С вершины лет

     23 июня 1941 года – день рождения моей подруги Галины Лисицыной (в девичестве Цветковой). «Какое счастье, что я появилась на свет днём позже, потому что не могу представить, как можно было бы совместить радостный для меня и моих родных день рождения с днём горечи, боли всего народа», - говорит Галя. И дальше я публикую её воспоминания без каких-либо комментариев.

     - В этот день папа, Цветков Павел Павлович, уходил на фронт, и я оказалась для него счастливым подарком. Из окошка родильного дома мама показала ему запелёнатую крошку по имени Галя. И хотя на таком расстоянии невозможно было разглядеть лицо дочурки, папа, уезжая, был спокоен за нас: у нас с мамой было всё в порядке.
     До войны родители получили профессию шофёров. Папа воевал на Калининском фронте. Его машина «студобекер» изъездила под бомбёжками и пулями не одну тысячу километров, и девизом его были слова из намного позже написанной песни: «Чтобы не пришлось любимой плакать, крепче за баранку держись шофёр». Ведя машину, папа всегда помнил, что от его быстроты, мастерства и смелости зависит не только его жизнь, но и жизнь пассажиров. Закончилась военная эпопея сержанта Цветкова в Гродно, его боевой путь в разгроме немецко-фашистских захватчиков отмечен орденом Славы и медалями.

     Родилась я в Москве, но два года мы с мамой пробыли в эвакуации в Башкирии. По малолетству я не помню войну в её неприглядности: в бомбёжках, взрывах, в пожарищах.

       Но зато после войны нагляделась на наших врагов из окна квартиры, куда мы вернулись после эвакуации.  Серые, понурые, оборванные шли они колоннами по нашей Серпуховской улице, и казалось, нет им ни начала, ни конца.

     С папой нам довелось увидеться до Победы. Это было в 1944 году, когда его отпустили на побывку. Мне к тому времени исполнилось три года.

      Мама с нетерпением ожидала папиного возвращения, постоянно рассказывала мне о нём. Поэтому я не испугалась, увидев чужого дядю, тем более что тут же было произнесено слово «папа». Я не слезала с его рук и тенью ходила вслед за ним по комнатам. А в 1945, победном для страны году, родился мой брат Юра, который, как и я, окружён сегодня детьми и внуками.

     Проживали мы в угловом доме, на пересечении Серпуховской улицы и Арсеньевского переулка (ныне переулок Павла Андреева). Окна нашей квартиры выходили на скверик, где установлен мемориальный камень на месте ранения В.И.Ленина  Ф.Каплан. Владимир Ильич приезжал на встречу с рабочими завода Михельсона.

       Впоследствии электромеханический завод стал носить имя Владимира Ильича. Рядом со сквером находилась заводская фабрика-кухня, которая в дни выборов превращалась в очаг для голосования.  Мы в то время не понимали, что это за таинство, но очень любили и считали большим праздником.  После исполнения родителями гражданского долга нас вели в буфет и покупали вкусности, которые в обычные дни были для нас недоступны.

     1 сентября 1948 года мама повела меня в первый класс  553 школы. Помню, как наш класс, выстроившись парами и вытянувшийся в длинную шеренгу, стоял в просторном холле первого этажа. Незнакомые друг другу девочки, все в белоснежных фартучках и белыми бантами в волосах, с любопытством смотрели на свою первую учительницу.

      Началось знакомство. «Здравствуйте, девочки! - сказала учительница. Меня зовут Валентина Андреевна. Я ваша классная руководительница. А вы – ученицы 1"В"класса. Познакомьтесь друг с другом». Мы с девочкой из нашей пары повернулись друг к другу лицом и назвали свои имена – Галя, Рая. Цветкова. Цветкова.  Даже наши мамы удивились такому совпадению, а что уж говорить о нас. Так зародилась наша дружба, к счастью, которой нет конца. Выйдя замуж, стали Лисицыной и Лунёвой, создали собственные семьи, но  чувства привязанности, преданности и нежности друг к другу не растеряли за минувшие 70 лет, со дня зарождения нашей дружбы.

     В нашем доме весь первый этаж по фасаду был в полном смысле усеян маленькими, но очень уютными и чистенькими  магазинчиками.  Мы с Раей больше всего любили «Рыбный». Особый интерес у нас вызывал средний прилавок: в стеклянном аквариуме, размещённом вдоль всего прилавка, плавала живая рыба. А на прилавке, над крышей аквариума, в стеклянной посуде красовались живые и варёные раки.

      Неподалёку от дома размещался клуб завода Ильича (так называли его местные жители). Здесь демонстрировались кинофильмы, в том числе много детских, устраивались детские спектакли.

     А вот отдыхать мы предпочитали в дворе Раи. Он был большим, чистым и зелёным. Правда, в ходе своих игр мы невольно вытоптали травяной покров. Детей там было много, всех возрастов, но это не мешало нам жить в дружбе и согласии. Игры были разнообразные и подвижные. Любили играть в «чижика», круговую лапту, «казаков-разбойников», салки, волейбол, классики, не расставались с прыгалками – да разве всё вспомнишь сегодня.

      Вдоволь набегавшись, мы усаживались на скамейку, и начиналась игра в «испорченный телефон». Удивительно быстро доходили до нас житейские новости. Мы и телефона-то в глаза никогда не видели,  однако играли очень правильно. И главное – с юмором.

     Когда я училась в 6-ом классе, папа был командирован в Монгольскую Народную Республику, и мы всей семьёй прожили там два года. Когда вернулись в Москву, то согласно решению правительства в стране уже было введено совместное обучение мальчиков и девочек. Мою подругу перевели в школу-новостройку №729, а я должна была продолжать обучение по месту прописки в 553 школе. Но родителям удалось получить разрешение на моё поступление в 729 школу. И опять мы – Цветковы Рая и Галя стали учиться в одном классе.

     По окончании школы пути наши разошлись, но дружба не угасла. Я поступила на работу лаборанткой в группу новых видов продукции на Московский пищевой комбинат имени  Микояна. Работа меня увлекла. По времени она совпала с освоением целинных и залежных земель, а также с расширением посевы кукурузы. Необходимо было для переработки зерновых культур и их сохранения внедрение нового оборудования. В нашу лабораторию поступил аппарат для «взрывания» кукурузы, или получения поп-корма. Меня обучили работать на нём. Так что я в числе других являюсь популяризатором так полюбившегося в наше время этого лакомства.

     В декабре 1959 года состоялся Пленум ЦК КПСС. Меня с этим аппаратом привезли во Владимирский зал Кремля, где я демонстрировала его работу. Познакомиться с новым оборудованием и полакомиться выходящей из него продукции подошли Никита Сергеевич Хрущёв и другие члены правительства. В связи с этим событием были большие публикации в газетах  «Известия» и  «Советская торговля». А я получила более 200 писем от молодых людей.

     В 1961 году поступила в Институт химического машиностроения (МИХМ). В 65-ом защитила диплом и получила распределение во ВНИИгидромаш.  В связи с рождением сына Володи пришлось на время оставить работу. Возобновив трудовую деятельность, связала себя с вопросами стандартизации. Сначала работала в Госстандарте СССР инженером по стандартизации и ведущим конструктором, а затем – во ВНИИстройдормаше и ЦНИИСе. Моя работа отмечена знаком «Отличник стандартизации и бронзовой медалью ВДНХ. В ЦНИИСе  я получила звание и медаль «Ветеран труда».

     Во времена перестройки, когда рушилось всё, начиная с Советского Союза и кончая НИИ, заводами и фабриками, мне  довелось поработать в архиве Загса. Эти годы я вспоминаю с особой теплотой. Конкретная, сиюминутная помощь людям – что может быть дороже в наших порою непростых житейских делах?  Сколько счастливых лиц прошло перед глазами, нашедших так необходимые для них документы! Было приятно, что смогла помочь людям. И очень переживала, когда бумаги не находились, хотя это случалось не по моей вине.

     Незаметно летит время. Вот уже выросли внуки – Антон и Андрей. Похоронены родители. Но светлая память о том, что они не только дали нам жизнь, но и сберегли от злобного врага, живёт в наших сердцах. Эту любовь мы обязаны передать своим потомкам.


Рецензии
Здравствуйте, Раиса!
Понравился рассказ интересной, объёмной подачей материала.
С уважением, Раиса Цвиркун.

Владимир Цвиркун   19.05.2023 09:45     Заявить о нарушении
Добрый день, Раиса. Спасибо за отзыв. Держитесь! С уважением,

Раиса Лунева   19.05.2023 13:33   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.