы] 8-00 – 24-00
Московка - пляж Куйбышевского района, с остановкой на Рабочих ул. [количество автобусов] 2 [интервал движения] 22 [начало и конец работы] 8-00 – 0-07

По субботам:
Московка - пляж Куйбышевского района [количество автобусов] 2 [интервал движения] 22 [начало и конец работы] 16-11 – 23-23
19-я Амурская – пляж Центрального района [количество автобусов] 2 [интервал движения] 29 [начало и конец работы] 15-50 – 23-10
30-я Амурская - пляж Центрального района [количество автобусов] 4 [интервал движения] 12 [начало и конец работы] 16-16 – 0-01
Клуб им. Лобкова - пляж Центрального района [количество автобусов]  2 [интервал движения] 18 [начало и конец работы] 16-00 – 24-00

Ежедневные:
Биофабрика – центр ул. 24-я Северная – сады (маршрут №2) [количество автобусов] 8  [интервал движения] 10 [продлённая до дач «двойка»,  вероятно, этот маршрут можно считать самым первым из садовых в Омске – прим. В.Д.]
Омск – Чернолучье [количество автобусов] 2 [интервал движения] 2 ч. [начало и конец работы] 7-30 - 23-30» [3, л. 105].

6.

Последний перечень маршрутов, обнаруженный нами – зима 1961/1962 года.
 Из решения № 24/28 от 20 октября 1961 г. «Об утверждении маршрутов движения автобусов и троллейбусов в зимний период 1961-1962 годов» (приложение №1).
Последовательность в перечне: номер маршрута, наименование маршрута, количество автобусов, марка, интервал движения:

«1 Вокзал – Городок Нефтяников [количество автобусов] 26 ЗИЛ 4 мин.
(в т.ч.: вокзал – к/т Маяковского, в часы «пик») [количество автобусов +]  5 ЗИЛ [интервал движения] 8 мин.
2 Биофабрика – посёлок Амурский [количество автобусов] 30 ЗИЛ [интервал движения] 3 мин.
3 Пос. им. Менделеева – сажевый завод [количество автобусов] 7 ЗИЛ [интервал движения] 10 мин.
4 Клуб им. Лобкова – клуб им. Гуртьева [количество автобусов] 14 ЗИЛ [интервал движения] 3 мин.
5 Клуб им Лобкова – ул. 7-я Электровозная [количество автобусов] 5 ЗИЛ [интервал движения] 8 мин.
6 3-й Разъезд – посёлок Восточный [количество автобусов] 12 ЗИЛ [интервал движения] 5 мин.
7 Вокзал – посёлок 40 лет Октября [количество автобусов] 5 ЗИЛ [интервал движения] 15 мин.
8 Парк культуры и отдыха – посёлок Волжский [количество автобусов] 3 ЗИЛ [интервал движения] 20 мин.
9 Городок Нефтяников – посёлок Дальний [количество автобусов] 5 ПАЗ [интервал движения] 12 мин.
10 Центральный рынок – кирпичный завод №1 [количество автобусов] 3 ЗИЛ [интервал движения] 20 мин.
11 Аэропорт – площадь им. Ленина [количество автобусов] 5 ПАЗ [интервал движения] 12 мин.
12 Площадь им. Ленина – пос. 40 лет Октября [количество автобусов] 3 ЗИЛ [интервал движения] 25 мин.
13 Госцирк – кирпичный завод №8 [количество автобусов] 8 ЗИЛ [интервал движения] 7 мин.
14 Площадь им. Дзержинского – ул. 30 Амурская [количество автобусов] 8 ЗИЛ [интервал движения] 6 мин.
15 Площадь им. Дзержинского – Новостройка [количество автобусов] 4 ЗИЛ [интервал движения] 15 мин.
16 Овчинно-меховая ф[абри]ка – пл. им. Ленина [количество автобусов] 3 ПАЗ [интервал движения] 15 мин.
17 Новостройка – училище Г.В.Ф. [«гражданского воздушного флота» количество автобусов] 8 ПАЗ 8 мин.
18 Ст[анция] Куломзино – Ново-Омский совхоз [количество автобусов] 2 ПАЗ [интервал движения] 40 мин.
19 Ст[анция] Куломзино – кожзавод [количество автобусов] 2 ПАЗ [интервал движения] 20 мин.
20 Вокзал – завод СК (экспресс) [количество автобусов] 23 ПАЗ [интервал движения] 6 мин.
21 Городок Нефтяников – пос. Заводской [количество автобусов] 4 ПАЗ [интервал движения] 15 мин.
22 Дворец культуры – Кировский исполком (экспресс) [количество автобусов] 2 ПАЗ [интервал движения] 24 мин.
23 Городок Нефтяников – пос. Сибирский [количество автобусов] 3 ПАЗ [интервал движения] 20 мин.
24 Городок Нефтяников – Домостроит. комбинат [количество автобусов] 3 ПАЗ [интервал движения] 10 мин.
25 Виадук – клуб им. Гуртьева [количество автобусов] 11 ЗИЛ [интервал движения] 5 мин.
26 Дворец культуры – посёлок Московка [количество автобусов] 11 ЗИЛ [интервал движения] 7 мин.
27 Площадь Победы – ул. 3-я Транспортная (в часы «пик») [количество автобусов] 2 ЗИЛ [интервал движения] 20 мин.
28 Площадь им. Ленина – мясокомбинат (строящийся в Кировском районе) [количество автобусов] 1 ПАЗ [интервал движения] 2 часа
29 Биофабрика – Учхоз [количество автобусов] 2 ЗИЛ [интервал движения] 20 мин.
30 Клуб им. Лобкова – Карьер [количество автобусов] 2 ЗИЛ [интервал движения] 30 мин.
31 Дворец культуры – посёлок Светлый [количество автобусов] 2 ПАЗ [интервал движения] 30 мин.
32 Виадук – посёлок Южный [количество автобусов] 4 ЗИЛ [интервал движения] 20 мин.
34 Гостиница «Октябрь» - ул. 19 Амурская (по ул. Красный путь, 7-я Северная, Герцена) только в часы «пик» [количество автобусов] 2 ЗИЛ [интервал движения] 36 мин.
36 Лесоперевалка – центр города (экспресс) [количество автобусов] 17 ПАЗ [интервал движения] 4 мин.
37 ул. Ключевая – площадь им. Ленина (экспресс) [количество автобусов] 5 ПАЗ [интервал движения] 10 мин.
38 Центр города – посёлок Харина [количество автобусов] 4 ПАЗ [интервал движения] 30 мин.
39 Биофабрика – пос. Комсомольский [количество автобусов] 2 ЗИЛ [интервал движения] 20 мин.» [3, л. 15-16].

7.

Итак, наши выводы.
Скорее всего, самыми «реликтовыми» автобусными маршрутами в Омске (то есть длительно сохранявшими номер и конечные остановки) можно считать:
№ 17 маршрут Новостройка – ОЛТУГА (лётно-техническое училище гражданской авиации) (1960 г. – 2018 г. с временным изменением маршрута из-за реконструкции моста в Старый Кировск над станцией Карбышево-1 в 2000-е годы и частичным изменением в 2013 году);
№ 30 маршрут ДК Лобкова – Карьер (1961 г. – 2018 г., в 1960 году был под № 5)
Весьма «древним» так же являются маршрут № 4, работавший неизменно около 40 лет - с 1960 года по 2000-е.
Лишь частично были трансформирован маршрут № 31 (из пос. Светлый ходил в 80-е годы до пос. Южный, а в 1990-е - 2010-е до ул. Лизы Чайкиной).
Остальные маршруты существенно менялись в более короткие сроки.
История троллейбусных маршрутов известна хорошо, поэтому развивать информацию из четвёртого пункта в этом эссе я не буду.
Заканчивая публикацию, хотелось бы выразить надежду, что со временем удастся более полно восстановить схему автобусных маршрутов в Омске до начала 80-х годов, то есть до того времени, когда она относительно точно представлена на картах и путеводителях.

Литература:
1. Демешко В.Н. Пассажирские автобусы Омска в 1959 году. // http://proza.ru/2019/07/04/179
2. Решения Омского городского Совета депутатов трудящихся за 1960 год. // Ф. 1100, оп. 1, д. 129
3. Решения городского Совета Депутатов трудящихся за 1961 год. / Ф. 1100, оп. 1, д. 133.

Полный список произведений автора: http://proza.ru/avtor/demits

На фото – автобус ЛиАЗ-677М на «реликтовом» маршруте № 17, существовавшем неизменно более 50 лет.
Автор фото – Юрий Романовский, 2004 год (с сайта http://fotobus.msk.ru).


Рецензии