О попугаях, рыбках и не только...

Окончив школу, я уехала в Москву на учёбу в институт. Затем вышла замуж, да так  и осталась здесь. Первое время мы жили в девятиметровой комнате  коммуналки. Даже тогда мы умудрились завести собаку, метиса овчарки. Мы возили  Черныша в большом рюкзаке в метро и  электричке на дачу. Как только мы доставали этот рюкзак, пёс немедленно садился рядом с ним, следил за каждым шагом хозяев, заглядывал в глаза и поскуливал. И мы просто не могли оставить его дома или забыть. По дороге от станции, почуяв свободу и простор, он носился по полю, выпрыгивал из растущей на нём пшеницы, словно прячась и вновь появляясь над ней.
Однажды осталась с псом на даче одна. Пришли какие-то незнакомые люди и стали пытаться погрузить на грузовик наши стройматериалы. Я встала на доски и препятствовала погрузке, как могла. Один из мужчин хотел меня оттолкнуть и... очень об этом пожалел. Черныш вцепился в  рукав обидчика и держал до тех пор, пока не подоспели соседи. Авторитет его в нашей семье и даже у соседей после этого случая сильно вырос!
Уезжая в отпуск мы оставили пса на попечение моей сестрёнки, и за один день до нашего приезда он потерялся. Я очень переживала, долго искала, ходила по местам обычных прогулок, обошла весь район, но собака так и не нашлась.

Храбрая Джульетта
Как очередники мы получили двушку в районе Чертаново на первом этаже. Но поскольку дом стоял на косогоре, этаж был высокий, почти как второй.
 Лето. Вернулись с дачи. Темнело. Натрудившись на воздухе, муж уснул на диване в большой комнате, расположившись головой к окну. Десятилетнему сыну разрешили смотреть телевизор в родительской спальне. А я на кухне собирала и метила его вещи для отправки завтра в пионерский лагерь. На каждой  писала фамилию тушью и прижигала утюгом, чтобы метки не смывались.
Наша собачонка Джуля, породы тибетский терьер,  бегала из большой комнаты на кухню и обратно, громко лаяла, звала за собой и мчалась в комнату, где спал муж, затем снова ко мне, и снова в комнату...Наконец, тихонько ругая за шум, я отправилась за ней. Переступив порог - обомлела: на подоконнике с внутренней стороны за занавеской, прямо над головой мужа чётко вырисовывался мужской силуэт. Так вот о чём хотела сообщить Джуля! Я сорвала со стены охотничье ружьё (тогда было модно вешать разное оружие для красоты на ковры),  и с криком безрассудно бросилась к окну. Мужчина выпрыгнул на лоджию. Я - за ним. Даже успела рассмотреть, что это был молодой, лет тридцати пяти светловолосый человек, в белой, с рисунком теннисных мячей и ракеток, футболке, тёмных брюках...Поразили его колючие, злые глаза. Он спрыгнул с лоджии и убежал, а я продолжала голосить , потрясая ружьём и грозя застрелить. Проснувшийся Владимир ругался: "Почему ты не разбудила? Ведь всё могло закончиться настоящим несчастьем!"  А потом  началась настоящая истерика. Меня долго не могли успокоить. Жить в этой квартире  так и не смогли, и  вынуждены были произвести обмен и переехать в другой район. Но мы всегда помнили, как маленькая Джульетта спасла нас и, возможно, даже наши жизни.


Хомячки Матильда и Васька
Когда рос наш сын, связь с животными только усилилась. Кто только у нас не жил: рыбки вуалехвосты, хомяки, белая крыса, кролики, попугаи (волнистые, неразлучники, ара), болонка Джуля и овчарка Макс...И мне кажется, что это не мы сыну, а наоборот , он нам прививал  любовь к животным.
Небольшая двухкомнатная квартира. Хомячки Матильда и Васька постоянно приносили потомство, которое приходилось кому-то пристраивать. А ещё, если кто-либо приближался к клетке, хомячиха хватала своих ещё слепых детёнышей и поспешно запихивала их в пасть. Картина, прямо скажу, не для слабонервных!
Матильда часто убегала. Мы облегчённо вздыхали, в надежде, что навсегда. Но кто-то из соседей, к кому она попадала по стояку в туалете, приносили её снова со словами: "Это не Ваша?".

                Вуалехвосты
О рыбках разговор особый.  Обжорливые и всеядные золотые, чёрные, жёлтые, белые красавцы вуалехвосты с пышными свисающими хвостовыми плавниками держали нас в постоянном стрессе: не забыть бы вечером включить, а утром выключить компрессор для обогащения кислородом воды в аквариуме, иначе или сгорит компрессор, или рыбки задохнутся. За разными заботами утром все мы нередко выключить его забывали, и тогда приходилось звонить соседке и слёзно просить это сделать. На этот случай ей  оставляли ключи от квартиры.
Но зато смотреть на них удивительно. Завораживало и успокаивало зрелище, как плавно двигаясь, вуаль их хвостов грациозно и пластично, словно радужные веера, играла сказочными красками.

                Сорок попугайчиков
Сын очень хотел завести попугайчиков. Мы считали, что и так уже перебор, и не покупали их. Наш третьеклассник решил эту проблему просто. В соседнем доме жил мужчина, который разводил волнистых попугаев для продажи. Андрей стал к нему ходить и помогать в уходе за птичками: чистил клетки, кормил... В результате ему  подарили пару попугаев. Правильное устройство клетки и уход привели к тому, что примерно через год их численность достигла сорока! На кухне висели две большие клетки. Всё это хозяйство так громко щебетало рано по утрам, что мы постоянно не высыпались. От клеток летели пух, корм и прочая грязь. Скажу прямо, для шестиметровой кухни многовато...Но как-то само по себе увлечение прошло, и всех птиц безвозмездно и ко всеобщей радости  передали заводчику.

                Любовь к лошадям
Андрей с детства любил лошадей. Лето он часто проводил у бабушки на Кубани. Там  одиннадцатилетний мальчишка пешком, за десять километров, ходил в колхозную бригаду. Конюх Петро, казак, позволял вместе с ним водить коней к реке на водопой, купать, чистить, а потом  и ездить на них. Помню, как после езды на лошади без седла походка сына напоминала колченогого кавалериста, проскакавшего на лошади без отдыха много часов. Но весьма болезненные ощущения и дискомфорт  не останавливали, и он снова отправлялся в бригаду, чтобы пообщаться со своими любимыми животными.

                Он будет у нас жить!!
Как-то наш уже повзрослевший сын пришёл домой позже дозволенного времени. Открыв дверь, я  растерялась. На пороге сидел огромный пёс, а сын поспешно заявил: "Он будет у нас жить." Вот именно заявил, а не спросил разрешение. И ещё объяснил, что собаку продавал "нехороший" человек, который бил и обижал её. На меня внимательно и жалостно одновременно смотрел шестимесячный щенок немецкой овчарки. Шерсть рыже - чёрного окраса  длинная и настолько густая, что выглядел он, как медвежонок.  Наша  собачонка Джуля  прожила  в семье уже шестнадцать лет. Две собаки для небольшой квартиры?! На следующее утро я улетала на неделю в командировку.. "Постарайся найти до моего возвращению для собаки других хозяев" , - сказала я строго.
Рано утром перед отъездом в аэропорт всё же сама вывела Макса на прогулку, накормила и поставила воду. Командировка получилась довольно трудной, о собаке я даже не вспоминала и только по дороге из аэропорта подумала: "И зачем я настояла, чтобы сын избавился от него! Такой красавец, послушный..." Дома пса не оказалось, на столе лежала записка мужа, что они с сыном уехали по делам и вернутся вечером.
Уставшая с дороги, рейс был очень ранним, задремала. Разбудил меня звонок жившей неподалёку нашей знакомой, которая попросила забрать Макса, оставленного до моего приезда. Собака крупная, мне практически незнакомая. Как она поведёт себя, неизвестно. К удивлению пёс встретил меня с огромной радостью, вертелся, вставал на задние лапы и выражал неописуемый восторг, как   только  меня и ждал. По дороге домой он забегал вперёд, заглядывал в глаза и словно спрашивал, правильно ли он себя ведёт. Дома я села в кресло и проговорила: "Что же мне делать с тобой, лошадь ты этакая?" Пёс положил голову мне на колени, раздвинул в стороны уши и застыл. Может, они понимают гораздо больше, чем мы предполагаем?  Так или иначе, послушный и ласковый пёс прижился и стал любимцем всей семьи. 
Повзрослев, превратился в такого красавца, что на прогулках многие оборачивались. Жаль, в выставках мы не участвовали. Как  переросток, он был крупнее, чем положено в соответствии с породой.
      Как- то раз ночью, Макс всячески будил нас, бегал на лоджию, вставал там на задние лапы. Мы не отреагировали. А зря. Утром увидели, что машина наша стоит на кирпичах, а все колёса украдены.
      А ещё как-то сын привёл в дом афганскую борзую. Нас попросили знакомые подержать Мэри, так звали собаку, на время их поездки за границу. Выгуливал сын двух собак сразу, но иногда приходилось гулять с ними и мне. В руках был длинный поводок, на обеих концах которого по собаке. И вот однажды не успела отдать Максу команду, и он рванул за кошкой. Поводок не удержала. Макс мчался, а на другом его конце  болталась Мэри. Естественно, по пути она, бедняга, шмякалась, "квакая", то о дерево, то о мусорные бачки...
        А потом случилось самое неожиданное! Через несколько дней у неё начались роды. Никто из нас даже не подозревал, что собака щенная, и, конечно, я совсем не была к этому готова. Но, к счастью, всё прошло благополучно, четыре хорошеньких щенка появились на свет. Командировка хозяев собаки оказалась такой длительной, что я успела  раздать всех щенков.  Бесплатно, главное, что в добрые руки.
       
        По работе приходилось  много ездить и по республикам Советского Союза, и за рубеж. Однажды, встретив из очередной командировки, муж сообщил, что Макс потерялся. Сын взял его с собой, и, когда они входили в троллейбус, собаку, видимо, ударило током. Макс взвизгнул, вырвался из ошейника и убежал. Сын с мужем искали, но не нашли. Его нет уже пять дней.
Бросив дома вещи, отправилась на поиски. Расспрашивала бабушек у подъездов, мамочек с колясками и просто прохожих. "Да, здесь ходила огромная собака, и, кажется, её отловили собачники."- Услышала и помчалась на улицу Юннатов, где тогда располагался собачий приёмник и туда свозили отловленных собак. Среди показанных  одним из работников приёмника животных  Макса не было. В основном это была всякая беспородная мелюзга. Но слышался и лай крупных собак, и, как  казалось, голос Макса. Но туда меня не пустили. 
Конец восьмидесятых...Спрос на больших собак  велик, и я поняла, что, скорее всего, всех отловленных породистых и крупных продадут на "птичке", которая  располагалась тогда на Таганке. И на следующее утро,  в шесть утра, мы с мужем уже там. Муж походил со мной минут сорок, а потом уехал, сказав, что всё это бесполезно.
Народ всё прибывал, и продавцов с собаками стало множество. Несколько раз я ошибалась, подходила к похожим на мою собаку. Одна из них даже чуть не укусила. Ноги промокли в снежной каше и замёрзли. Но интуиция подсказывала: его приведут.
И точно! Примерно в 11 часов я издалека увидела моего Макса. Он стоял, привязанный на какой-то замызганный поводок, туго обвивавший шею, с понуро опущенной головой,  взгляд выражал тоску и  боль .  Нос  в ссадинах и кровоточил. Обычно чистая и блестящая шерсть теперь тусклая и грязная...Я окликнула и пёс так рванулся, что петля на шее чуть его не задушила. Он встал лапами мне на плечи и  громко голосил: "гу-гу-гу-гу!"  Никогда раньше не слышала, чтобы собаки издавали такие звуки. Пытаюсь его отвязать, и тут ко мне подскакивает  именно тот человек, который не пустил вчера в собачьем приёмнике, врал, что там больные, давно отловленные . "Собака продана, сейчас придёт хозяин, и вам мало не покажется",- кричал он. "Да нет, это всем вам мало не покажется! Это мой пёс! Вы били  по носу, чтоб сломить его волю. Сейчас со мной  он никого не боится. И если прикажу,  выполнит команду "фас ", - с этими словами  отвязала  и увела исстрадавшееся животное, оставив продавца и покупателя разбираться друг с другом. Нас пытались догнать, но мы благополучно оторвались от преследователей, сменив на всякий случай в толпе направление движения.
Таксиста с трудом удалось уговорить взять нас. Увидев огромного пса, они попросту уезжали.  Но всё же, наконец мы поехали домой! В машине Макс сидел, тесно прижавшись и положив голову мне на плечо. Тело его била мелкая дрожь.Как только мы вышли из такси, воспитанный и послушный пёс потащил по лестнице на шестой этаж так, что я едва поспевала. Дома - никого. Обойдя всю квартиру он рухнул, уснул у двери...
Конечно, увидев собаку, и  сын, и муж не поверили своим глазам, несказанно удивились и обрадовались. Потом сын сказал: "Это только ты, мама, смогла через столько дней отыскать собаку в Москве!" 


Рецензии
Шикарные рассказы! В конце 80-х я тоже часто бывал на "птичке"... Дальнейших творческих удач, Тамара!

Юрий Николаевич Егоров   29.12.2019 18:09     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.