Блок. Зимний ветер играет терновником... Прочтение
Зимний ветер играет терновником,
Задувает в окне свечу.
Ты ушла на свиданье с любовником.
Я один. Я прощу. Я молчу.
Ты не знаешь, кому ты молишься, —
Он играет и шутит с тобой.
О терновник холодный уколешься,
Возвращаясь ночью домой.
Но, давно прислушавшись к счастию,
У окна я тебя подожду.
Ты ему отдаешься со страстию.
Всё равно. Я тайну блюду.
Всё, что в сердце твоем туманится,
Станет ясно в моей тишине.
И когда он с тобой расстанется,
Ты признаешься только мне.
20 февраля 1903
А это что? Это он увидел? Это он напророчил всю свою дальнейшую жизнь с “Любочкой”?
И когда он с тобой расстанется,
Ты признаешься только мне.
В 907 году, забеременев от очередного любовника, она вернётся к Блоку.
Так увидел или напророчил? И было ли для него тогда в этих терминах различие?
Конечно, всё эти “терновники-любовники” – проба пера, попытка написать жестокий романс. Может, вернулся из какого-нибудь кабака с цыганами, послушал:
«…Ваша хозяйка в старинные годы
Много имела хозяев сама,
Опытных в дом привлекала из моды,
Более нежных сводила с ума.
Таял в объятьях любовник счастливый,
Таял порой капитал у иных…»
А. Апухтин
послушал и подумал: «А я смогу?». И смог. Вот только не теургу баловаться со Словом.
*
Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
«
- «Ты ушла на свиданье с любовником» и след. - В настроениях стихотворения, возможно, опосредованно отразились конфликты с Л.Д. Менделеевой, пытавшейся "бунтовать" против предстаовений Блока о мистико-платоническом характере их будущих отношений (сер. в записной книжке Блока от начала июля 1903 г.: «"Запрещенность" всегда должна остаться и в браке», а также коммент. к стих. "Голос").
[
Из Примечаний к упомянутому стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
«
- ... Ты поймешь, что я прекрасней // Привиденья твоего. - Образ "Царицы звездных ратей" противопоставляется объекту земной любви лирического "я" (в отличие от господствовавшего в СПД стремления сблизить "Душу мира" и ее земное воплощение; ср. дневниковые записи мемуарного характера от 30(17) августа и 11 сентября (29 августа) 1918 г.).
Вопрос о том, будет ли чувство Блока к Менделеевой "земным", или оно должно развертываться в прежнем мистическом ключе Встреч Вечной Женственности и ее земного певца, глубоко волновал обоих, приобретя после объяснения 7 ноября личный и ,глубоко драматический характер.
Ср. в письме Л.Д. Менделеевой Блоку от (6 декабря) 1902 г.: "Если бы я могла холодно, спокойно рассуждать, поступать теоретично, я бы знала, что делать, на что решиться: я вижу, что мы с каждым днем все больше и больше губим нашу прежнюю, чистую, бесконечно прекрасную любовь. Я вижу это и знаю, что надо остановиться, чтобы сохранить ее на век, потому что лучше этой любви ничего нет на свете; победил бы свет, Христос, Соловьев ... Но нет у меня силы, нет воли, все эти рассуждения тают перед моей любовью, я знаю только, что люблю тебя ( ... )реши беспристрастно, объективно, что должно победить: свет или тьма, христианство или язычество, трагедия или комедия ( ... ) отдаю любовь мою в твои руки без всякого страха и сомнения".
В ответном письме от 6 декабря 1902 г. Блок утверждает их отношения как "высокие" и платонические: « ... знай, что теперь полновластны "свет, христианство и трагедия» *l.
*1 - Слова из письма Л.Д. Менделеевой».
]
Другие редакции и варианты
- «На мгновение ты заколдована». -Вводится образ измены как "заколдованности", впоследствии развернутый Блоком в сюжет о зачарованной колдуном красавице (Царевне; ср. Вступление ко 2-й главе поэмы "Возмездие", стихотворение "Россия", 1908, и др.).
»
Свидетельство о публикации №219080700605